На полуостров Рыбачий

 или поход не выходного дня

12.. 18 июля 2009 

Участники поездки: Васильев Влад, Терентьев Вадим и Пашков Владимир.

Маршрут: Мурманск - Полярный - Гаджиево(Скалистый) - Ура-Губа - Видяево - ст.Титовка - Бол.Озерко - Мыс Скорбеевский - Вайда-Губа - западным берегом до Среднего - по Немецкой дороге на Печенгу - Лиинахамари - обратно в Печенгу - "вдоль забора" до Никеля. Обратно в Мурманск пригородным поездом. 480 км

Трек, картинка рельефа.

"Север, Воля, Надежда, Страна без границ!.." Основной целью похода ставилось посещение мыса Немецкий на полуострове Рыбачий в Мурманской области. Старт и финиш логично было устроить в самом Мурманске. Согласно этой "генеральной" линии Владом Васильевым (Santa) и был разработан маршрут похода. Влад не хотел ехать по кратчайшему пути - трассе Кола, и тем более два раза. Поэтому едем в "один конец" и  по другой дороге. Эта другая дорога, как оказалось, совершенно непригодна для проезда по ней без заранее полученных пропусков как в населённые пункты, так и просто по дороге. Это был настоящий заповедник ЗАТО (Закрытое Административно Территориальное Образование). За месяц до начала похода Влад разослал запросы во все предполагаемые пункты посещения на маршруте. И в большинство нас пустили.

12 июля, вечер. Мы с Вадимом прибываем поездом в Мурманск. Влад встречает на вокзале. Закупаем продукты и выезжаем по новому мосту на западный берег Кольского залива. Светит солнце. Влад обещал ночёвку у водопада. Пока верим. Сразу за мостом стоит транспарант обязывающий весь "иностранный транспорт" двигаться строго по трассе. Не смотря на то, что наши велосипеды не российского производства, мы вскоре уходим с трассы Кола. На реке Лавна действительно есть водопад. А над водопадом небольшая заводь для купания. Надежда, что на ночёвке мы будем не одни полностью оправдались. Правда отдыхающая рядом компания оказалась не знакома ни мне, ни Вадиму, ни Владу... После купания заготовили мальца дров, выпили чаю... Я "спросил" у GPS-а: "когда зайдёт солнце?" GPS сказал: "никогда". Ну, да ладно.

предстартовая доработка мат.части на новом мосту через Кольский залив первая ночёвка... ... как обещано: у водопада

13 июля. Проснулись в тумане. Костёр, завтрак, брод по скользким камням, выезд на асфальт. Кольский залив тоже в тумане. Дорога с бодрым рельефом. Постепенно туман рассеялся и к ЗАТО Полярный подкатили уже по солнцу. На КПП небольшая заминка с поиском наших пропусков, но всё в порядке: нас впускают в городок. Причиной нашего пребывания в ЗАТО Полярный (согласно пропуска) было "участие в совещании ко дню ВМФ". Ну, что тут можно добавить! Посещаем памятник "Морская душа"и разворачиваемся обратно: На остальные "интересности" у нас пропуска нет. Примечательно: во дворе жилого дома, рядом со стоянкой личного транспорта стоят ракетные комплексы ПВО. Детский городок, похоже. Выезжаем из Полярного и почти сразу очередной КПП: ЗАТО Скалистый. Тут уже нас встречает провожатый: местный велосипедист Андрей. Пропуска у него. Покупаем для примуса литр бензина на заправке и вчетвером въезжаем в Гаджиево. С гидом конечно хорошо: едем сюда, теперь туда, это снимать можно ,а вот это нет... Огромное спасибо Андрею: показал, рассказал, проводил. В центре города пруд и монумент подводникам. Во время длительного ожидания обеда в кафе "Тёщины блины" поболтали о жизни. С Андреем выехали из ЗАТО, и он проводил нас до родника, где мы и расстались. В Ура-Губе поворачиваем на север и подъезжаем к КПП ЗАТО Видяево. Сюда пропуска заказывались через местный аквапарк. Но на КПП наше появление стало неожиданностью. Случаем проезжавший через пост комендант Видяево обещал незамедлительно "разрулить" проблему, если наши объяснения получат подтверждение. Влад пытается по телефону связаться с администрацией оздоровительного комплекса "Фрегат". Комендант уезжает. Мы ждём. Через 20 минут для нас поднимают шлагбаум - у них всё сошлось. Перед въездом в город посещаем монумент памяти подводникам. В том числе и экипажа АПЛ Курск. Видяево небольшой, чистенький городок. Аквапарк тут самое значимое, для нас, строение. Жаль только, что бассейн и сауна не в конце похода. Целый час наслаждаемся жизнью... Летом день на севере, конечно долгий. Однако пора и честь знать. Получив заряд бодрости и чистоты, покидаем поселок. В Ура-Губе асфальт  закончился. Грунтовка отсыпана небольшим круглым камнем. Едется не очень бодро. Следующая ночёвка на оз.Песчаное. Отворотка к озеру - "бетонка". На берегу под скалой отсыпана площадь на которой размещены несколько зданий типа гаражей. Вся территория окружена тройным забором с колючей проволокой и подобием контрольно-следовой полосы (КСП). Вся поляна забетонирована. В скале сделаны пара входов толстенными металлическими воротами. Ставим палатки на КСП - самое ровное и мягкое место. Добываем дрова из остатков деревянного имущества. После ужина культурная программа: осмотр остатков "объекта".  Размах впечатляет! Два параллельных коридора примерно по 100 метров с проходами между ними заканчиваются тремя вместительными ангарами ещё большего размера. Хранилище не-пойми-чего. Толщина полукруглых стальных дверей около 25 см. Весь пол в каждом их залов завален шифером, которым был обшит потолок. Темно и холодно. В коридорах масса помещений для персонала, вентиляционная, узел связи, медпункт... И всё это вырублено в скале! 

утренний моцион ЗАТО Гаджиево у родника монумент подводникам "Курска"
оздоровительный комплекс в Видяево нелёгкий путь "объект" в скале ворота...

14 июля С утра дождь. Переносим палатки в ближайший гараж и по-суху собираемся. В надежде затянуть время, совершаем ещё одну экскурсию в скалу. Но дождь не прекратился. Едем. В следующий по пути ЗАТО у нас пропусков не было. Поэтому едем в объезд района по дорогам напоминающим колею от вездехода. История этих мест героическая. На всём протяжении маршрута по сторонам дорог установлены памятники и могилы воинов, погибших здесь во время Великой Отечественной. Наша лесная дорожка попетляв по горкам и перейдя несколько бродов вывела нас на трассу Кола к мемориалу в Долине Славы. Отсюда до ст.Титовка едем по асфальту. Осмотрев наш мемориал подъехали и к немецким позициям. Это тоже история. Однако дождь не прекращается. Временами поднимаясь на невысокие здесь перевалы оказываешься просто в облаке и без дождя. Но чуть спустившись на тебя опять льёт. На КПП Титовка проверка документов. Для россиян достаточно паспорта. Сразу за рекой Титовка сворачиваем на север вдоль реки по грунту. Здесь, после второго водопада на берегу проверяем в деле работу примуса, а заодно и обедаем. В этом месте к нам должен присоединиться ещё один любитель поездок по Рыбачьему - Олег Поженский. Нам не пришлось делится с ним обедом, и мы встретились на дороге после трапезы. Дождь не прекращается... Въезжаем в горный массив Муста-Тунтури. Не смотря на мизерный обзор в густом тумане, горы впечатляют. За время прохождения Муста-Тунтури нас обогнало 2 машины. За последней стоял стойкий запах бензина, а на дороге появились радужные пятна. Догнать машину и сообщить водителю о возможной проблеме у нас не было физической возможности... Однако на очередном вираже мы вновь повстречались: передне-приводный микроавтобус с прицепом был не в состоянии въехать в очередной подъём. Сообщив водителю наши наблюдения, мы вскоре догнали головной джип этой процессии.  В конце концов всё закончилось нормально. Спустившись с хребта выехали на перемычку между материком и п-вом Средним. Как оказалось в бывшем лагере геологов нам рады! Хозяин базы Юрий Александрович Кобяков выделил нам вагончик с кроватями, печкой и газовой плитой на всё время нашего пребывания, т.е. на две ночёвки. Затопили печь, развесили мокрые шмотки, поели. Перед сном посетили "Музей обороны полуостровов Рыбачий и Средний" в сопровождении того же  Юрия Александровича.

место перебазирования повторная экскурсия в пути очередной брод
монумент в Долине Славы подъём на Муста-Тунтури дорога в облаке музей

15 июля План этого дня: велопробег по полуостровам Средний и Рыбачий продолжительностью 80 км (как сказал Влад). Легко! Оставив снаряжение в лагере и взяв только перекус и ремкомплект мы выдвинулись на Средний. Не солнечно, но пока без сильного дождя... По Среднему дорога замечательная. Ровная, без крутых участков. Проезжаем местонахождение редакции самой северной фронтовой газеты "Североморец"в 1941-1944 годах. И, как написано на памятнике, именно здесь родилась песня "Прощайте скалистые горы". В поселке Большое Озерко на Рыбачьем хорошая дорога заканчивается. Мы поднимаемся на плато по пути, который лишь условно можно назвать дорогой. Более точный прикид предстоящего километража и изменившееся состояние "дороги" заставили Олега отказаться от этой увлекательной прогулки по тундре. Олег развернулся назад. Развилку на Цыпнаволок мы проезжаем уже втроём. Поворачиваем на Вайда-Губу. Сильный встречный ветер, плато, тундра, лужи как озера и большинство их на дороге. Броды перестали считать. Влад едет в банных шлёпанцах и неопреновых носках. Опыт не пропьёшь! Периодически по пути попадаются брошенные военные городки. После Мыса Скорбеевский дорога выполаживается и вскоре становится видна РЛС в Вайда-Губе. Дождь становится всё более заметным. Чтобы пресечь нездоровый интерес к нам со стороны воинской общины Вайда-Губы, заходим непосредственно в саму в/ч и просим напоить нас кофе. А заодно показываем документы и рассказываем дежурному о своём маршруте. К кофе нас угощают "своим" хлебом: авто-лавка сюда ходит нечасто, поэтому хлеб в части пекут сами. Нас провожают через в/ч и мы подъезжаем к САМОЙ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ТОЧКЕ РОССИИ. Маяк на мысе Немецкий стоит в 200 метрах южнее нас. Круто! Но пора возвращаться. Обратный путь проходил почти по берегу Баренцева моря часто попадая на следы колёсного транспорта следующего в нужном нам направлении. Очень порадовала картина лагеря водников, отдыхающих на берегу океана: два катамарана и три палатки на скальном берегу. Погода не располагала к спуску с обрыва и общению, поэтому мы просто остались горды за человечество. Ветер стал попутным. Постепенно дорога обрела очертания: бочки с торчащей вверх трубой и засыпанными камнями через каждые 100 метром дороги. Это уже цивилизация! Но покрытие дороги оставляло желать лучшего. Примечательно, что на некрутом спуске, при попутном ветре около 7 м/с (25 км/ч) наша скорость составляла только 9 км/ч. Выехав на нормальную дорогу в Большом Озерке сворачивать с неё уже не хотелось. Решили не ехать в объезд Среднего с запада, а вернутся по известной уже и хорошей дороге. Однако Влад всё же не накатался и решил "срезать" путь до базы по неизвестной ему дороге через центр п-ва Средний. Однако его дорога оказалась ещё более неизвестной, чем представлялось вначале. На базе в тёплом и сухом вагончике нас уже ждал Олег. А через несколько часов подъехал и Влад. Юрий Александрович периодически приходил и пересчитывал своих гостей. Успокоился только тогда, когда все вернулись в лагерь. 

дорога по Рыбачьему ... ... мы на Севере!
маяк на мысе Немецкий отдых на берегу океана по-русски дорога по западной части Рыбачьего впереди в тумане Средний

16 июля С утра солнце. Как его не хватало вчера! Покидаем радушного хозяина. И хоть Юрий Александрович не берёт денег наотрез, обещаем вернуться. Опять подъём на Муста-Тунтури. Красотища! Перевалив хребет поворачиваем на "немецкую" дорогу в сторону Печенги. Около 40 км дороги выложены камнем по склонам гор. Едем медленно, часто останавливаясь для фотосъёмки красивейших пейзажей. Автомобильного движения на дороге не обнаружено, но следы колёс с глубоким протектором есть. Обедаем у ручья на остатках моста.  Постепенно спускаемся в долину к Печенгскому заливу. Когда дорога опустилась до высоты 180 метров, вокруг появились деревья - заросли берёзы. Ещё парочка бродов и дорога выходит к мишеням стрельбища. Пользуясь тем, что сегодня не стреляют, мы проезжаем по полигону и прибываем в Печенгу. Движемся по западному побережью Печенгского залива в поселок Лиинахамари. Здесь уже не ЗАТО, а просто пограничная зона. КПП, проверка паспортов, пропуска... Интересный монумент на въезде в посёлок: нос корабля как бы выходит из скалы. В Лиинахамари поднимаемся на гору напротив бухты и ставим палатки у небольшого ручья. 

утро на базе Кобяков Юрий Александрович подъём на Муста-Тунтури Немецкая дорога
тоже Немецкая дорога И вот так всё вокруг! Красотища! брод перед стрельбищем въезд в Лиинахамари

17 июля По утру Вадим и Влад совершают пешую экскурсию по ближайшим горам: здесь находились позиции немцев. Кое-что от них осталось (от позиций). В посёлке работает "последнее пристанище": здесь корпуса кораблей разрезают на небольшие части и автомобильным транспортом вывозят на переплавку. Почти половина домов в посёлке стоят без стёкол и признаков жилья... Но с горы за всем наблюдает красочный (в смысле нарисован краской на скале) лик В.И.Ленина. Выезжаем из погранзоны, проезжаем Печенгу. Трасса Кола ведёт нас через поселок со странным названием "19 км". На жилых домах висят таблички: "19 км д.1", "19 км д.2". А за посёлком вплотную с шоссе идёт дорога для "тракторов", такая же по ширине как и трасса Кола. Перед посёлком Заполярный останавливаемся на обед. Комбинат в Заполярном дымит не на нас, и это радует: окрестности города на километры это рощи мёртвых деревьев. Время позволяет, и мы катим в конечную точку маршрута - Никель не по прямому шоссе а небольшой петлёй по трассе Кола. Здесь вдоль трассы идёт действующая КСП и колючий заборчик. Обогнув петлю, въезжаем в город металлургов Никель. Картина ещё более удручающая, чем в Заполярном. Проехав город насквозь поднимаемся к комбинату: ж/д вокзал находится вдалеке от жилых кварталов, с другой стороны этого флагмана металлургии. В ожидании поезда пытаемся попить чайку. Оказывается воды на вокзале нет. Работники ж/д носят её из дома в пластиковых бутылках... Но нам пошли навстречу, и мы смогли отметить окончание активной части похода праздничным ужином. Загрузка в поезд прошла в спокойном режиме: на два вагона было 5 пассажиров.

огневая позиция немцев над Печенгским заливом в годы Великой Отечественной "тракторам" направо мёртвый лес у Заполярного торжественное окончание активной части похода

18 июля Пригородный поезд идёт от Никеля до Мурманска 9 с половиной часов (180) км. Это наводит на мысли... о невероятном преимуществе велосипеда. В Мурманске недавно открылся уникальный музей: атомный ледокол ЛЕНИН. 12-ти палубное судно постепенно переоборудуют в музей. Экскурсия длится час, и как и положено при коммунизме, бесплатна. После посещения атомохода Влад уезжает "на работу". А мы с Вадимом едем в Колу, катаемся по Мурманску, вкусно отдыхаем... Вечерний поезд увозит нас в Карелию: Влада в леса, а нас домой. А полярный день так и не кончился...

атомоход Ленин кают-компания музыкальный салон фото на память...

"- А мы вот на Среднем не всё посмотрели... Надо буде ещё разок съездить..." 

Некоторые выводы:

1. На севере тундра. Дрова для костра можно добыть только из остатков опор ЛЭП и мусора в заброшенных военных городках. Поэтому газ или примус вполне в тему.

2. Скорость передвижения по неасфальтированным дорогам достаточно низкая, а сами дороги каменистые. Покрышки на вел ставить новые, наиболее широкие с неглубоким протектором. Запасная покрышка не помешает. 

3. Дождь - не редкое явление. Броды - почти постоянно. Об этом нужно помнить и иметь соответствующую одежду и обувь. 

4. Ах вот ещё! В этом районе встречаются горы :)  Спуски в дождь по грунтовке "съедают" ободные тормозные колодки за пару дней.

Пашков Владимир