По медвежьим углам двух областей

10..12 июня 2007

Участники поездки: Зубкович Борис, Алексеева Людмила, Лёвина Наталья, Рудаков Сергей, Савчук Мария, Терентьев Вадим, Гуров Руслан, Дибров Дмитрий.

Маршрут: Петрозаводск - Деревянное - Педасельга - Ладва - Пай - Ревсельга - Токари - Посад - Волнаволок - Хевроньино - Подпорожье - ст.Свирь - Важины - Коягино - Согиницы - Токари.

Если вы думаете, что углы не медвежьи, то это неверно. Как раз на границе (между д. Ревсельга и ст. Токари) мы повстречали следы небольшого такого  мишки, который перебирался с семьей из Ордена Почета Республики Карелия в Ордена Ленина Ленинградскую область. Они  шли нашим путем, но впереди нас. Наверно  решили навестить  ленинградских родственников или, как и мы, разведать кратчайший путь из «варягов в греки».

Намечаемый маршрут: Петрозаводск, Педасельга, Ладва, Пай, Ревсельга, Токари, Посад,  Пидьма, Мятусово, Подпорожье, ст.Свирь, и далее в Петрозаводск на электричке, однако в связи с тем, что от аборигенов была получена информация о том, что между  Пидьмой и Мятусово по берегу Свири пройти невозможно, мы не заезжая в Пидьму, двинулись через  Мятусово на Подпорожье, Важины, Коягино, Согинцы и Токари, оттуда на электричке в Петрозаводск, удлинив маршрут на 30 км, и пройдя на великах  190 км.

старт в Петрозаводске пасётся... после подъёма групповое кипячение воды

Начну по порядку. Утро 10 июня, 9-00 воскресенье, место сбора – остановка ул.Гвардейская, нас 8 человек: Людмила Алексеева, Наташа Левина, Маша Савчук, Руслан Гуров, Дима Дибров, Вадим Терентьев, Сергей Рудаков и я - Боб Зубкович.

Погода и хорошее настроение позволили к 12-30 добраться до  Ладвы , которая была выбрана руководителями района , как центр праздника в честь 80- летия Прионежья. Народ гудел на стадионе и в центре села, окраины были пусты. В единственном работающем магазинчике отоваривались портвейном №33  пара местных алконавтов  и мы, закупающие продукты на обед и благородное Каберне на наш праздничный вечер, посвященный Дню Независимости России (очевидно от Киргизии). Миновав  п. Пай, подъехали к последнему населенному пункту Карелии – д. Ревсельга. Не доезжая деревни 200 м. дорога раздваивается – правая ведет в центр деревни, левая – в Ленобласть. Дорога со стороны Карелии видимо когда-то  строилась,  до границы отсыпана не утрамбованным песком и закачивается стеной леса  в 1,5 км. от Ревсельги. От тупика влево  начинается то, что называется дорогой в Токари  - 5,5 км.  проезжей только на тракторах и джипах с высокими мостами.  Глубокая колея на протяжении всего участка, частично заполнена водой глинистого цвета с глубокими лужами во всю дорогу, загоняющими нас для обхода в лес. Рядом с «дорогой» кое-где просматривается тропа. Сказать, что мы  проехали путь до Токарей на велосипедах будет неверно – мы проволоклись по нему держась за наших коней, которые утопали по ступицы, глина забилась  под щитки, нагромоздилась  на переключатели и тормозные колодки – блеск на время сошел с наших байков.

один из ремонтов въезд в Пай за Ревсельгой питерская дорожка
продолжение церковь в Посаде Волнаволок остановка на ночлег

За  1,5 км  до Токарей дорога чуть-чуть улучшилась – в этом месте заготавливают лес, стоит трактор ТДТ и вагончик ,из которого при нас вышел пьяный в дым сторож, посмотрел мутным взором на движущихся в полной тишине  8-рых велосипедистов , перекрестился, и наверно подумал -  это ж  сколько надо  выпить, чтобы в глазах стало восьмериться, матюгнулся и забыв зачем вышел, зашел обратно. Ну а мы стали поглядывать, где бы можно разбить лагерь для ночлега, но  так ничего подходящего до Токарей и после не нашли.

Через 5,5 км въехали в д. Посад, осмотрели местный  погост и  аккуратный храм ( Афанасьевская часовня) стоящий на выезде из деревни. Перед въездом в д. Волнаволок ( в 100 м не доезжая первых домов, налево )  нашли хорошее, как нам показалось, местечко на берегу живописного Пидьмозера. Пробег за день составил 108 км. И только разбив лагерь и сварив кашу, мы поняли, что находимся на частной территории. Это объяснил нам хозяин, поначалу попытавшийся было  выселить нас с обжитого уже места, но потом бросивший эту затею и, в конце концов после близкого  знакомства, ставший  нашим лепшим другом  на всё время отдыха.

Виктор Михайлович Викторов оказался бывшим военным врачом, специалистом по лечению позвоночника и ребер – вертебрологом. Сам он из Питера, закончил военно-медицинскую академию, бросил городскую столичную жизнь, уехал в глушь, купил земельный участок, завел коз, кур, поросенка. Ест только натуральную пищу, одевается в хлопок и  в его жилище нет не только компьютеров, но и электричества. Угостил нас козьим молоком и вкуснейшей простоквашей, а  потом  сделал  искуснейшие массажи Сергею и  мне, да так, что все боли в позвоночнике  от ходьбы наперевес с велосипедом по бездорожью, моментом прошли. Специалист высшей категории! Надо будет ёщё раз как-нибудь навестить хорошего человека.

Едем дальше. После д. Пелдожи, в 1 км дорога раздваивается: прямо в Пидьму направо в Подпорожье через Мятусово и Хевроньино. Сначала это хороший гравий, а затем очень ровный асфальт, слева у  берега  р. Свири просматриваются отличные для глаза пейзажи и места для ночевок ( для   будущих  пробегов!)

Обедаем уже в Подпоржье, на правом берегу Свири. Остался один этап до ст. Токари. Останавливаемся передохнуть  в деревне Коягино напротив дома одного местного умельца, который оригинально оформил автобусную остановку с фотографиями из истории родной деревеньки. Есть ещё, однако, в глубинках интересные и неординарные люди!  Не все  ведь пьяницы.

Не проезжаем  конечно же мимо Согинец – шесть  наших товарищей ещё не были здесь и не любовались  комплексом Согинского погоста, состоящего из Ильинского 1864 г., Никольского 1696 г. деревянных храмов  и колокольни. Хранительница  даёт нам  ключи от  них, ну а мы с удовольствием смотрим на открывающиеся сверху пейзажи, и как на перекатах блестит  речка Важинка. Но надо завершать путешествие, ведь всё кончается, кончается , кончается …

Через 5 км. сворачиваем направо  на Вачозеро на знакомую стоянку,  на которой  как-то лет 5-6 назад ночевали (там нас пугала нечистая сила). Делаем прощальный ужин и отдыхаем до часу ночи, а  потом совершаем ночной бросок  до ст. Токари (благо, что ночи белые). Померзнув до 4:40, садимся в пустую электричку, и в 6:30 мы дома -  в Петрозаводске. За этот день (и ночь) проехали 80 км.

Маршрут оказался интересным и  вполне может быть повторен с некоторыми вариациями. Например можно  доехать утренней электричкой до ст.Токари и потом через Посад, Мятусово, Подпорожье, Согинцы опять до Токарей и ночной электричкой в Петрозаводск , а можно повторить и наш «подвиг» и самим почувствовать все прелести этих уголков Карелии и Ленобласти.

ритуал по навлечению дождя  все р.Свирь и обед на ней
остановка в Коягино церковь Николы в Согинцах на колокольне ...