По югу Финляндии и Аландским островам.

(С 21 по 31 июля 2011 года.)

 

Путешественники: Головинова Евгения, Савчук Мария, Семенова Людмила, Захаров Николай, Русаков Александр, Воробьев Игорь, Пугонен Николай, Хрушков Василий, Зубкович Борис.

Маршрут: Петрозаводск - Выборг (ж/д) – Хамина -  Котка – Порвоо – Хельсинки - Турку - Мариенхамн(Аландские острова) – Хельсинки – Котка – Выборг - Петрозаводск(ж/д).

 

            20 июля, загрузив велосипеды и самих себя в 7-ой вагон поезда Петрозаводск-Санкт-Петербург, выезжаем в путешествие по Финляндии и Аландским островам, которое несколько раз планировалось и столько же раз откладывалось. Но всё-таки  мечты надо воплощать, иначе зачем вообще мечтать?

 21 июля рано утром  в Петербурге совершаем пробег по Свердловской набережной с Ладожского вокзала на Финляндский, и в районе 12:00 на электричке   пребываем в Выборг. Обедаем в ближайшей столовой и планируем в этот же вечер ночевать уже в Суоми в кемпинге Виролахти в 8 км от российской границы. Жарко - до  30 градусов. Купаемся в заливчике около базы отдыха в Подберезье и… вперед на пропускной пункт  Торфяновка. Проблем с переходом границы нет – 10 минут, и мы на другой стороне. На нейтральной полосе в магазине Dutyfree покупаем  дешевые жидкие продукты( небезалкогольные, т.к. других там практически нет) для восстановления сил и праздника души в другой стране. Через 8 км прибываем в кемпинг Виролахти. Разбиваем три палатки. Места на травке под палатки -72 евро (на три палатки и 9 проживающих). Решаем, что это вполне приемлемая цена, тем более, что рядом море, кухня с электроплитами, горячая вода в душе и доброе отношение соседей по кемпингу. Пробег – 87 км.

            22 июля - ранний подъем – все в кемпинге ещё спят, а нам двигаться по жаре - лучше это делать с утра  пораньше и ближе к вечеру. По пути к очередному ночлегу посещаем бункер-музей на второй линии Маннергейма с пушками, ДОТ-ами и оборонительными сооружениям. Всё очень бережно сохраняется. Вот бы и   у нас так относились к сооружениям времен войны! На окраине г. Котка познакомились с ассортиментом  магазина  Lidl. Оказывается в соседней стране многие продукты дешевле чем у нас, особенно сыр, сахар, макароны, мясные и молочные продукты. Закупаем провизию. На ночлег устраиваемся на небольшом прозрачном озерке вблизи посёлка. Рядом пляж с оборудованной купальней. Но мы отходим подальше на другой берег и хоть рядом есть кострище, готовим на газу, чтобы не нарушать законы страны.  Пробег-79 км.

кемпинг Виролахти бункер-музей линии обороны Салла 1940-1944 "зубы дракона" в тени+30,а мы в тени и не ехали - всё на солнце

            23 июля. По велодорожкам,  добираемся до г. Порвоо. Старинный центр города бережно сохранен и выглядит очень привлекательно, как пряничный городок. Ходим, осматриваем, фотографируемся. Через нашу «переводчицу» – Люду Семенову, которая всё лучше и лучше начинает ориентироваться в финском языке узнаем где местный кемпинг. Здесь немного подороже, чем в первом  - 86 евро на проживающих в трёх палатках, но тоже вполне приемлемо. Решаем остановиться, тем более, что в кемпинге отличная кухня с холодильником, микроволновкой и душем. А после 80 км по жаре, прохладный душ быстро восстанавливает силы. Этому же способствует и отличный ужин с салатом, заботливо приготовленным прекрасной половиной нашей группы.    Пробег – 79 км.

г.Порвоо бивуак в лесу кемпинг г. Порвоо ...

            24 июля. Ранний подъем и во второй половине дня прибываем в столицу –Хельсинки. Нельзя сказать, что это получилось просто. Движение перед городом большое, на скоростные  магистрали выезжать на велосипедах нельзя. Двигаемся по велодорожкам и дороге местного значения №170. Пришлось несколько раз спрашивать дорогу у жителей, которые не только рассказывали, как дальше двигаться, но и на велосипедах выводили нас на верную дорогу. В  Хельсинки столпотворение – гонки на очень шумных автомобилях прямо по центру. Все улицы запружены народом. Прогулявшись по центру с велосипедами наперевес и пофотографировавшись,  добираемся до окраин города и через район Эспо выбираемся за город. Ночуем в лесу  около небольшого  озера.    Пробег – 85 км.
 

центр Хельсинки ... памятник маршалу Маннергейму финский пейзаж

            25 июля. Двигаемся в направлении г.г. Сало и Турку в основном по дороге № 110 с забегами по  велодорожкам по пути посещая музей старинной сельхозтехники. Наши веломеханики с удовольствием рассматривают колесные трактора 20..30 годов XX века, пытаясь их завести и дальше  продолжить  путешествие по Суоми не на двух  велоколесах, а на 4 тракторных. Увы, к сожалению, топливные  баки пусты, а на ближайшей АЗС литр бензина стоит 1,6 евро !

Купаемся в одном из заливчиков Финского залива, опять покупаем продукты в Lidle, любимом магазине русских туристов (судя по переговорам в зале  покупателей), набираем воду во все свои емкости и ночуем в сосновом лесу. На этот раз без речки и озера.  Пробег -103 км.

Фордзон 20-х годов "велоклуб на заготовках сена в братской Финляндии" ужин бывшие верстовые столбы Российской Империи

            26 июля. Во второй половине дня добираемся до г. Турку. Проехали уже 70 км по жаре и узнаем, что если добираться до Аландов на недорогом, небольшом паромчике, надо проехать  ещё 70 км до полуострова Хепониеми. Это нарушает наши временные и ночлежные  планы и мы решаем плыть на Аланды на б-о-о-ольшом пароме Viking Line прямо из порта Турку. А после Аландов напрямую  в Хельсинки, минуя Турку. Билеты  на всю команду из 9 человек до архипелага и обратно в Хельсинки  стоили 800 евро. В 22:00 загружаемся в чрево гигантского 11-ти палубного парома «Isabella» и в час ночи прибываем на Аланды. Для многих из нас, путешествие на таком судне происходит впервые и производит сильное впечатление. В полной темноте устраиваемся в лесу на ночлег. Утром оказалось, что наши палатки  в 5 метрах от какого-то огорода, а с другой стороны  стройплощадки. Утром конфликтов с  соседями не было. Пробег – 70 км.

центр г.Турку замок порт Турку везде так

            27 июля. До столицы Аландов – Мариенхамна около 30 км. По пути купаемся со скал и как малые дети прыгаем в воду с тарзанки. В городе, почти в центре,  устраиваемся  на ночлег в кемпинге (96 евро).Оставив все вещи в палатках и искупавшись в открытой Балтике  осматриваем город, а после обеда уезжаем на полуостров Зунд посетить  русскую крепость времен Крымской войны- Бомарзунд (1830 г), замок Кастелхолм и музей на открытом воздухе - Ян Карлсгарден с традиционными ремеслами Аландов. Вечером - отличный ужин с дегустацией настоящего капитанского рома на открытой террасе кухни кемпинга в честь апогея нашего путешествия - взятия Аландов. Всё мероприятие  проходило при сопровождении потрясающей  музыки европейского Рок-фестиваля, традиционно проходящего в Мариенхамне с 23 по 31 июля. Завтра вечером в обратный путь. Пробег – 96 км.

паром Изабелла так путешествует финская семья обед в пути русская крепость Бомарзунд (Аланды)

            28 июля. Узнаем, что паромы в Хельсинки отходят не там, где мы причалили вчера  к Аландам в 30 км от  Мариенхамна, а прямо в городском порту (это хорошая новость). Значит у нас до 23:00 свободное время и надо потратить его на знакомство с архипелагом. Покатались по пригородным районам, побывали у символа Мариенхамна- 4-х мачтового брига «Поммерн», не поднимаясь на его палубу ( 5 евро  с носа), а потом двинулись на острова Берго и Ларсо. Ужин устроили за столиком  у городского пляжа с видом на море и  яхтенный порт. А вокруг нас, распуская хвосты  ходили и кричали  павлины. Под последние (для нас) звуки рока, покидаем Мариенхамн, чтобы в 23:00 на 12-ти палубном пароме Викинг Лайн «Gabriella» уйти в плавание на  Хельсинки. Погуляв по парому, ложимся в повалку на ковры  на 8-й палубе парома у закрытого на ночь ресторана.  Пробег – 34 км.

тарзанка ... красные дороги Аландов парусник Поммерн

            29 - 31 июля. В 09:00 прибываем в столицу Хельсинки. Путешествие подходит к завершению. У Василия и Евгении в Петрозаводске дела и поэтому они  покупают билеты на автобус до Питера. Им надо быть дома 31 июля. Сильная группа : два  Николая и Игорь с одной ночевкой  едут своим ходом до  Выборга (пробег -235 км). Старшая группа ( Мария, Людмила, Саша и Борис)  до Котки подъезжает  на автобусе и далее своим ходом с двумя ночёвками до Выборга (пробег - 135 км).

 

пушки Александровского завода на Аландах вперёд! вот такие дороги в Финляндии замок Карлсберг
ночь на пароме крепость Суоменлинна велорай Пока! До новых встреч!

***** ########### *****

            За одиннадцать дней  путешествия по югу Финляндии и Аландским островам  пройдено 770 км ( Захаров Н., Пугонен Н. и Воробьев И.- 875 км). Все дни погода благоприятствовала путешественникам: первые 5-6 дней были солнечными и  жаркими,а в остальные дни  была переменная облачность, но  достаточно жаркая погода   без дождей. Дороги общего пользования и велодорожки на всём пути  – вне критики. Всё путешествие проходило без навигационного обеспечения - только по географическим картам масштаба - в 1 см 8 км.  Неоценимую помощь  в ориентировании иногда нам  оказали местные жители и братья-велосипедисты, которые на личном транспорте  показывали, куда кратчайшим путем надо двигаться нашей группе. Отношение  государства и местных властей коммун  к  велосипедистам  чрезвычайно  благожелательное, это ощущается с самых первых километров по Финляндии – большое количество велодорожек от города к городу, переходные туннели и мостики через автотрассы, указатели населенных пунктов, регулируемые велосипедистами светофоры – всё это присутствует как в маленьких поселках, так и в больших городах. Велосипедист на велодорожках и дорогах местного значения – главное действующее и уважаемое лицо. Все автомобилисты пропускают велосипедистов на пешеходных и велопереходах, снижают скорости и на значительном расстоянии объезжают велосипедистов , двигающихся по трассам в одном с ними направлению.

Общие расходы на одного человека в путешествии в переводе на рубли составили -9350 руб.

Из них на транспорт (по  России и Финляндии) - 6700 руб,продукты-1467 руб. проживание в кемпингах- 1181 руб.
Благодаря переговорам с руководством ОАО «ТГК-1», для прохождения маршрута к Аландским островам, велоклубу «КОЛЕСО» была выделена  спонсорская помощь в сумме  15000 руб., что составило   на одного человека   -1666руб..
Итого с учетом спонсорства, за 11 дней путешествия истрачено 

   каждым -7684 руб.Индивидуальные расходы у всех различные.

Все участники пробега   выражают благодарность ОАО «ТГК-1»и лично В.В.Белову за помощь  в организации путешествия.

 

Зубкович Борис