Из

г. Петрозаводск. Автобус. 1930 – 1941 гг. (статьи в газете, информация по публикациям прессы, документы).


 

 

1930 г.

 

 

Административный отдел должен обратить внимание на безобразия, которые творятся при посадке в автобус. Толпа кулаками пробивает себе дорогу к машине... (С.М. Повлович).

Красная Карелия. 1930. 20 марта.

 

 Автогараж несет убытки

Петрозаводский автогараж четвертый день не имеет бензина. Большиство машин стоит. Пригородное сообщение, как грузовое, так и пасажирское, прекращено. Скопление пассажировдля выезда в районы Карелии, как отпускников, так и командировочныхгромадное...

Красная Карелия. 1930. 19 июля.

В распоряжении Карелавто имеется 6 автобусов. Из них 3 ходят в городе и 3 по линиям Петрозаводск - Пряжа и Петрозаводск - Спасская Губа. Автобусное сообщение по всем маршрутам будет продолжаться и в течение всей зимы. Сейчас Карелавто получил трактора - снегоочистители, которые будут выезжать на линии для очистки дорог от снежных заносов. Горючим материалом Карелавто обеспечен.

Красная Карелия. 1930. 25 ноября.

 

 

Столкновение автобуса с подводой. Вечером 28 ноября на ш. Первого Мая автобус "Карелавто" налетел на ехавшую подводу. Лошадь убита. Возчик отделался незначительными ушибами. Ведется следствие.

Красная Карелия. 1930. 3 декабря.

 

1931 г.

 

 

«ПЦРЭО» Карелавто открыло 17 ноября автобусное сообщение: 1) Гостиный двор – пр. К. Маркса – ул. Гоголя и обратно.

2) Гостиный Двор – Советский мост – пр. Урицкого – до Лесной и обратно с заездом по ул. Калинина до полустанка Голиковка.

Красная Карелия. 1931. 22 ноября.

 

Мальчик под автобусом

 

21 ноября в пятом часу вечера, около театра «Триумф» городской автобус задавил 10-летнего мальчика.

В момент аварии автобус оказался на панели, напротив трибуны.

Из этого, видно, что виноват, г. о., шофер.

По правилам, он должен был сделать остановку около трибуны, а затем, высадив пассажиров и дав сигнал – проезжать трибуну и делать поворот к Гостиному Двору.

Шофер, по-видимому, этого не сделал и, проезжая без остановки мимо трибуны, сбил с ног мальчугана, раздробив ему всю голову…

Красная Карелия. 1931. 27 ноября.

 

 

 

 

1932 г.

 

С 10 января (1932 г.) открывается регулярное автобусное сообщение до Соломенного. Стоимость билета 1 р. 50 коп. (от Гостиного двора до соломенской конторы).

Красная Карелия. 1932. 21 января. №18.

 

1933 г. - на линии Гостиный двор - вокзал - Голиковка с 20 апреля 1933 г. работают 2 машины

 

С 16 февраля 1933 г. открылось пассажирское движение: Американский городок – в конце пр. Урицкого – ул. Гоголя.

Выезд машины с 9 ч. утра к Гостиному двору.

Красная Карелия. 1933. 17 февраля. № 40.

 

1934 г.

 

Две автобусные линии:

 

На линии ст. Петрозаводск – Гостиный двор, помимо автобусов Горкомхоза работают машины Карелавто. Пущен в эксплуатацию отремонтированный большой автобус. Возобновлено автобусное движение по маршруту Гостиный двор – Древлянка.

Красная Карелия. 1934. 14 февраля. № 37.

 

Четыре автобуса работают на линии ст. Петрозаводск – Гостиный двор.

Карелавто возобновило рейсы по маршруту Гостиный двор – ул. Гоголя. На этой линии работает 1 машина.

Красная Карелия. 1934. 23 марта. № 68.

 

 

От Петрозаводской автобазы «Карелавто» с 26 апреля 1934 г. открыто вновь автобусное движение по линии Гостиный двор – по пр. Урицкого до Американского городка и обратно с 8 до 23 часов.

Места остановок намечены досками указателями.

Красная Карелия. 1934. 29 апреля. №99.

 

С 12 мая автогараж городского Совета установил регулярное автобусное движение по маршруту Гостиный двор – Древлянка.

На линии один из новых автобусов, прибывший недавно с Горьковского автозавода. Остановка автобуса – Гостиный двор, поликлиника, ул. Анохина и Коммунальная ул.

Плата за проезд в один конец 50 копеек. Автобус курсирует с 8 часов 15 мин. Утра до 10 час. 30 мин. Вечера.

Красная Карелия. 1934. 14 мая. №108.

 

Три автобусные линии

 

Трест коммунальных предприятий проводит реорганизацию автобусного движения в городе.

Устанавливаются 3 автобусные линии: Зарецкий базар – Гостиный двор – вокзал, Гостиный двор – вокзал, Гостиный двор – Древлянка (ул. Гоголя) – Американский городок.

Линию Зарецкий базар – Гостиный двор – вокзал обслуживает 1 восемнадцатиместный автобус. Рейсы начинаются с 8 часов утра до 10 часов вечера.

Линия Гостиный двор – вокзал будет обслуживаться 2 автобусами, тридцатиместным и шестнадцатиместным.

Шестнадцатиместный автобус будет курсировать с 8 часов утра до 10 часов вечера. Тридцатиместный с 9 часов утра до 11 часов вечера.

Линия Гостиный двор – Древлянка – Американский городок будет обслуживаться восемнадцатиместным автобусом. Рейсы с 8 часов утра до 10 часов вечера. Остановки: у Дома крестьянина на ул. Анохина, Коммунальной, у Гостиного двора, на уг. Урицкого и Вытегорской, на ул. Калинина, на углу ул. Урицкого и Каменистой, и на углу пр. Урицкого и Лесной.

Трест коммунальных предприятий намечает открыть новую автобусную линию Петрозаводск – Соломенное. Открытие этой линии задерживается из-за недостатка шин для пятого автобуса.

Красная Карелия. 1934. 6 октября. № 238.

 

1935 г.

 

Изменения автобусных маршрутов: С 1 января внесены некоторые изменения в маршрут городских автобусов.

На линии Гостиный двор – вокзал курсируют 3 автобуса: два двадцатиместных и один тридцатиместный. Первая машина выходит на линию в 6 часов 30 минут утра и работает до 2 часов ночи.

Вторая машина выходит в 8 часов утра и работает до 10 часов вечера. Третья машина курсирует с 9 часов утра до 11 часов вечера.

На линии улица Гоголя – Гостиный двор – пристань работает 1 машина.

С 8 до 10 часов вечера работает и автобус на линии Американский городок – Гостиный двор.

Красная Карелия. 1935. 3 января. № 3.

 

В 1935 году у автотранспорта Петрозаводского треста коммунальных предприятий 6 автобусов ГАЗ-АА (1 на 18 мест, 4 на 16 мест) и 1 ЗИС.

Трест коммунальных предприятий продлил автобусную линию до Сулажгоры. Один из автобусов, курсирующих на линии Гостиный двор – вокзал, будет ежедневно, утром и вечером, ходить до Сулажгоры. От вокзала до Сулажгоры организовано 4 остановки: у школы, и переезда, у гаража Карелавто и в Сулажгоре.

Красная Карелия. 1935. 30 января. № 25.

 

Трест коммунальных предприятий, выполняя наказ рабочих Лыжной фабрики и хлебозавода, открывает в апреле новую автобусную линию Гостиный двор – Хлебозавод. На линии будет курсировать двадцатиместный автобус Горьковского автозавода им. Тов. Молотова.

Красная Карелия. 1935. 27 марта. № 71.

 

 «Автобус ушел на заправку»

Трест коммунальных предприятий? проверив заметку автобус ушел на заправку? помещенную в Красной Карелии 2 июля, признал её правильной и изменил порядок курсирования автобусов во время перерывов по общему для обоих машин.

Маршрут движения по линии Гостиный дворГоликовка продлен до ул. Гоголя, а маршрут Гостиный дворул. Гоголя продлен до Голиковки. Это дает возмождность при случайном выходе из строя одного автобуса из строя, не оставлять без автодвижения эти две линии/

Перерывы на заправку установлены для одного автобуса в 3 часа и для другого в 4 часа дня/



Красная Карелия. 1935. 21 июня.

Новые автобусные линии

Сегодня, 15 октября, трест коммунальных предприятий открывает автобусную линию Гостиный двор – хлебозавод. На этой линии одно время курсировал автобус, но пассажиров было слишком мало и пришлось эти рейсы отменить.

Сейчас автобус будет ходить по этой линии 2 раза в день: с 7 часов 10 минут до 9 часов утра и с 3 часов до 5 часов дня, т. е. В часы, когда на лыжной фабрике и хлебозаводе начинается и кончается рабочий день.

Проезд от Гостиного двора будет стоить: до угла ул. Луначарского и Урицкого – 10 копеек, до лыжной фабрики – 20 копеек и до хлебозавода – 30 копеек.

По выходным дням автобусы будут курсировать от вокзала до пристани.

Трест коммунальных предприятий установил новое расписание движения машин по всем линиям. Интервалы прихода автобусов на линии Гостиный двор – вокзал – 10 мин., на ост. Линиях – 5 минут.

Красная Карелия. 1935. 15 октября. № 237.

Трестом коммунальных предприятий открыты линии для перевозки рабочих от Гостиного двора до Лыжной фабрики, лесозавода «Петростройтреста» и хлебозавода.

Красная Карелия. 1935. 29 октября.

 

1936 г.

Автобусные маршруты

 

Трест коммунальных предприятий утвердил нумерацию городских автобусных маршрутов. На каждом автобусе вывешены доски, указывающие его направление. В ближайшие дни на каждой машине будет вывешен номер маршрута.

Маршрут 1 – Гостиный двор – вокзал – будет обслуживать 3 автобуса, маршрут № 2 – ул. Гоголя – пр. Урицкого – 2 автобуса и маршрут № 3 – Гостиный двор – Хлебозавод – 1 автобус.

Красная Карелия. 1936. 3 марта. № 51.

 

 

Новые автобусные линии

 

Городской отдел коммунального хозяйства получает три новых восемнадцатиместных автобуса.

В связи с увеличением городского автопарка, с 15 марта откроются ещё 2 новые автобусные линии:

Петрозаводск – Соломенное и площадь Свободы – Кукковка.

КарелТАСС

Красная Карелия. 1936. 9 марта. № 56.

 

Трест коммунальных предприятий сообщает, что с 1 апреля 1936 года вследствие необходимости переброски автобусов на перегруженные линии движение маршрута № 4 (Пристань – Гостиный двор – Комвуз) изменяется. С 1 апреля 1936 года данный маршрут будет иметь движение от Гостиного двора до Комвуза со следующими часами работы: С 8 часов утра до 9 часов утра и с 3 часов дня до 5 часов дня.

Красная Карелия. 1936. 2 апреля. № 76.

 

Трест коммунальных предприятий с 12 мая изменяет маршрут автобусов на линии ул. Гоголя – пр. Урицкого. Автобус будет курсировать не до конца пр. Урицкого, а до станции Голиковка КЖД. По пр. Урицкого автобус будет проходить только до Каменистой улицы.

С 1 июня по дням отдыха 2 автобуса будут курсировать в Пески. Время их работы – с 9 часов утра до 10 часов вечера. С 12 мая на этой линии по дням отдыха будет курсировать 1 автобус.

Красная Карелия. 1936. 11 мая. № 107.

 

Выполняя наказы избирателей, горсовет открыл автобусное сообщение по линии Гостиный двор – Кукковка. Автобусы курсируют по маршруту: с 7 до 9 часов и с 15 до 17 часов.

В связи с открытием навигации автобусная линия от вокзала продлена до общественной пристани.

Красная Карелия. 1936. 16 мая. № 111.

 

Трест коммунальных предприятий продлил маршрут городских, работающих на линиях Гостиный двор – вокзал и ул. Урицкого, ул. Гоголя, до Дворца пионеров. На пути от Гостиного двора автобусы будут останавливаться у пристани.

Удлинено также время работы автобусов. Автобусы начинают курсировать с 5 часов 30 минут утра и заканчивают работу в 1 час 30 минут ночи.

Красная Карелия. 1936. 24 мая. № 117.

 

Стоимость проезда на автобусах по линиям Гостиный двор - улица Гоголя и Гостиный двор - проспект Урицкого снижена с 50 до 30 копеек. Снижена стоимость проезда и на остальных маршрутах (пристань, разъезд Голиковка, хлебозавод), кроме линии Гостиный двор - вокзал…

Красная Карелия, 1936, 9 сентября.

 

Тарифы на проезд в автобусе, утвержденные исполкомом Петрозаводского городского совета:

«А) Гостиный двор – вокзал. Маршрут

а) от Гостиного двора до пл. 25 октября – 10 коп.

б) --------------«-----------до Гористой ул. – 20 коп.

в) --------------«-----------до 1 Параллельной ул. – 30 коп.

г) --------------«-----------до 7 ---------«------------ - 40 –«-

д) Весь                                                                    50 коп.

 

Б) Гостиный двор – угол ул. Коммунальная и ул. Гоголя.

От --------------«----------- до пл.25 Октября 10 коп.

--------------«-----------      поликлиники и ул. Анохина – 20

Весь                                                                                        30

 

В) Гостиный двор – Американский поселок пр. Урицкого

--------------«----------- до уг. Пр. Урицкого и ул. Вытегорской  10

--------------«----------- до ул. Калинина 20

Весь                                                          30

 

Г) Гостиный двор – Каменный бор

--------------«-------- уг. Пр. Урицкого и Луначарского – 10

--------------«----------- Лыжная ф-ка 20 коп.

Весь                                                                                          30 коп.

 

Д) Гостиный двор – Кукковка

--------------«------- - уг. Пр. Урицкого – и Вытегорской – Комвуз – 10

Кукковка                                                                                                      30 коп.

 

Е) Гостиный двор – Автотехникум – 60 коп.

Ж) Гостиный двор – разъезд Голиковка 40 коп.

З) Гостиный двор – пристань – 10 коп.

Абонементный билет – 30 руб. На предъявителя – 75 руб.»

См.: Национальный архив Республики Карелия (НА РК), ф.Р-460 (Петрозаводский городской совет), оп.1, д.28/304, л.8-9.

 

1937 г. – автобусный парк Треста коммунальных предприятий насчитывал 14 автобусов (обычно на линиях города 4 машины). За первое полугодие 1937 г. им перевезено 1361037 чел. Однако наблюдались и застойные явления в жизни парка – часть автобусов не выходил на линии по причине отсутствия резины. Характерны для этого периода такие сообщения в газете: "Автобусы отправляются в гараж. 8 апреля инспектора государственной инспекции провели технический осмотр городских автобусов. Из 7 работающих автобусов, 5 были признаны неисправными и направлены в гараж. у этих автобусов оказались неисправными тормоза, части рулевого управления, были и другие неисправности, грозящие аварией. Красная карелия. 1937. 10 апреля. Жалоба рабочих лесозавода - жителей поселка Петушки на невнимание городских властей: "Просили продлить рейс автобуса, курсирующего до Каменного Бора. Руководители городского автохозяйства ответили тем, что сократили время курсирования этого автобуса. Красная Карелия. 1937. 24 апреля.

 

А. Ив. Автобус не вышел на линию Красная Карелия. 1937. 30 июля.

План мероприятий по улучшению обслуживания трудящихся Петрозаводска, принятый Президиумом Петрозаводского горсовета 10 июля 1937 г.

Установить новый круговой маршрут пр. К. Маркса - наб. Нуортева - пр. Ленина - ул. Анохина - ул. Гоголя - пр. Ф. Энгельса - пр. К. Маркса.

Выделено 2 автобуса, встречно курсирующих.

К прибытию утренних поездов местного из Ленинграда - 6-20, из Кивача в 7-15 и "Полярной стрелы" в 7-41 подавать автобусы №9 и №10 с выходом из гаража в 6 утра, автобуса №12 и нового 32-х местного автобуса в 6-30.

С 7 утра для поездки на вокзал на 2-3 рейса в зависимости от количества пассажиров, снимать автобус с маршрута Гоголя - Урицкого.

Отменить двойную плату за проезд после 24 часов.

32-хместный автобус АМО, капитально отремонтировав, выпустить на линию с 25 июля.

Автобус, курсирующие по Соломенскому тракту, переделать, установив на нем новый кузов.

На вновь устраиваемой круговой линии, установить на всех остановках открытые площадки со скамейками.

Выпускать на линию только окрашенные автобусы, отремонтировать павильоны на вокзале, ост. Урицкого и Гостином двору.

 

Ежедневно автобусы города перевозят до 6770 пассажиров. Городской автобусный парк перевез 2479 тыс. пассажиров…

Красная Карелия. 1937. 16 января.

 

Шофер заехал пообедать

 

21 июля, около 12 часов дня, на автобусной остановке у Каргостеатра стояла длинная вереница людей с чемоданами и узлами.

Люди торопились к поезду, идущему на север, в 12 часов 35 минут. Автобуса долго не было. Ожидающие нервничали. Наконец, в 12 часов 15 минут показался долгожданный автобус, но, высадив пассажиров, он блеснул обтекаемыми формами и отправился в гараж, «на обед».

Люди, ожидавшие автобус, не попали к поезду.

Неужели нельзя установить ля обеда шоферов и кондукторов какие-нибудь иные часы и не заставлять пассажиров опаздывать к поезду,  прибывших на вокзал этим поездом ждать на вокзале.

 

Красная Карелия. 1937. 22 июля.

 

 

Пассажирский автобус начал курсировать на линии Гостиный двор – Сулажгора. Время работы автобуса – с 8 часов утра до 10 часов 30 минут вечера.

Красная Карелия. 1937. 21 октября. № 243.

 

Автобусное сообщение с Соломенным

 

В связи с окончанием водной навигации трест коммунальных предприятий возобновил автобусное движение на линии Петрозаводск – Соломенное. Автобусы отправляются из Петрозаводска с площади Свободы, в Соломенном автобусы останавливаются у клуба. На пути следования автобусы делают 3 остановки. Стоимость проезда на автобусе в 1 сторону – 1 рубль 20 копеек.

Красная Карелия. 1937. 13 декабря. № 285.

 

Кольцевая автобусная линия

 

Трест коммунальных предприятий открывает в первых числах апреля круговую автобусную линию. Автобусы пройдут от пл. Свободы по наб. Нуортева, по пр. Ленина, по ул. Им. Анохина на мост Лабанской плотины, затем спустятся по пр. Урицкого до Вытегорской ул. И снова вернутся на пл. Свободы. Автобусы будут курсировать в 2 направлениях – навстречу друг другу.

В первое время на линии будут курсировать 2 машины, затем с получением новых автобусов количество их увеличится.

Красная Карелия. 1937. 28 марта. № 71.  

 

В 1938 г. автопарк Треста коммунальных предприятий состоял из 18 автобусов. Одна 13-местная машина курсировала по линии Петрозаводск - Соломенное с 9 до 22 часов. (Красная Карелия. 1938. 28 декабря).

В 1938 году у Городского автобусного парка Треста коммунальных предприятий 19 автобусов - 1 АМО-4, 1 ЗИС-8, остальные ГАЗ-АА.

 

1939 г. – на городских линиях «трудятся» 6-7 машин.

 

В кратком экономическом описании Первомайского района г.Петрозаводска упоминается об автобусных линиях: Гостиный двор – вокзал, Гостиный двор – Сулажгора, Гостиный двор – Соломенное, в описании Зарецкого района – линии: Гостиный двор – Лесная улица, Гостиный двор – ветлечебница, Гостиный двор – Петушки (Опубликовано в книге: Петрозаводск. 300 лет истории: Документы и материалы. Кн. 3. – Петрозаводск, Карелия, 2003, - с.197, 200.)

 

1941 г. - в автохозяйстве города - 26 машин.

 

С 13 января с.г. открыто регулярное автобусное сообщение в г.Петрозаводске по кольцевому маршруту: Гостиный двор – Перевалочная биржа – Гостиный двор со следующими остановками: 1. Гостиный – кинотеатр «Красная Звездочка»; 2. Онежская наб. – клуб Онегзавода; 3. Пр. Ленина – дом горсовета; 4. Пр. Ленина – ул. Герцена – дом №31; 5. Ул. Горького – Управление Кировской железной дороги – Слюдяная фабрика; 6. Ул. Буденного – через 2-ю Северную, по ул. Островского – 20-я школа; 7. 20-я школа – ЦРМ; 8. Перевалочная биржа – угол М. Закаменской и Анохина, дом 2; 9. М. Закаменская – пл. 25 Октября – Гостиный двор.

Стоимость проезда по всему маршруту 90 копеек. Проезд одного участка – 30 коп. Начало движения по маршруту с 7 часов 30 мин. утра Окончание – в 0 часов 30 мин. ночи.

Дирекция

Ленинское знамя. 1941. 15 января. №12.

 

Петрозаводский городской автобусный парк извещает всех граждан г.Петрозаводска, что с 1 июня 1941 г. по маршруту Петушки машина будет следовать только до хлебокомбината.

Ленинское знамя. 1941. 3 июня. №128.


На главную страницу