Онего-Онега-Онего или Путешествие в Каргополь

13..22 июля 2008 

Участники поездки: Алексеева Людмила, Савченко Маша, Семёнова Людмила, Пашкова Татьяна, Русаков Александр, Рудаков Сергей и Пашков Владимир.

Маршрут: Медвежьегорск - Чёлмужи - Пяльма - Пудож - Кривцы - Морщихинская - Хижгора - Морщихинская - Лядины - Каргополь - Ошевенск - Каргополь - Солза - Прокшино - Белый Ручей - Вытегра - Ошта - Вознесенье - Петрозаводск. 986 км

Собрались съездить в Каргополь и немного посмотреть его окресности. Дней было отпущено всего 10..11, а хотелось многое... Поэтому всё происходило быстро. Собственно сам поход условно делился на три части: Подъезд к району осмотра, Осмотр и Возвращение домой.

13 июля Ранним утром посадка в эл-ку Петрозаводск - Медгора и к полудню группа на старте в солнечном Медвежьегорске. Выезд через Повенец по трассе на Пудож. Переезжаем 2-й шлюз ББК, и на этом достопримечательности первого дня закончились. Асфальт, тепло, солнечно, ветер непонятного направления. Обедаем у моста через очередную речушку строго по расписанию. :) К вечеру подкатываем к Чёлмужской губе, где сворачиваем на старую дорогу и с неё попадаем на северный берег губы почти напротив села (его видно в бинокль). Губа мелкая и вода в ней тёплая... Начало похода отметили глинтвейном. 78 км

едем! остановка на обед мост на старой дороге любопытство не порок

14 июля Подъём в 07:00. Это будет стандартом на этот поход. Утреннее омовение в водах Чёлмужской губы, завтрак и выезд на трассу. Вспоминая скудный на объекты осмотра прошлый день, заезжаем в село Чёлмужи к Богоявленской церкви. Церковь стоит на открытом месте на мысу далеко входящем в губу, и хорошо видна со всех сторон. Получив культурный заряд, катим к реке Туба, где по генеральному плану у нас длинный обед. Но тут в наши дела вмешалась природа: поднялся ветер, причём встречный. В поисках "защиты" от ветра посетили д. Пяльма (не путать с селом!) Симпатичная церквушка, уникальный мост... Тем не менее к Тубе мы подъехали уже уставшие. Вопреки нашим опасениям, дрова в устье Тубы растут кучно и их добыча не напрягает. Обед с купаниями в Онего и сладким сном затянулся аж на 3 часа. Ехать дальше стало тяжело, однако попытки остановиться на ночлег где-нибудь пораньше  провалились, и мы вытаптываем поляну на высоком берегу реки Рагнукса в непосредственной близости от Пудожа. Река мелкая, но вполне "купабельная" (с). Температура воды в пределах жизненной нормы. Ночью прошла гроза. 132 км

Чёлмужи ... д.Пяльма в устье Тубы

15 июля Предполагая дальнейшее отсутствие магазинов на маршруте, делаем закупку провизии в Пудоже. Поворачиваем на восток - на Каргополь. Однако асфальт продолжается. Путь идет вдоль реки Водла: её часто видно с дороги. Перед п.Кривцы асфальт ненадолго пропадает. В Кривцах он опять появляется и до границы с Архангельской областью идёт новенькое, но не широкое шоссе. Куст деревень Усть-Река дорога обходит с востока. Граница с Архангельской областью и Кенозерским нац. парком ознаменована сменой так надоевшего асфальта на укатанную глинистую грунтовку. Поиск подходящего нам места ночлега в непосредственной близости от границы не увенчался успехом. Едем на Лекшмозеро. Через 7 км поворачиваем на север и ещё через пару километров находим съезд в сторону Лекшмозера... Берег не впечатлил. Разведка других мест подхода к воде выявила оборудованную тропу и дом с беседкой, баней и танцполом, но не на берегу, а на некотором удалении от него. Неспроста это(!) Позже в описании озера нашли строку о заболоченности его низких берегов... В итоге: встали в лесу. Вода с ручья. Костёр в противопожарной полосе. Подъезд к району осмотра совершен. Продолжаем пить глинтвейн. Температура воды в ручье не измерялась. 104 км

утро на Рагнуксе п.Кривцы новая дорога въезд к соседям

16 июля Едем смотреть Хижгору. Проезжаем через Морщихинскую на север. Будка со шлагбаумом. На двери замок, шлагбаум открыт. С обоих сторон дороги появляются озёра: Беломоро-Балтийский водораздел. Перед Масельгой ещё один шлагбаум, но уже обслуживаемый. Кенозерский Национальный Парк. Сообщаем о своих намерениях охране и оплачиваем подъём шлагбаума и расходы на востановление Парка после нашего отъезда (по 50 руб/чел). Охрана выдаёт нам ключ от церкви Александра Свирского на Хижгоре: самообслуживание(!) Подъезжаем к подножью горы, оставляем скарб и поднимаемся по тропе на гору. Красотища! Заходим в церковь. С колокольни прекрасный вид на округу! Спускаемся к Масельгскому озеру на одну из организованных стоянок с пирсом, столом под навесом, кострищем и заготовленными чурками дров. Наконец-то завтракаем. На обратном пути подъезжаем к церкви Петра и Павла в Морщихинской. У церкви выходим на песчаный берег Лекшмозера... Наш путь идёт в объезд озера по ровной глинистой дороге на Лядины. В Орлово ещё раз видим Лекшмозеро. Орлово это Воротниковская, Хвалинская, Илексинская и Прокошинская деревни. Впереди у нас "Каргопольская сушь". Лядины это тоже группа деревень: Фоминская, Дудкинская, Антоновская, Мелентьевская, Киселёвская и Гавриловская. Ансамбль в Лядинах хорошо виден с бетонной в этом месте дороги. К самим строениям подъезжать не стали: активная реставрация. Десяток рабочих носят доски и брёвна между строениями. Одна из церквей в процессе реставрации практически строится заново. Мешать на стройплощадке не хотелось. Уже привычная глинистая дорога участками покрыта то асфальтом, то бетонными плитами. К вечеру въезжаем в Каргополь. Пора заряжать мобилы, аккумуляторы для фотоаппаратов и GPS. С этой целью пытаемся устроится в гостиницу. Однако в гостинице "Каргополь" только двухместный люкс, в гостинице "Каргополочка" мест нет вообще. Турбюро Лаче может устроить в частном секторе только 4-х человек. Не судьба... Переезжаем на правый берег Онеги и встаём по-дикому напротив Каргопольких храмов. Вечером вода в Онеге тёплая. 102 км

водораздел Хижгора стоянка на Масельгском озере Каргополь

17 июля Ещё вчера договорились оставить на день снарягу в гардеробе "Каргополочки", поэтому в 9 часов мы уже в городе. Есть две новости: Александр Русаков предпочёл покататься по Каргополю вместо 100-км поездки в Ошевенск, и в гостинице разбронируется 4-х местный номер. Мы оставляем вещи и Александра оформляться, а сами катим на север в Ошевенск. Дорога, как не трудно было догадаться, опять глиняная. В деревеньке на реке Чурьега очередные развалины. Ошевенск это группа деревень: Погост, Ширяха, Низ. Развалины Александро-Ошевенского монастыря располагаются на левом берегу Чурьеги. Сохранились только игуменский и братские корпуса и часть ограды. Успенский собор с проваленными сводами и ещё чудом устоявшей колокольней. Храм в аварийном состоянии и восстановить его похоже сложнее, чем построить заново. В деревне Погост храм Богоявления действующий. Как раз в это время вокруг него проходил крестный ход. Там же мы встретили велогруппу из Питера. Коллеги собрались на Кенозеро. Но перед этим и мы и питерцы хотели посмотреть исчезающую реку Халуй. Так как мы были налегке, то мы доехали до д.Большой Халуй немного раньше коллег. Река Халуй предстала перед нами как небольшой ручеёк текущий по 3-х метровому каменистому руслу. Дырку куда исчезает "река" найти достаточно просто: это популярное место и сюда протоптаны тропы и даже сделана беседка с иконкой. Осмотрев русло мы поднялись на дорогу и, так как задача дня была выполнена, отдохнули и перекусили перед обратным 50-ти километровым рывком в Каргополь. Подъехавшим питерцам подсказали направление поиска реки, ответили на вопросы об "отдыхе" в Карелии и покатили в Каргополь. На обратном пути ветер оказался встречным... Пришла SMS-ка от Александра: "ключи в кармане, вещи в номере." Отлично! Правда велосипеды уж очень пыльные от такой дороги... Въехав в Каргополь устремляемся на пляж где моем велосипеды... В гостинице оставляем железных коней в гардеробе, принимаем прохладный душ и идём гулять по городу. Жаль, что после 17 часов все музеи уже закрыты. Зато открыты общественные полоскальни! Это уникальное сооружение. Деревянное одноэтажное здание с ваннами в полу, в которых бьют чистые ключи. Над каждой ванной установлено бревно для откидывания на него прополосканного белья. Дело в том, что в городе как-то очень плохо развит водопровод и соответственно канализация. Поэтому жители города, умудрившиеся каким-то образом постирать своё бельё, складывают его в корзины и на машинах, тележках или просто на себе доставляют его к полоскальням для завершения очищающего процесса. Даже не верится, что совсем недалеко от этого места стартуют в космос корабли... От полоскален идём в магазин и при начинающемся дожде возвращаемся в гостиницу. Только мы накрыли на стол, началась гроза. Ливень, молнии, ураганный ветер. По улице полетели обломанные ветки деревьев . Через некоторое время погас свет и, вероятно вместе с ним, пропала вода в кранах гостинницы. При свете светодиодной люстры мы обсуждаем последствия группового мытья велосипедов и пьём вино. Через час гроза стихла. Через два дали свет и воду. А через три мы уже спим. 104 км

колокольня Успенского собора Успенский собор крестный ход куда "исчезает" река
полоскальни внутри полоскальни снаружи церковь Рождества Богородицы ансамль Соборной площади

18 июля По лужам, объезжая сломанные вчера деревья, покидаем гостеприимный Каргополь. Смотреть вроде больше нечего, едем домой. До Вытегры 226 км! Асфальт от Каргополя был недолгим. Дальше широкое шоссе со следами недавнего грейдера. Мелкие камни, песок... Это новое шоссе обходит большинство сёл. В качестве послеобеденной прогулки завернули посмотреть новодел и развалины в неизвестном нам кусте деревень. Вероятно это Ерёмино, Ковежское, Запарино... Нежданно пошли проколы. Целая серия. Движение замедлилось. А вообще, очень понравились дорожные знаки на трассе Р-1: 3-х полосное движение, полосы разгона, а покрытие - песок с гравием. Но настоящее удивление пришло при въезде в Вологодскую область. Широкое, хоть грунтовое, но многополосное шоссе превратилось в грязевую колею, на которой водитель попутного ГАЗ-ика поставил на колёса цепи(!) И даже после этого сомневался в правильности выбранного им пути. Зато на ночь мы устроились на чудном озерке с небольшим пляжем и тёплой водой, а так же солнечными вечером и утром. 103 км

колокольня в Ерёмино Р-1, три полосы... Р-1, одна полоса и это не дорога вообще вечер на  Бол. Крематовском озере

19 июля Дорога становится всё лучше. После Прокшино трасса Р-1 выходит на Р-5 "Вологда-Вытегра". Наступает асфальт. Радость от ровной дороги быстро сменилась тревогой о погоде. Начался дождь. Останавливаемся в придорожной беседке в надежде переждать непогоду. Но время идет... В ближайшей ламбе набираем воду и кипятим. Внеплановый обед. Дождь не прекращается. Одеваем дождевики и пытаемся выехать из под тучи. К вечеру желание подсушится взяло верх над желанием покататься. Не доехав 4-х км до соснового леса (как выяснится завтра), встаём на ночёвку в ельнике. Складываем нодью, сушимся. Настроение поднимается. 82 км

утро на озере очередной прокол ребус внеплановый обед

20 июля Солнце, сухой асфальт, тепло! Дорога идёт вдоль Волго-Балтийского канала. Перед селом Белый Ручей указатель на Вытегру указывает ну совершенно неверное направление :) . Весь транспорт сворачивает с асфальта налево на грунтовку. Пользуясь же спутниковой навигацией мы продолжаем движение по асфальту и в правильном направлении. Однако прямая дорога сначала теряет асфальтовое покрытие, пересекает УЖД, а затем (не меняя направления) переходит в тропу мимо домов длиной около 150 метров и к ней выныривает откуда-то слева основная трасса. В чём глубинный смысл этого крюка? Время обеда. Попытка поесть цивильно в какой-нибудь столовой дважды провалилась. В двух встреченных пунктах приёма пищи оказались не в состоянии прокормить такую ораву напонаехавших туристов. Попытались заменить плотскую пищу духовной. С этой целью посещаем Воскресенский собор и музей подводной лодки в Вытегре. Впечатления сильные. Но кушать-то всё равно надо: на воде ни одна машина не ездит. Посещаем магазин и, пользуясь остановкой под навесом на время дождя, съедаем всё купленное печенье. Покидаем Вытегру. Вскоре асфальт также покидает нас. Следующий объект осмотра - две церкви в Палтоге. Очередной перекусь на бетонке в Верхнем Понизовье, очередной и уже последний прокол у Владимира, пережидаем ливень в остановке в Мегре и останавливаемся на ночлег на оз.Кедринском. Мелкое и тёплое озеро. 93 км

доброе утро подъём ПЛ Б-440 канал

21 июля До Ошты и немного после асфальт. Развилка на Петрозаводск. Сильно разбитая грунтовка. В Вознесенье тоже въезжаем по асфальту. До отправления парома на правый берег Свири 50 минут. Покупаем пирожки, печенье, мороженное и шампанское... Велосипедистов перевозят на пароме всё ещё бесплатно. Дорога грунтовая, но отсыпана каменной крошкой. К обеду едем на пляж Онего южнее Щелеек. На ночлег останавливаемся в бухте Хоугуя. Место красивое, но дров здесь нет. Хоть с собой привози. Поход заканчивается, завтра дома. 90 км

паром в бухте Хоугуя костровой Татьяна

22 июля Столь же ранний подъём и выезд на дорогу. Асфальт появляется буквально через километр и уже окончательно. Дорога более, чем знакомая. Обедаем на реке Пухта в 40 км не доезжая Петрозаводска. Кажется всё заканчивается, но это не так. Начался дождь, который успокоился лишь к ночи. И второе - На велосипеде Людмилы А. лопнуло перо передней вилки... Если б это случилось хоть вчера, то искали бы возможность ремонта/замены. А тут 40 км до дома! Сергей поехал в город побыстрей: за машиной - забрать аварийный экипаж. Людмила А. в компании с Людмилой С. по-возможности осторожно поехала в направлении к городу. Оставшаяся группа, так-же под дождём, продолжила путь домой в обычном темпе. Людмилам удалось не сломаться и развить достаточную скорость, чтоб отказаться от помощи Сергея и вернуться домой самостоятельно и с небольшим отставанием от основной группы. Поход завершён. 98 км

восход над Онего ... перед последним рывком уже в пригороде!

Спасибо всем участникам за компанию! 

Использованы фотографии Русакова Александра и Пашкова Владимира. Тяжело было выбрать 44 фотки из более чем 400!

Пашков Владимир