Водопадики, порожки и малые ГЭС приладожья

26..30 августа 2012 

Участники поездки: Филиппова Светлана, Фофанова Наталья, Феденкова Ольга, Пашков Владимир.

Маршрут: Кирьявалахти - Сортавала - ГЭС Питкякоски  - Хелюля - Ристиярви - Раутолахти - ГЭС Харлу - ГЭС Хямекоски - Алатту - Ляскеля - Крест Скорби - вдп.Коринойя - Питкяранта - Салми - Ууксу - Погранкондуши - Варашев камень - Видлица - Большие Горы - Кинелахта - Ведлозеро - Крошнозеро - Пряжа - Петрозаводск.  2+65+100+136+141=444 км

Хотелось стартовать с Сортавала. Но как-то не удобно туда ходят поезда... Светлана предложила вариант с подкидом на машине :)

26 августа Вечером к 18:00 Наталья и я подкатываем с Светлане. Артём с транспортом уже ждут. Грузимся и едем к Ольге: она сегодня работает поэтому стартуем от неё. В 19 часов все сели и уже едем . Через 3 часа Артём останавливается на съезде на грунтовую дорожку к озеру в километре к западу от Кирьявалахти. Разгружаемся и провожаем Артёма. Поход начался. 
Километровый подъём по извилистой лесной дороге и уже в сумерках. На вершине развилка и подъезд к склону на берегу озера. Непосредственно на берег с велосипедами лучше не спускаться - круто. Встали у края склона: нам ведь только переночевать. Вода доступна, горелка, чай и спать. 2 км

погрузка выгрузка

27 августа Утро не слишком солнечное, однако сухое. Спускаемся на трассу и катим на запад. В Сортавала совершаем закупку продуктов на предстоящие сутки. Мост через залив в Сортавала пока на ремонте - транспорт пускают в объезд. Нас тоже. На выезде из города попадаем под ливень. Быстро останавливаемся под деревьями и накрываемся тентом: опыт. Сильный дождь прошел, мелкий остался - катим дальше. После Хаапалампи уходим с трассы на грейдер. Причём, чем дальше от асфальта, тем дорога хуже. Дождь размочил лесные дороги, а лесовозы после Куокканиэми выдавили из дороги жидкую глину. Некоторые участки только пешком. Обедаем в каньоне ручья Савайнйоки. А после обеда осматриваем порожек ниже по течению.
Скорость передвижения группы по раскисшей дороге всё же не высокая. Поэтому решаем, что на ГЭС Питкякоски поедем грейдерами. Катим по правому берегу Китенйоки до развилки на мост. Сворачиваем к мосту чуть выше порога Ниемикоски, но колея выводит нас только на порог. К нашему удивлению на пороге остатки мельницы. Большое здание, хоть и полуразрушенное, но впечатляющее размахом. Канал, конус для сырья (вероятно зерна), жернова. После осмотра этого сооружения, всё же ищем мост. Нашли. Состояние плачевное: перейти ещё можно, но что-то перевезти - уже сложно. Дорога к мосту и после практически заросла.
По грейдеру на левом берегу Китенйоки катим вверх до тупика. ГЭС стоит на левом рукаве Китенйоки и сейчас не работает (может мало воды?) Напорная плотина и сама ГЭС разнесены по горизонтали метров на 100. С плотины до машинного зала идёт ж/б труба для подачи воды к агрегатам(-ту?). Походив вокруг и сорвав немного яблок для компота спускаемся вдоль реки в поисках места для ночлега у порога Рампанконкоски. 65 км

Сортавала наконец-то кончился асфальт обед на Савайнйоки мельница на Ниемикоски (Китенйоки)
"мост"через Китенйоки плотина на Питкякоски (Китенйоки) ГЭС Питкякоски 
(1943 г. постройки )
вечерний ельник

28 августа С утра доезжаем до асфальта в Хотинлахти и заезжаем посмотреть порожек под мостом через Китенйоки у Туокслахти. Далее через Заозерный в Хелюлю и на Кирьявалахти. По плану осмотров заезжаем в радиалку на Ристиярви. Как-то не впечатлило... ВОзвращаемся на Кирьявалахти и после Раутолахти направляемся на Харлу. В Харлу на Янисйоки тоже стоит ГЭС. Здесь воды уже поболее и смотрится уже более солидно. Однако вокруг всё слегка загажено - цивилизация. Полуразрушенные промышленные корпуса тоже не смотрятся рядом с работающей ГЭС. Едем дальше. Перед Хямекоски проезжаем под старым ж/д мостом ещё финской постройки. Время над ним не властно. Спускаемся с горы к ГЭС. Тут тоже порядок - собачка в охранении, ГЭС в работе. Здесь почти та же проблема, что и на Питкякоски: вода есть, перепад высот есть, но не в одной точке а растянут по долгому порогу. И если на Питкякоски воду решили пустить по трубе, то здесь от плотины до ГЭС вырубили и забетонировали отдельный канал длиной примерно в полкилометра. После осмотра ГЭС, канала и плотины едем в Алатту. Почему-то подумалось, что там есть магазин. Это была ошибка. От Алатту уже вниз по хорошей дороге как-то очень быстро долетели до Ляскеля. Остановка на перекусь и любование очередным порогом не в счёт. В Ляскеля у магазина нас уже ждал "человек в форме". Это единственное в округе место, где регулярно проверяют документы. На ночь едем к Импилахти на очередные водопады. Однако до планового места решили не переться: на лесной дороге к водопадику - лесорубово царство. Дорога в соответстующем состоянии, загаженная местность, круглосуточная погрузка и вывозка леса :(  Встали на вырубке близь водопада, вроде как носящего имя "1 мая". Немного устали :)  100 км

дорога вокруг Ристиярви пит-стоп на Ристиярви ГЭС Харлу ж/д мост около Хямекоски (1920г)
слив с канала ГЭС Хямекоски плотина на Хямекоски вдп. "1 мая" (?) вечер

29 августа Сегодня почти асфальтовый день. Цель - Варашев камень. По новой трассе летим до Креста Скорби. Наконец-то солнечно. Ветер правда, северный. По дороге на Пикяранту останавливаемся у водопадика на Койринйоки. Недолгая фотосессия. В Питкяранте посещаем только магазин и обедаем на покосе не доезжая Ууксу. Из общения с местным косарем узнаём, что на местной свалке бывают велосипеды с планетарными втулками. Порадовались за обеспеченность района.
Ууксу, Салми, Ряймаля, Погранкондуши. После ж/д переезда выезжаем на берег Ладоги. Воды в озере мало, пляж открыт для проезда. Легко катим по пляжам до Варашева камня.  У Камня сооружена приставная лестница. Пользуясь ней поднимаемся на Камень. Солнце уже не высоко и хорошо видны надписи и знаки на вершине Камня. Вернувшись на пляжи делаем остановку на лёгкий ужин и купаемся. Правда, до глубины идти слишком далеко. Так что поплавали на мелководье :) Теперь принципиальный вопрос: можно ли проехать на Петрозаводск через Большие Горы? Месяц назад там начали разбор моста через Видлицу. Выбираемся на асфальт и в Видлице уходим с Олонецкой трассы на Ведлозеро. К вечеру подъезжаем к мосту в Больших Горах. Ура! Мост почти весь обновлён. Небольшое препятствие в виде отсутствующего пролёта нас на останавливает. Отъехав еще пару километров встаём на ночлег на берегу Видлицы. 136 км

вдп. на Койринйоки к Варашеву камню Ладога Варашев камень
... после купания совсем не жарко... мост через Видлицу в Больших Горах ужин... :)

30 августа Чисто ходовой день. Осталась ерунда - доехать до дома. Правда ветер северный и, значит встречный. После Кинелахты появился асфальт. Радует, что это уже до финиша. В Ведлозере очередной магазин и обед на ламбе перед Щёкилой. Крошнозеро, Маньга. Делаем небольшую остановку в сосновом лесу "на полежать". Пряжу проезжаем не останавливаясь. В Матросах купили жидкость для обеда и остановились на перекусь в лесу перед Поляной, подальше от ветра. После отдыха показалось, что даже ветер стих. В хорошем темпе доезжаем до города. Разрыв покрышки у Натальи - просто внеплановая возможность передохнуть остальным. 141 км

чУдное утро усталость пришла после обеда светлый путь швея-мотористка :)

Всё, что планировалось посмотрели. Домой приехали. Значит, поход удался. Спасибо участницам!

 Пашков Владимир