Золотое Кольцо - 2012
5..14 мая 2012
Участники поездки: Кудрявцева Людмила, Кузьмин Александр, Кульбачко Жанна, Мерзлякова Лариса, Никифорук Елена, Плотников Леонид, Пугонен Николай, Феденкова Ольга, Филиппова Светлана, Фофанова Наталья, Пашков Владимир.
Маршрут: Сергиев Посад - Александров - Кольчугино - Юрьев-Польский - Владимир - Боголюбово - Суздаль - Нерль - Поречье-Рыбное - Ростов - Ярославль - Нерехта - Кострома - Красное-на-Волге - Плёс - Приволжск - Фурманов - Иваново. 800 км
70, 118, 82, 85, 91, 111, 34, 112, 69, 27
5 мая По утру
выгружаемся на Ленинградском вокзале
столицы (Москва). Людмила, приехавшая в
Москву заранее встречает нас а перроне.
Собираем велосипеды, перебегаем на
Ярославский вокзал и берём билеты на эл-ку
до Сергиева Посада. Нас пока 8 чел. Питерцы
прибывают через 40 минут. Созваниваемся и
встречаемся с ними. Выходим к поездам и
загружаемся в эл-ку. В вагоне снято
несколько сидений и таким образом организована грузовая
площадка. Но нам и этого оказалось
недостаточно: велосипед
Ларисы ехал на втором ярусе. Час с небольшим
до Сергиева Посада, и вот мы на смотровой
площадке напротив Лавры. В начале пути мы
ещё чистые и красивые, поэтому с нами с
удовольствием фотографируются
подвернувшиеся молодожены. От дальнейшего
участия в свадьбе мы отказываемся - наш
путь лежит по монастырям.
В Лавре чисто, красиво и людно. Ходим,
фотографируем, пытаемся проникнуть духом...
Однако, Сергиев Посад не единственный город
на сегодня! Покидаем этот духовный и
культурный центр. Перед выездом на
объездную дорогу остановились на "обед".
Воды в округе нет, лес лиственный, времени
мало... в общем хорошо, что у нас было чем
запивать. Обед удался. Практически сразу после
обеда сворачиваем с Ярославской трассы на
Александров. В Александрове из-за ошибки
штурмана осматриваем ж/д вокзал, а так же
закрытую церковь и монастырь в
Александровской слободе. На ночь долго
выбираем место у реки и, в конце концов, встаём в
берёзовой роще в шаговой доступности лужи с пиявками.
70 км
6 мая Подъем в 7 утра. Сегодня самый большой плановый пробег. Может быть поэтому Кольчугино не запомнилось ничем. На выезде из города прокалывается Саша. Клеим. Догоняем группу. Колесо спускает. Опять клеим. Снова едем. В Юрьев-Польском колесо опять пустое. Посещаем храм и снова клеим. Камера, похоже сделана из пластмассы которая с резиновым клеем не то что не дружит, а даже не знакома. Основная часть группы уехала смотреть монастырь, а мы продолжаем войну с камерой. Как на зло, запаски с престой нет ни у кого. Битва закончилась рассверловкой отверстия в ободе под автомобильный вентиль. Жаль, что не хватило времени рассмотреть старый монастырь. Спасибо побывавшим там - зафотографировали. Набрав в колонке воды, выехали за город на холм и заобедали. Вода в водопроводе была мутная и с песком. А время летит быстро. Обед в 16 часов - уже поздновато... Созваниваемся с Натальей (она сегодня стартовала с Александрова) - едет, даже догоняет. К концу ходового дня доезжаем-таки до планового места ночёвки. Озерцо, которое на карте было голубым, на местности оказалось зелёным от ряски. Однако вода чистая и место вполне купабельное. Уже в темноте приехала Наталья. 118 км
7 мая Как обычно в
ранний подъём. Теперь уже с "комучаем".
Город Владимир встретил нас потоком
транспорта и нескучным рельефом. Мы
наметили себе несколько объектов к осмотру
и попытались их посетить. В итоге
посмотрели въездные врата, вал, несколько
соборов и
монастырь в центре... Сердобольная
продавщица сувениров набрала нам почти святой воды, а
Наталья сфотографировалась с почти
пожарной машиной (легковой). Сегодня у нас
насыщенный день и из Владимира мы едем в
Боголюбово (это совсем рядом). Широкий
проспект вклинился в объездное шоссе и
почти сразу транспорт встал в пробке.
Оказывается в Боголюбово работает
пешеходный светофор и
полуторакилометровая очередь на трассе
Москва - Нижний Новгород создана именно им.
Едем по обочине - так быстрее.
В Боголюбово
останавливаемся у павильона с беЗплатной
трапезой и заходим на территорию. 20 лет
назад, местная смотрительница говорила нам:"-
Вот приезжайте через 5 лет, всё
отремонтируем и откроем!" Но ремонт ещё
не закончен... Туристов - тьма! Спешим
покинуть Боголюбово в предвкушении вида на
Покрова на Нерли. Однако по пути к церкви
выясняем для себя, что время всё же не стоит
на месте: ж/д отгорожена забором, а
переход на другую сторону сделан по мосту.
Причём узкая, почти винтовая лестница
практически не позволяет поднимать
велосипед с рюкзаком на это чудо
цивилизации. Мост оборудован лифтами(!) которыми,
наверняка очень удобно пользоваться.
Надеюсь, их когда-нибудь включат. К нашему
счастью во всех заборах есть дыры...
От ж/д до церкви Покрова вымощена дорога. Плакаты
предписывают двигаться исключительно по
ней - заповедник же. Мы же, как и толпы других
туристов, нарушили и это предписание. Нерль
разлилась и мостовая частично затоплена.
Местами даже глубоко. Переходя один из
разливов Нерли, Наталья приковала к себе
внимание ВСЕХ находящихся в прямой
видимости отдыхающих. Осмотрев торговую
точку в здании церкви, решили отойти
подальше и созерцать её с некоторого
расстояния. Тут и
случился обед с купанием и помывкой
велосипедов.
Однако ж день продолжается. Вернувшись тем
же
путём на трассу, направляемся на Суздаль. На
дороге непривычно большой трафик. Въехав в
Суздаль практически сразу прячемся от
дождя на крыльце Знаменской церкви (мытьё
велосипедов даром не проходит!) В центре
городка суета: толпы людей, извозчиков,
лавочек, медленно катящиеся машины... да еще
и прокол у нас. Вход в большинство помещений
платный. Потолкались в толпе, походили по
бесплатной территории - не впечатлило.
Проехали до смотровой площадки. Людно. Уже на
выезде, осознав, что город внезапно
закончился, послали гонцов назад за провиантом и
медовухой. К вечеру смысл был обретён. На
ночь встали на берегу небольшого водохранилища в
сосновых посадках. 82 км
8 мая В Торчино
сворачиваем на ст.Нерль. Асфальт закончился,
дальше грунт. Вышло солнце и стало тепло.
Обедаем опять-таки на реке Нерль, но теперь на
высоком берегу и практически в безлюдном
месте. Уже третий обед без костра... Проплывающие мимо нас
водники говорят: "- Вон, смотри -
велосипедисты! Значит скоро деревня."
Интересное наблюдение.
После обеда выходим
на бетонку и прячемся от дождя под деревьями на
обочине. В Аньково пополняем запас
продуктов, а к вечеру выезжаем на берег р.
Ухтома. Долго и тщательно подбираем себе
место для ночлега. Побродив по лесу и
окрестным холмам, вернулись на вытоптанный
берег собрать мусор, стёкла и бутылки.
Нелюбовь к клещам победила нелюбовь к
мусору. Расположились нескромно, заняв
своим лагерем весь берег. Девочки,
воспользовавшись тайными способами ловли,
принесли свежей рыбы. А мальчики почти
воздвигли дворец вокруг обеденного стола. 85
км
9 мая На сегодня была намечена встреча с коллегами с Велопитера.
Однако ей не суждено было случится. В
Вязовке сворачиваем на Поречье-Рыбное. Тут
началась череда типа трудностей. По дороге
была рассыпана картошка. Бесплатно. Темп
снизился. Потом кончилась дорога. А когда
появилась вновь, пошёл дождь. Колокольню в
Поречье-Рыбном тщательней всего осмотрели
внутри. На соседнем храме обнаружили
остатки росписей.
При подьезде к Ростову у меня
протерлась покрышка. Новая(!) 300 км ещё не
прошла. Но, ладно. При попытке проложить
защитную ленту неудачно смял уже не новый
обод колеса... В результате вся группа устроилась
на обед на обочине дороги, а я на
арендованном у Натальи колесе поехал в
Ростов за запчастями. На обеде, кроме
супчика ещё и вчерашнюю уху ели...
Времени на поиск
запчастей и их замену ушло достаточно чтоб мы
опоздали на осмотр Ростовского Кремля (закрывают
в 17 часов).
Значит приедем еще раз. Зато монастырь был
открыт до 20 часов.
Ночуем на заброшенной лесной дороге в 9 км
от Ростова. Сосновый лес, какая-то лужа с
водой, ровная поверхность. 91 км
10 мая По утру украшаем деревья вокруг костра полосками туалетной бумаги. Когда бумага подсыхает, ловим её и сматываем обратно в рулон... Подняв таким образом настроение, катим по трассе в Ярославль. Нудная дорога, встречный ветер. В городе у нас несколько квестов: приобретение новой ходовой для велосипеда Николая, попытка скинуть одну участницу(Наталью) на поезд в Москву и традиционная культурная программа: что открыто - туда и заходим. С покупкой железа справились относительно быстро. Тут же у магазина заменили изношенный комплект на свежекупленный. Пока Наталья выясняла возможность побыстрей свалить с маршрута, основная группа посетила Спасо-Преображенский монастырь. Однако Наталья с поставленной задачей не справилась и снова едет с нами. Вместе осматриваем новенькую набережную на слиянии рек Волга и Которосль. Минуем Троицу и посещаем прекрасно расписанную церковь Ильи Пророка. Покидая Ярославль, обедаем в кафе, знакомимся с пьянами женщинами, провожаем их до машины, покупаем мясо и упаковываем его мариноваться. Выезжаем по дороге на Кострому, с которой вскоре сворачиваем в направлении на Бурмакино. Попытка заблудится не удалась, но для ночлега мы нашли место почти без воды. Удачным было то, что в непосредственной близости находилась ж/д станция Сахареж, с которой завтра утром сможем отправить Наталью. Шашлык опять удался. 111 км
11 мая Как всегда
ранний подъём. До ст. Сахареж идёт асфальт, а
за ней через километр, дорога превращается в
полевую колею. Наталья проехала с нами ещё
пару км и вернулась обратно на станцию.
Поборовшись еще несколько км с дорогой и
проколом, выезжаем на асфальт в пригороде
Нерехты. Нерехта
небольшой и самобытный городок. Однако, уже подошло время замены покрышек. В
магазинчике на центральной площади, делаем
соответствующие покупки. По плану заезд в
село Троица.
В селе Троица женский монастырь, обширная
производственная зона, и мост крытый
поликарбонатом соединяющий монастырь и
промзону. Под мостом на берегу ручья святой
источник. Вообще-то источников там
несколько штук, но тот, что ближе к
монастырю - святой. Осмотру никто не
препятствовал, но на выходе сказали, что это
не желательно. Ладно, уходим. Следующий объект
осмотра - Тетеринское. Возвращаемся в
Нерехту и выезд по направления на
Кострому. Село Тетеринское стоит в стороне
от трассы, но туда стоило заглянуть. Внешне
вполне заурядный погост. Да ещё с неоднозначным подъездом
. Вышедшая к нам женщина
Варвара, сказала: "-Если юбки оденете, то
открою церковь." Успенская церковь
поразила своим внутренним убранством и
красотой.
Похоже, это была жемчужина всего похода. Два
помещения расписаны в разных стилях, но
очень красиво. Минут 20 Варвара рассказывала
нам об истории этого места и отвечала на
вопросы. Очень чувствовалось, что "паломники"
типа нас, тут не частые гости.
Дальше нас ждал полноценный обед у ручья на
солнечной поляне, разбитая дорога, пара
экскурсов в ближайшие сёла за провизией.
Лариса попыталась увеличить дневной
километраж, но очередной прокол
восстановил равновесие. На эту суету ушла масса
времени и сил. Поэтому на ночь встали всего
в 10 км от места обеда. 34
км
12 мая Подъём, зарядка,
сбор и перекличка... клещей. Перед Костромой
стали попадаться интересные названия
поселений: Хутор 1-е мая, Любовниково,
Обломихино, Пьянково... Переезжаем на
левый берег Волги. В центре города
фотографируемся у памятника Ивану Сусанину
и подъезжаем к Ипатьевскому монастырю. Тоже
красиво, но уже за деньги. В разговоре со
служительницей выяснили: об Успенской
церкви в Тетеринском тут не слыхали... Ну,
может быть только она не слышала.
Перед
отъездом посещаем текстильный и
центральный овощной рынки. Неожиданно для
себя едем в столицу ювелирного дела России:
Красное-на-Волге. По пути обедаем на обочине
и уже традиционно без костра. При въезде в
Красное-на-Волге мы
уже точно знаем сегодняшнюю цену унции
золота и предпочтительные места
приобретения ювелирных изделий. Однако для
нас сегодня важнее другие ценности. Спешим
к парому через Волгу. Вообще-то паром уже
собрался отходить - пришлось попросить о
задержке с отплытием: не все велосипедисты
подъехали. Уже на борту узнали, что это
только второй рейс за навигацию(!) Удача нам
улыбается.
Выгрузились на правый берег, и тут Лена захотела гречневой каши... Заезжаем в дачный посёлок в магазин.
Есть всё. Но нет гречки. Направляемся по дороге вдоль Волги
на Плёс. Для ночлега находим поляну на
берегу Великой реки в устье безымянного ручья.
Вечером купаемся и любуемся грозой. Воды
лилось столько, что теперь уже и ужин прошёл
без костра... 112 км -1 км на пароме
13 мая Никто не ожидал, но
Лариса утром принесла рыбы. Почти два
десятка плотвы. Оказывается можно наловить
рыбы в Волге голыми руками!
Выехали на асфальт. Тоже никто не знал, что
дорога, по которой мы едем заканчивается
тупиком. Точнее не тупиком, а 5-ти километровым грязевым
участком. Выбравшись на асфальт, долго и
тщательно моемся в луже.
Городок Плёс расположен на высоких холмах
на берегу реки, и действительно очень
симпатичный. Две стеллы на въезде,
расписанная автобусная остановка, узкие
улочки, магазин "Гастрономъ №1"... К
Волге спускаться на стали, ограничились
прогулкой по обзорной тропке. Впечатлений
накопилось слишком много, переваривать не успеваем.
Обедаем на крыльце "Гастронома" и без
костра. По пути в Иваново заглядываем в монастырь в
Приволжске и делаем попытку потерять Ларису на
въезде в г.Фурманов.
Место ночлега ничем не примечательно. 69
км
14 мая На сегодня
единственный план: вовремя доехать до
вокзала и сесть в поезд. Поскольку поезд
вечером, а ехать осталось около 15 км, то
особенно не спешим. Не торопясь проснулись,
съездили на реку помыть велосипеды (дождя
не боимся), вкусно позавтракали. Как-то
неожиданно хорошо пошли шкварочки...
Примерно в час дня начали движение в
сторону Иваново. На въезде в город -
очередной прокол.
В ожидании поезда, посетили
местную торговую сеть. Наконец-то купили
поесть и даже "дорогую булку": так в
Иваново называют рулет с маком. Посадка в
поезд прошла штатно. В вагоне всё, конечно
же, "без костра". 27 км
15 мая в 11:20 мы в Санкт-Петербурге. До отправления поезда на Петрозаводск есть несколько часов. Саша приглашает провести их в сауне и "без костра". Не можем ему в этом отказать! К отправлению поезда с Ладожского вокзала мы были уже чистыми и отдохнувшими. Как будто никуда и не ездили.
Никто не похудел!
Пашков Владимир