Станции Октябрьской железной дороги в черте г. Петрозаводска

Вокзал ст. Петрозаводск. 1916 г. Фото из книги Хроника 3 столетий - П., 2002, с.195.

 

 

 

Средства массовой информации о станциях ОЖД. Документы

 

 

На чрезвычайном собрании Петрозаводской городской думы 14 января решено вновь возбудить ходатайство пред Министерством путей сообщения о пересмотре вопроса о постройке железнодорожной станции «Петрозаводск» с целью перенесения вокзала с Голиковского участка в Закаменский.

Ходатайство города имеет связь с проложением железнодорожной линии от Петрозаводска к Белому морю.

 

Олонецкие губернские ведомости. 1915. 17 января. №13.

 

Письмо исполкома Петрозаводского горсовета председателю Петрозаводского совета городского хозяйства

24 июля 1918 г.

 

Исполком Петрозаводского горсовета в заседании своем от 18 сего июля, заслушав доклад ваш о железнодорожной ветке со станции Голиковка на Александровский завод, постановил:

утвердить постановление Совета городского хозяйства от 16 июля, с изменением "пассажирской площадки в Саду Триумфа не устраивать и по условии,если будет возможно, то устроить перекидной мост через выемку в саду. исправить сад, если он будет обезображен при проведении ветки. Деревья у тротуаров на Соборной площади оставить в целости. На полустанке Голиковка производить продажу билетов на Мурман и Петербург...

 

 

Из докладной записки и. д. городского инженера о проекте застройки г.Петрозаводска от 18 мая 1923 г.:

 

…При постройке Мурманской ж.д. оказалось невозможным устроить вокзал в городе, ввиду того, что местность в Голиковском и Закаменском районах пересеченная и нельзя было выбрать здесь значительной площадки для устройства станционных путей. По этой причине вокзал и был отнесен на расстояние примерно 3 верст, благодаря чему он оказался несвязанным с городом.

 

 

Мурманской железной дорогой возбуждено ходатайство о продлении на 2 года срока для постройки вокзала на разъезде Голиковка. Просьба горкомунотделом удовлетворена. и участок земли оставлен в пользовании дороги.

Красная Карелия. 1927. 10 сентября. №206.

 

Вокзал будет построен на месте разъезда Голиковка

 

Нынешнее расположение пассажирской станции в Петрозаводске крайне неудобно. Пассажирский вокзал слишком далеко отстоит от города и к тому же не отвечает техническим требованиям…

Вопрос о местонахождении городского вокзала… вызвал живейшее обсуждение на последнем совещании в Каргосплане. Участники совещания предлагали 2 варианта местонахождения нового вокзала. Первый вариант предполагал построить вокзал на ветке Каронегсоюза в будущем центре города, а второй – построить вокзал на мест6е разъезда Голиковка.

Однако, постройка пассажирской станции на ветке Каронегсоюза, по мнению большинства участников, не представляется возможной. Представитель железной дороги заявил, что местность, где находится ветка, не может быть пригодна для постройки станции, т.к. имеет уклон в 8 метров на 1 км. протяжения. Наркомат путей сообщения не разрешит строить станцию на этом участке.

Что же касается постройки нового вокзала на месте разъезда Голиковка, то всё говорит за целесообразность постройки вокзала именно на этом месте. Местность разъезда Голиковка ровная..

Вокзал, построенный на месте разъезда Голиковка, будет расположен близко от центра города, не стесняя в то же время городское строительство, а нынешняя пассажирская станция будет переоборудована в крупную товарную станцию…

Красная Карелия. 1929. 3 марта.

 

 

 

Из тезисов доклада начальника 2-го эксплуатационного района Мурманской ж.д. на пленуме Петрозаводского городского совета 27 декабря 1930 г.

…2. Перспективы строительства ж.д. ветки на озеро… Определенного проекта ветки на озеро в районе нет и организации этого вопроса реально не ставили. Согласно предварительных переговоров имеется в виду постройка ветки от разъезда Онежский к Онегзаводу, но ни проекта, ни изысканий этой ветки нет…

14. Возможна ли организация пригородного сообщения на первое время по линии «Петрозаводск-Шуя». Мы намерены использовать Шую как жилищный резерв, туда думаем перекинуть кое-какие курсы. Шуя будет нашей основной базой молочных продуктов. Такие же намерения в части Ужесельги. Мы бы хотели установку там дачных платформ, в том и другом случае по эту сторону мостов. Строительство местных учреждений в Шуе и в Сельге мы будем проводить около этих остановок. Желательно, чтобы постоянные поезда у этих платформ имели остановки 1-2 мин., утром у Вас идет поезд с севера, он бы и мог брать пассажиров с Шуйской платформы, на Сельгу и может быть на Орзегу пустить 1-2 вагона 4 класса, они же могли бы в случае опоздания северного сбегать до Шуйского моста. Вечером нужно пускать часов в пять, может быть можно использовать товарные с подцепкой до Шуи и Орзеги…

14. Организация пригородного движения возможна, при посредстве автомотрис и второй эксплуатационный район по своей инициативе вошел с ходатайством через Дирекцию дороги в НКПС о предоставлении в самом непродолжительном времени в распоряжение района двух автомотрис для возможности организации движения на участке Петрозаводск-Кивач и по получении автомотрис движение таковых будет установлено с таким расчетом, чтобы иметь возможность удовлетворить все требования, предъявляемые общественностью…

 

Нет порядка на станции Голиковка

 

В зале ожидания грязно, не хватает скамеек. Одна половина входных дверей заколочена, поэтому при посадке возникает давка. Руководители станции не проявляют заботу о пассажирах.

В. Мухлынина

Ленинское знамя. 1953. 24 февраля.

 

Навести порядок на станции Голиковка

 

Открытие нового вокзала на ст. Петрозаводск явилось событием в жизни трудящихся республики. Но надо сказать, что этим мероприятием не решен ещё вопрос о культурном обслуживании населения. Немалая доля в выполнении плана перевозок падает на станцию Голиковка, находящуюся на южном конце города. На Голиковке бывает очень много людей, особенно в предвыходные и выходные дни. Это в основном лесозаготовители и колхозники, которые приезжают в город, чтобы что-то приобрести. Но на станции совершенно не проявляют заботу о пассажирах.

Зал ожидания тесный и грязный. Радио нет. В витрине – газеты двухнедельной давности. В ожидании поезда пассажир лишен возможности выпить стакан чаю, потому что на станции не организован буфет. Нет около станции ни ларька, ни магазина. Невольно задаешь вопрос: бывает ли на этой станции руководство Кировской железной дороги.

А. Каменев

Ленинская правда. 1956. 6 июня.

 

Станция должна быть открыта

Скоро наступит очередной дачный сезон. Для одних дачные участки - единственная возможность отдохнуть от городской суеты и набраться сил на следующий год, для других - это еще и возможность повысить свой материальный уровень. Не секрет, что даже небольшой урожай, выращенный в условиях Карелии, для большинства семей является ощутимой подмогой в зимнюю пору. Для людей, имеющих небольшие доходы, покупка личного автотранспорта превратилась в недосягаемую мечту. До дачи многие добираются на автобусах и пригородных поездах. Именно поэтому то, насколько хорошо будут функционировать нынешним летом пригородные маршруты, становится для горожан проблемой номер один.

Станция Петрозаводск - Товарная всегда пользовалась большой популярностью у любителей поработать на дачных участках. Здесь раньше была остановка двух пригородных поездов, было очень удобно добираться до своих дач и обратно с переполненными сумками и рюкзаками. Но год назад остановку отменили.

Поводом для этого решения руководства Октябрьской железной дороги послужил один инцидент. Женщина, сходя с поезда на станции Петрозаводск-Товарная, сломала ногу. Возможно, и до сих пор на станции останавливались бы пригородные поезда, если бы не одно "но". Женщина подала в суд на Октябрьскую железную дорогу по возмещению причиненного ей ущерба и ... выиграла. Видимо, "естественный монополист" был настолько ошеломлен результатами судебного разбирательства, что не нашел ничего лучшего, как вообще закрыть станцию для пригородных поездов.

Понятно, что это самый легкий путь решения проблемы. А то, что пассажирам стало неудобно добираться до своих дач, видимо, никого не волнует. Если уже серьезно говорить о том, насколько наши станции соответствуют современным правилам безопасности, то, пожалуй, только в Санкт-Петербурге, Волховстрое и Лодейном Поле платформы отвечают всем требованиям безопасности. На некоторых карельских станциях людям приходится прыгать почти под откос, но это, кажется, железнодорожников не волнует. "Подождите, пока мы полностью электрифицируем дорогу. Тогда дойдут руки и до платформы на станции Петрозаводск-Товарная", - обещают они. Правда, сколько еще придется ждать, никому не ведомо.

На собраниях садоводческих товариществ многие жители улиц Мурманской, Краснофлотской, Советской и других (где я являюсь депутатом избирательного участка) ставили вопрос о возобновлении остановки на старом вокзале. Понятно, что недальновидное решение железной дороги ударило прежде всего по пожилым людям, у которых не было и, по всей видимости, уже не будет личного автотранспорта.

В городе и республике набирает ход избирательная кампания. Претенденты на пост председателя правительства, мэра Петрозаводска, кандидаты в депутаты ЗС РК ждут встреч с избирателями для сбора голосов и используют для своей рекламы различного рода обещания. Так, некоторые из них путем "руковождения" по воздуху обещают выравнять зарплаты санитарок и медицинских сестер до зарплаты энергетиков. Приятно, конечно, слышать и видеть в воздухе, как происходит выравнивание... при отсутствии денежных средств.

Я призываю жителей Петрозаводска активнее участвовать в избирательной кампании и требовать от кандидатов во все уровни власти решения конкретных вопросов, в том числе и открытия остановки на станции Петрозаводск-Товарная. Думаю, для этого не требуется материальных затрат. Республиканские и городские власти должны лишь найти компромисс с руководством Октябрьской железной дороги. Подписи с требованием открыть станцию можно посылать в Петрозаводскую мэрию в кабинет 601 на мое имя. Я убежден, что если энергию депутатов Петросовета соединить с активными действиями горожан, то и эта проблема в скором времени будет решена.

Валерий СОРОКИН, депутат Петросовета

Петрозаводск. 1998. 16, 17 апреля.

 

Ответ администрации г. Петрозаводска на запрос гражданина С. о строительстве моста на ст. Петрозаводск - Товарный

29 сентября 2005 г.

 

Ваше обращение в администрацию местного самоуправления г.Петрозаводска рассмотрено в комитете по вопросам ЖКХ администрации города. Сообщаю, что в 2002 г. по настоятельной просьбе администрации местного самоуправления г.Петрозаводска при реконструкции станции Петрозаводск было запроектировано строительство низкой пассажирской платформы с выходом на пешеходный мост между 1 и 2 путями станции Петрозаводск – Товарная. По информации от 7 сентября 2005 г., предоставленной и.о. главного инженера Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги Погодиным А.В., завершение строительства платформы планируется в 2006 г. После введения платформы в эксплуатацию будет пересмотрено расписание движения пригородных поездов с организацией остановки этих поездов на станции Петрозаводск-Товарная. Строительство вышеуказанной пассажирской платформы находится на контроле в администрации города.

 

Зам. главы самоуправления- председатель комитета по вопросам ЖКХ С.И. Костин

 

Ни в  2006 г., ни в 2007 г. платформа построена не была, остановки пригородных на станции нет (хотя на ст. Голиковка также сложно выйти из поезда – там на обратном пути поезда останавливаются).


На главную страницу