Реферат Соколова А. С.
Моя философия - простая, тихая,
доступная каждому, рождённая
главным органом Православного
христианства - созерцающим
сердцем, но не подчёркивающая
на каждом шагу своей “школы”.
Евангельская совесть - вот её
источник.
И. А. Ильин.
СОДЕРЖАНИЕ
Российский период жизни Ивана Александровича Ильина.
Лишь в последнее десятилетие имя и творческое наследие И.А. Ильина стало известно российскому обществу. Ранее, в советское время он был известен лишь небольшому кругу лиц и то, как “бывший реакционный профессор Московского университета, черносотенец, антикоммунист до мозга костей, сделавший антисоветскую пропаганду своим постоянным занятием” и даже “фашист”.. С другой стороны, и “на “свободном” Западе труды русского философа, публициста и критика замалчивались, издавались неохотно.” Между тем, “у И. А. Ильина имеются ответы на самые трудные вопросы, им разработаны религиозные, философские, идеологические пути... духовного возрождения”,
Ильин жил в переломные для России годы, что не могло не отразиться на формировании его взглядов. Ильин родился в 1883 году в семье присяжного поверенного, закончил с золотой медалью гимназию, после - учился на юридическом факультете Московского Университета у известного профессора права П.И. Новгородцева, отличавшегося стремлением к глубокому философскому обоснования права, особенно много места уделявшего анализу правовых идей Канта и Гегеля. Здесь же у Ильина сложился глубокий интерес к философии, главным образом к наследию немецких философов - Канта, Фихте, Шеллинга ,а также и к античной философии( “Об этом свидетельствуют его кандидатские сочинения об идеальном государстве Платона и об учении Канта о “вещи в себе” в теории познания, а также шесть сочинений, которые он подал в период 1906 - 1909 годов, - “ О “Наукоучении” Фихте Старшего издания 1794 года”, “Учение Шеллинга об Абсолютном”, “Идея конкретного и абстрактного в теории познания Гегеля”, “Идея общей воли у Жан-Жака Руссо”, “Метафизические основы учения Аристотеля о “рабстве от природы”, “Проблема метода в современной юриспруденции”)
В1906 году Ильин получил диплом первой степени - и был оставлен при университете. К 1909 году он становиться приват-доцентом по кафедре энциклопедии права и в конце года уезжает в научную командировку в западные университеты и проводит в Италии, Германии и Франции два года, где большое влияние на него оказывает общение с философом Э. Гуссерлем и изучение его феноменологического метода.( Ильин определил сущность этого метода так: “Анализу того или иного предмета должно предшествовать интуитивное погружение в переживание анализируемого предмета”.), также посещает семинары неокантианца Г. Риккерта, Г. Зиммеля, представляющего новейшее направление в европейской философии - “философию жизни”. Общение Ильина с представителями этих философских течений оказало влияние на его дальнейшую деятельность. После возвращения в Москву в 1913 году Ильин успешно защитил диссертацию и получил сразу две степени: магистра и доктора наук.
К этому времени Ильин уже отходит от тех взглядов, которые разделял в молодости(увлекался социал-демократическими идеями, был активным участником студенческого движения, под влиянием идей анархизма издал под псевдонимом книгу “Бунт Стеньки Разина”) В его первой научной работе “Понятия права и силы”, увидевшей свет в 1910году “он пишет о признании права абсолютной ценностью, категориях правосознания и правопорядка, как фундаментальных для любого общества”Это было одной из причин приверженности Ильина идее абсолютной монархии. Однако, необходимым условием для него было, “чтобы народ доверял своему государю, а не в том, чтобы государь вымогал у него признание своей веры”Также в работе “Понятия права и силы”, в которой Ильин “подвергает критике распространённое отождествление понятий силы и права, идущее от теории общественного договора и рассматривающее право как форму внешнего воздействия на людей, имеющего целью гарантировать стабильность государства”. Ильин вносит методологический аспект в вопросы взаимоотношения права и силы:, “Может ли право рассматриваться как сила и не может ли оно рассматриваться, как не допускающее сближение с силой?” - вопрос, затрагивающий не только одну сферу правоведения и остающийся и сейчас актуальным.
В другой крупной работе данного периода - “О любезности. Социально-психологический опыт”(1912) - “Ильин пытается дать классификацию форм общения людей, с тем, чтобы в каждой из этих форм выделить в качестве их основы оба указанных аспекта бытия личности. Каждая индивидуальность, по словам Ильина, вплетена в своеобразную “ткань общения”, через которую все души сцеплены друг с другом органически и непрерывно. В общении и проявляется стремление к абсолютному единению” Однако, специфика нашего материального бытия такова, что такое единение достижимо очень редко, а реальное общение обычно приносит лишь страдание. Так как сводится к нежелательному вторжению во внутренний мир человека чужой индивидуальности. Поэтому, “в инстинктивном стремлении оборониться от нежеланных и болезненных глубоких пронзаний у людей постепенно выработался ряд приёмов, соблюдение которых лежит на пути к этой цели. Сюда относятся, как бы располагаясь в постепенности: вежливость, любезность, деликатность.”В своём предельном развитии любезность, по мысли философа, превращается в полное идеальное слияние душ, что в земном бытие невозможно.
В работе “ Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего”, написанной в том же году, Ильин отмечает, что Фихте подвёл некоторый итог в развитии философии нового времени и открыл новые перспективы, в частности отказавшись от отождествления понятий “субъект” и “человек”. Ильин находит у него своеобразное учение о богочеловечности, подразумевающее, что место обитания Бога - человеческая душа.
В более поздней работе “Философия Фихте, как религия совести”, относящейся к 1914 году, Ильин писал: “То, к чему он(Фихте - С. А. С.) звал, чего требовал, - была свобода человеческого духа от всякого чувственного, неразумного определения, его абсолютное духовное самоопределение. Такое состояние...утверждалось зовущим голосом - сразу - как идеал, норма и долг человеческой души, как назначение и цель человека и в то же время - как абсолютно реальное, божественное состояние, лежащее в основе всего бытия и знания. Этот голос был одновременно разумной волей человека, его взывающей совестью и в то же время начальным словом откровения Божия, свидетельством о божественной природе человека”Здесь Ильин, вслед за Фихте, производит существенное переосмысление традиционного христианского понимания Бога, сводя его к абсолютной основе индивидуального личностного бытия человека.
“При этом философские взгляды Ильина становятся очень близкими к влиятельному направлению европейской философии XX века - персонализму, для которого характерно представление о несводимости конкретного человеческого духа ко “всеобщему” - обществу, культуре, Богу(ярким представителем персонализма в русской философии был Н. Бердяев). Персоналистическая тенденция в философии Ильина останется в дальнейшем одной из самых устойчивых, вплоть до последних работ, где он будет подчёркивать абсолютную одинокость... человека перед лицом Бога”. Из этого следует, что философия, по мнению Ильина, есть высшая форма духовной деятельности человека, через которую только и можно достичь единения с высшей духовной реальностью - с Богом, которое человек находит внутри себя.
22 февраля 1914 года Ильин выступает с докладом: “Учение Гегеля, как сущность спекулятивного мышления”. С него началась серия из шести его работ о Гегеле, которые лёгли в основу его диссертации “Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека”, подразделявшуюся на две части: учение о Боге и учение о человеке. В этом труде Ильин выступает как крупный и яркий представитель европейского неогегельянства - течения, осуществившего ревизию учения Гегеля, с тем, чтобы приспособить их к новым условиям, выявить в нём идеи не замеченные ранее, но созвучные новой исторической эпохе. Труд Ильина явился одной из основ, заложенных в фундамент этого учения. По мысли Ильина, в основе учения Гегеля лежит убеждение в существенной иррациональности бытия мира и человека. Гегель представляет мироздание, как арену борьбы двух противоположных стихий - божественного, благого, рационального Понятия и иррационального, эмпирического, злого Хаоса, что и обуславливает все страдания в мире. Гегель верит, что Бог способен обуздать и обуздает низшее начало и принесёт в мир благо. Гегель считал существование иррационального начала необходимым, более того в нём вначале должен был воплотится Бог, чтобы затем преобразовать весь мир по-божественному подобию. Вывод, который делает в своей работе Ильин звучит иначе: иррациональное начало мира оказывается столь существенным, что не позволяет Богу преодолеть до конца своё злое начало и Бог вынужден подчинится его силе. Человек же есть высшая форма воплощения Бога и, одновременно, абсолютный предел его воплощения, и, так как конечен человек, то конечен и Бог. Душа человека - поле борьбы рационального и иррационального начал. Поэтому правы утверждения, что “Неогегельянство его(Ильина - С. А. С) - русское неогегельянство, обнаружившее жизненный нерв чуждого русской мысли учения, его религиозные корни...”, “Ильину видны упущения великого немца, это панлогизм, стремление разобрать всё по полочкам понятийного мышления, ...пантеизм, отождествление мира и Бога. Центральная проблема у Ильина - это смысл жизни. Гегеля эта идея не трогала, жизнь для него - один из узлов саморазвёртывающейся абсолютной идеи. Для Ильина - жизнь - смысловой центр бытия. Ильин только идёт к ней через гегелевское понимание свободы...”.Из этого видно, что в это время философия Ильина уже сформировалась и ориентирована на новую эпоху в развитии человечества.
Ильин, искренне любивший Россию не мог оказаться в стороне от событий Первой мировой войны. “Он написал две глубокие работы - “Основное нравственное противоречие войны” и “Духовный смысл войны” - лучшие страницы русской нравственной философии”. Он смело и открыто выступал против идеологии “серебряного века”, увидев в ней “соблазнительность новой русской поэзии и новой русской публицистики”, давал решительный отпор оккультистам, таким, например, как Андрей Белый.
На Февральскую революцию он откликнулся пятью брошюрами, изданными в издательствах “Народная свобода” и “Народное право”: - “Партийная программа - “максимализм”, “О сроке созыва Учредительного Собрания”, “Порядок или беспорядок”, “Демагогия и провокация”, “Совершенствовать законы по закону, то есть правовой порядок”, в которых выдвигал на первый план демократические идеи свободы личности и народного самоуправления.
На Октябрьскую революцию Ильин отреагировал статьёй “Ушедшим победителям”, посвящённой защитникам государственного строя. Несмотря на то, что ВЧК 6 раз арестовывала философа, он не хотел покидать свою родину. В это время Ильин защитил магистерскую диссертацию, становиться председателем Московского Психологического общества. Однако, под угрозой применения против него высшей меры наказания, осенью 1922года он был вынужден покинуть Россию. Вместе с другими учёными, философами, литераторами он был лишён гражданства РСФСР и выслан в Германию.
Глава 2.
Деятельность Ильина в эмиграции.
В Берлине Ильин включился в работу по организации Религиозно-Философской академии, философского общества и журнала при ней. После открытия в январе 1923 года Русского научного института, Ильин становится его профессором, вёл курсы по энциклопедии права, истории этических учений и введение в философию. Ильин читал много разнообразных лекций о русских писателях, русской культуре, о России, о религии(с 1926 по 1932 он много ездил по Европе: Австрии, Бельгии, Латвии, Чехии, Югославии и провёл более 200 лекций). Одно из главных направлений его деятельности были политика(Ильин активно участвовал в работе Русского Обще-Воинского Союза, редактором-издателем журнала “ Русский Колокол”) и философская деятельность.
В 1925 году появляется одна из самых знаменитых его работ - “О сопротивлению злу силою”, вызвавшая немало споров в эмигрантской среде. Главным вопросом, затронутым в книге, был: “ Если одухотворённая любовь способна преображать зло, то значит ли это, что в общем, великом процессе сопротивления злу - заставление совершенно немощно и вредно. Можно ли предоставить злодеям добровольно и беспрепятственно злодействовать?” Главный способ борьбы со злом - борьба с ним в себе самом и других. Поэтому “нежелание людей участвовать в этой борьбе или выбор неверных средств ведёт, по мысли Ильина, к тому, что зло расширяет сферу своего господства, и весь мир идёт к гибели. Поэтому принятие каждым из нас решения участвовать в борьбе со злом есть непременное условие стабильности общественного порядка, гарантия спокойного существование людей. Это значит, что призывы к непротивлению злу, от кого бы они не исходили и чем бы ни обосновывались, по сути дела, являются потаканием злу”.При этом Ильин подвергает критике учение Льва Толстого и его единомышленников, которые “из всей сферы волевого заставления видят только самопринуждение (“насилие над своим телом”) и физическое насилие над другими; первое они одобряют, второе - безусловно отвергают. Однако при этом они явно относят физическое понуждение других и пресечение к сфере отвергаемого “насилия” и, совсем не замечая, по-видимому, возможности психического понуждения других и психического насилия над другими, отвергают все сразу как злое и безбожное вмешательство в чужую жизнь.”В частности, Ильин считает Толстого в какой-то мере ответственным за приход большевиков к власти, обоснованию чего и посвящена эта работа. Выводом является то, что Толстой отрицает не только необходимость борьбы со злом, но и возможность духовного единения людей в борьбе, отрицает государство как её общественную организацию.
В противовес учению Толстого Ильин считает, что злу следует сопротивляться силой. Однако в то же время он подчёркивает, что “меч - не панацея в борьбе со злом, а крайняя и вынужденная мера. Прибегая к ней, рыцарь добра неизбежно принимает опасное бремя на душу, - и поэтому должен быть максимально внимателен к себе, к чистоте своего сердца, дабы при умерщвлении зла не заразится от него. Страшно увлечься мечом! Ведь меч пресекает зло, а не уничтожает его в корне, в истоках...Зло убивается лишь в воскресением в добре...И если и приходится взять меч в руки, то с мужественным и честным осознанием ужаса свершаемого акта, требующего, по словам философа, всежизненного очищения.” С другой стороны, “человек, по мнению Ильина не имеет права прощать обиду, нанесённую другому.” “Возможность положений, которые неизбежно ведут к противоречию между благой целью и несовершенными средствами, является моральной трагедией человек. - так ставит вопрос Ильин.”
Сразу же после выхода в свет книги в среде русской эмиграции развернулась полемика вокруг идей Ильина. Представители либерально-демократического направления(Н. Бердяев, З. Гиппиус, В. Зеньковский, В. Чернов) не приняли его идей. В эмигрантской газете “Последние известия”, появилась статья И. Демидова(ближайший сотрудник П. Милюкова), который обвинил Ильина в симпатиях к большевикам и даже в сотрудничестве с ними. З. Гиппиус высказалась о Ильине: “Это буйствует одержимый”, Бердяев охарактеризовал его так: “Чека” во имя Божие ещё более отвратительно, чем “чека” во имя дьявола.” Это привело Ильина к разрыву с левым крылом эмиграции. Поддержку Ильин получил только от консервативно-монархических кругов, главным печатным органом была газета “Возрождение”, возглавляемая П. Струве.
По сути дела, Ильин выдвигает “этическую систему, более сложную и более соответствующую условиям нашего земного существования, чем христианская мораль в её исходной строгости и чистоте. Ильин отвергает прекраснодушную веру в абсолютный приоритет духовности и любви и упование на всемогущество и силу Бога. Его человек, осознавший “трагическое бремя мироздания”, свою укоренённость в этом, материальном, мире возлагает на себя ответственность за судьбу мира и тем самым ставит себя вровень с Богом. Только в рамках такой меры ответственности человек может осмелится решать судьбу другого человека, принять вину за человекоубийство.”Таким образом Ильин развивает идеи христианства, обнаруживая сходство с этикой французского экзистенциализма, развитой в 30-е годы Ж.П. Сартром и А. Камю.( Понимание жизни человека, как сопротивление “мраку”, коренящемуся в нём самом, непрерывная готовность к подвигу, в котором, может быть, придётся пойти на умаление своего морального совершенства и сознательно принять на себя вину.) Под злом Ильин несомненно понимал большевизм.
В1935 году была опубликована другая его работа - “Путь духовного обновления”(полностью опубликована лишь в 1958 году), которая “может рассматриваться как продолжение и развитие той социально-нравственной философии, которая была сформулирована им в книге “О сопротивлению злу силою”. Эта книга даёт целостное представление о философских, этических, политических взглядах мыслителя. Каждая из 26 глав книги представляет собой резюме более обширных его исследований.”Данная работа начинается с размышления о предпосылках духовного обновления человека: о вере, о знании, любви, религии, философии. В ней Ильин выделяет в качестве наиболее важных, вечных и искренних духовных основ человека веру и любовь, в качестве важнейшей социальной ячейки общественного организма - семью. Именно через неё постигаются все остальные истоки духовной жизни. Так, смысл свободы, по Ильину, состоит в том, чтобы через любовь самому увидеть, через очевидность самому уверовать. Свобода для него - самостоятельная, самобытная творческая любовь и сила. И совесть движется силой веры и любви. И семья есть первое лоно любви и веры, и Родина постигается любовью и строится верой. Без любви и веры невозможно правосознание, необходимое для построения и функционирования государств. По мнению философа, человек, вставший на путь духовного обновления, должен решится на то, чтобы все свои усилия сосредоточить на самом существенном и определиться, что же является главным в человеке, что менее важно, а что вообще несущественно.
Ильин исходит из того, что глубинным и существенным в человеке является дух, духовное состояние, в котором он живёт своими возвышенными, благородными силами, обращёнными на познание истин, на созерцание или осуществление красоты, на совершение добра, на общение с Богом, словом, все блага. Дух для Ильина - потребность священного, радость высшего ранга, жилище совести, а также хранилище художеств и искусства и источник патриотизма.
Так как попытка понять жизнь несостоятельна(что доказано Достоевским, Вл. Соловьёвым), то, по Ильину, встаёт вопрос о ценностях, которые превыше жизни. Если жизнь самоценна, то как жертвовать ею, так как абсолютом не жертвуют. С другой стороны, человеческая жизнь - вместилище духовного, и прежде всего религиозного опыта. Без веры, семьи, любви нет духовно-почвенного и творчески признанного человека. “Путь к очевидности” - поиск путей осмысления природы, самой духовности, направленный на понимание строения и закономерностей творческого акта, создающего культуру.”Вывод, который в итоге делает Ильин: “Надо научиться веровать. Надо воспитывать себя к свободе, надо дорасти до него. Мы должны научиться совестному акту, который откроет нам путь к вере. Мы должны научиться духовному патриотизму - научиться обретению родины и передать это умение всем другим.” Эта работа - “Манифест нового философствования, которое не преподносится с университетских кафедр, а находит индивидуальную дорогу к сердцу человека, учит не системе взглядов, а созерцанию жизни. Создание философской системы - немецкий предрассудок, считал Ильин. Кто докажет, что родившаяся в голове мыслителя система категорий соответствует порядку вещей.” Ильин считал, что философы должны отказаться от конструирования универсальных систем в своих теориях.
В1938 году он был вынужден переехать в Швейцарию из за несогласия сотрудничать с нацистами, Ильин активно участвует в деятельности организаций эмигрантов, читает лекции по русской культуре, русских писателях, о религии и церкви, пишет философские труды. Эту работу он продолжает до самой смерти в 1954году.
Особое место в творчестве Ильина занимает сборник его статей под общим названием “Наши Задачи”, “в котором мастерски изображена панорама российской жизни - в её прошлом, настоящем и будущем”. ( Так как в Швейцарии Ильину было запрещено вести политическую деятельность, эти статьи выходили в свет в Париже в течении семи лет с 1948 по 1954 года). “В этих статьях отображено целостное и многогранное мировоззрение замечательного русского политического учёного и мыслителя. Это результат огромной умственной работы, проделанной автором в нескольких областях: философии, права, богословия, истории, политологии, искусствоведения и литературоведения. “Наши задачи” - труд в каком-то смысле энциклопедический, итоговый.”В своего рода вступительной статье “К истории дьявола”, он пишет о торжестве зла в нашем мире. Критикую Фридриха Ницше, произведения которого по мнению Ильина, “Воля к власти”, “Антихрист”, “Се человек” “содержат прямую и откровенную проповедь зла”. Ницше нашёл своих читателей, учеников, поклонников, они приняли его доктрину, позже связав её воедино с идеей марксизма. Эти идее он характеризует, как “чёрную стихию - вечную зависть, неутомимая ненависть. Воинствующая пошлость, абсолютное властолюбие и бесстыдство, жажда всеобщего унижения, радость от погубления лучших людей, как антихристианство.”Причиной этого зла Ильин считал отказ от ценностей православия(“Почему русская интеллигенция тянула прежде всего к социализму. Потому что, утратив христианскую веру, удержала христианскую мораль и хотела социального строя”) Способу борьбы с этим злом, под которым философ понимал прежде всего большевиков, уделено большое внимание в сборнике. Спасение России и её народа - в возвращению к идеалам русского православия (“ Русское православие воспринимает Бога любовью, воссылает Ему молитву любви и обращается с любовью к миру и к людям”), к исторической самобытности нашей науки, искусства, права. Он формулирует русскую идею, как “идею сердца. Сердца, созерцающего свободно и предметно; и передающего своё видение воле для действия, и мысли для сознания и слова. Вот главный источник русской веры и русской культуры. Вот главная сила России и русской самобытности. Вот наш путь возрождения и обновления.”Ильин всегда верил, что Россия, погибшая в революцию, непременно возродится(“Наша русская способность - незримо возрождаться в зримом умирании, да славится в нас Воскресение Христова!”)Ильин обозначил пути этого возрождения: “Мы должны отвергнуть сам способ постановки данного вопроса - мечтательно - доктринёрский, рассудочно - формальный, интернациональный, искательно - демагогический. Перед нами не идеал, а жизненная задача воссоздания России... Ни Западная Европа, ни Америка, не знающие Россию, не имеют права навязывать какие бы то ни было политические формы - ни демократические, ни фашистские”Хорошо зная противоречия между западноевропейской и русской культурами, он писал “У нас вся культура иная, своя, и притом, что у нас иной духовный уклад. У нас совсем иные храмы, иная доброта, иная храбрость..., другая литература, музыка, театр, живопись, танец”. При этом душа русского человека, по мысли Ильина, открыта для западной культуры, у русских есть дар чувствования и перевоплощения. “У европейцев этого дара нет. Они понимают только то, что на них похоже, но и то искажая на свой лад. Для них русское инородно, беспокойно, чуждо, странно и непривлекательно. Их мёртвое сердце - мертво и для нас. Они горделиво смотрят на нас сверху вниз и считают нашу культуру или ничтожною, или каким-то большим и загадочным недоразумением”.
Ильин хорошо знал недостатки культуры Запада, противопоставляя их русской культуре - “У современных поколений западного человечества возникла бессердечная культура. На Западе люди долгое время культивировали только волю и мышление... Вся западноевропейская культура сооружена как бы из камня и льда. Здесь религия, искусство и наука холодны, а политика, техника, хозяйство и деловой оборот жестки и суровы и вменяют это в высшую заслугу (“высший уровень культуры”)... Человечество творит свою культуру неверным внутренним актом, из состава которого исключены: сердце, совесть и вера, а сила созерцания - заподозрена, осмеяна и сведена к подчинённому ...состоянию. Так создаваемая культура - есть больная культура...”.
Ильин писал, что “Россия имеет свои духовно-исторические дары и призвана творить свою особую духовную культуру - культуру сердца, созерцания, свободы и предметности...Русское искусство призвано блюсти дух любовной созерцательности и предметной свободы... Мы не должны смущаться тем, что запад совсем не знает русскую народную песню, еле начинает ценить русскую музыку и совсем ещё не нашёл доступа к нашей дивной русской живописи... У русского художества свои заветы и традиции, свой национальный творческий акт: нет русского искусства без горящего сердца; нет русского искусства без сердечного созерцания; нет его без свободного вдохновения; нет и не будет его без ответственного, предметного и совестного служения. А если будет всё это, то будет и впредь художественное искусство в России, со своим живым и глубоким содержанием, формой и ритмом”.
Пророческой оказалась статья Ильина “Очертания будущей России”, в котором он писал: “Русский народ выйдет из революции нищим. Ни богатого, ни зажиточного, ни среднего строя, ни даже здорового хозяйственного крестьянина - не будет вовсе. Будут измученные, ограбленные, униженные, изголодавшиеся, ожесточённые и, увы, деморализованные народные массы. Никакое крестьянство, пролетаризированное вокруг “агро-фабрик”, нищий рабочий, нищий горожанин. Конечно, вынырнет и перекрасившийся коммунист, награбивший и припрятавший...Это будет народ “бесклассового общества”, ограбленный, но отнюдь не забывший того, что его ограбили. Но все будут бедны, переутомлены и ожесточены. Предстоит нищета граждан и государственное оскудение...Как же может вывести Россию из кризиса власть, слабейшая по силе, наитруднейше организованная, не имеющая в стране массового кадра - власть демократическая.” “Будучи убеждённым монархистом, Ильин подчёркивал при этом уникальность существовавшей Российской Империи, в которой на протяжение многих веков мирно сосуществовали сотни этнических и расовых групп.” Монархия, по Ильину, - идеал будущего государственного устройства России.
Ильин считал, что России “нужен новый русский человек, с обновлённым - религиозным, познавательным, нравственным, художественным, гражданским, собственническим и хозяйственным укладом...Россия ждёт от нас нового, христиански-социального, волевого, творческого воспитания.”
Одной из последних работ Ильина, изданных уже после его смерти, была “Поющее сердце. Книга тихих созерцаний.”, относящаяся к 1958 году, ещё раз обнаруживает близость его философии к экзистенциализму, доказывающего, что главное в человеке - его иррациональная конкретность, единичность, конечность; смысл его существования не в абстрактной познавательной деятельности, а в ощущении иррациональной полноты жизни, осознание неповторимости и бренности каждого конкретного момента времени, главный же критерий истинной сущности человека - смерть - абсолютная точка отсчёта для его деятельности и устремлений. Наиболее близко к данной философии и важно для Ильина утверждение “ о абсолютной духовной свободе человека и понимание невыразимо трагического характере нашего бытия в мире.”Он пишет, что “есть только одно истинное счастье на земле - пение человеческого сердца. Сердце поёт от любви, ...с вечно живым ритмом, в вечно новых гармониях и модуляциях. Сердце приобретает эту способность только тогда, когда оно открывает себе доступ к божественным содержаниям жизни и приводит свою глубину в живую связь с этими не разочаровывающими драгоценностями неба и земли...Человек с поющим сердцем есть остров Божий - Его маяк, Его посредник.”
В конце жизни, Ильину удалось закончить и издать “произведение, над которым он работал более 33 лет, - “Аксиомы религиозного опыта”(1956), два тома исследований по религиозной актологии с обширными литературными добавлениями.” В них “Ильин даёт схему в виде окружности и центра и на ней символизирует множественность путей к Богу. Центр окружности символизирует Бога, а каждая точка на окружности - место, которое личность занимает во всеобъемлющем всеединстве и имеет исключительно свой радиус движению к Центру. Она может не находить свой радиус, вступать на чужие пути, двигаться зигзагами, удаляясь или приближаясь к нему. Она может так и не достигнуть его или двигаться со своей точки на окружности в прямо противоположную от центра сторону. В любом случае чужие радиусы недоступны нам, если мы даже начинаем подражать или воспроизводить их: каждый из нас поднять своё бремя, поставить в своём сердце свой алтарь, иными словами, найти свой радиус, ведущий в центр.”
Огромное творческое наследие философа позволяет говорить, что “И.А. Ильин пророчески предсказал большие наши беды и указал конкретные идеи выхода из кризиса”.Творчество Ильина ориентировано на будущее, его взгляд обращён к будущим поколениям России. Его слова: “Мы верим в Россию, потому, что созерцаем её в Боге и видим такой какова она есть на самом деле”можно отнести и к нынешнему времени. “Ильинские темы - темы отечественной мысли XX века, их сочетание, стиль мышления и выводы составляют уникальную особенность его дара”.Хочется надеяться, что советы Ильина, посвящённые задачам и устремлениям русской культуры будут приняты потомками.
Список литературы и источников.
2). Ильин И.А. Европа не знает нас//Карелия -1994 - 28 марта - С.4
3). Ильин И.А. Избранные статьи. О русской идее. //Наш Современник - 1993 - N4 - С.144-160.
4). Ильин И.А. Истоки социализма// Ильин И.А О грядущей России - М.,1993 - С.59 - 63.
5). Ильин И.А. Надо готовить грядущую Россию// Ильин И.А О грядущей России - М.,1993 - С.199 - 206.
6). Ильин И.А. О главном//Наш Современник - 1993 - N4 - С.145 - 146.
7). Ильин И.А О грядущей России - М.: Воениздат,1993 - 368 с.
8). Ильин И.А. О любезности // Ильин И.А. Сочинения в двух томах. - М. :Медиум,1994 - Т.2. - С.475 - 513.
9). Ильин И.А. О русской идее. //Наш Современник - 1993 - N4 - С.149 - 154.
10). Ильин И.А. О России//Молодёжная газета Карелии - 1998 - 18 сентября - С.4.
11). Ильин И.А. О сопротивлению злу силою // Ильин И.А. Сочинения в двух томах. - М. :Медиум,1993 - Т.1 - С.301 - 480.
12). Ильин И.А. Основы христианской культуры. // Ильин И.А. Одинокий художник - М.:Искусство,1992 - С.292-337
13). Ильин И.А. Очертание будущей России// Ильин И.А О грядущей России - М.: Воениздат,1993 -С.157 - 159.
14). Ильин И.А. Понятия права и силы // Ильин И.А. Сочинения в двух томах. - М. :Медиум,1993 - Т.1 - С.11 - 44.
15). Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний// Ильин И.А. Сочинения в двух томах. - М. :Медиум,1994 - Т.2 - С.305 - 475.
16). Ильин И.А. Пророческое призвание Пушкина// Ильин И.А. Одинокий художник - М.: Искусство,1992 -С.48 - 68.
17). Ильин И.А. Путь духовного обновления// Ильин И.А. Сочинения в двух томах - М.:Медиум,1994 - Т.2 - С.75-305.
18). Ильин И.А. Путь к очевидности - М.:Республика,1993 - С.235 - 296.
19). Ильин И.А. Россия в русской поэзии// Ильин И.А. Одинокий художник - М.: Искусство,1992 - С.216.
20). Ильин И.А. Философия Фихте, как религия совести// Ильин И.А. Сочинения в двух томах. - М. :Медиум,1993 - Т.1. - С.54 - 70.
2). Генри Э. Профессиональный антикоммунизм. К истории возникновения. - М.:Политиздат,1981.-С.334.
3). Гулыга А. Я живу только для России//Литературная Россия - 1993 - 2 апреля - С.13.
4). Гулыга А. Путь духовного обновления//Наш Современник - 1993 - N4 - С.180 - 182.
5). Евлампиев И. И. Философские и правовые взгляды И. А. Ильина//Известия вузов. Правоведение -1992 -N3 - C.80 - 92.
6). Кириллова Н.В. Пугачёва Е. Сокровищница духовного опыта. И.А. Ильин//Психологический журнал - 1993 - Т.14 - N2 - С.127 - 137.
7). Кураев В.И. Философия волевой идеи// Ильин И.А. Путь к очевидности -М.,1993 - С.404 - 415.
8). Линник Ю. В. Иван Александрович Ильин. //Север - 1990 - N4 - С.140 - 143.
9). Лисица Ю. Т. И.А. Ильин// Ильин И.А. Сочинения в двух томах. - М.: Медиум,1993 - Т.1 - С.3 - 8.
10). Лисица Ю. Т. И.А. Ильин// Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 томах - М.:Медиум,1993 - Т.1 - С.5 - 36.
11).Лисица Ю. Т. Русская правда Ивана Ильина//Наш Современник - 1993 - N3 - С.138 -139.
12). Любимов Б. Н. Из истории русской общественной мысли. Ильин.//Новый мир - 1991 - N10 - С.197 - 202.
13). Лосский Н. О. История русской философии - М.: Советский писатель, 1991 - С.450 -453.
14). Михеев А. И. Вера в свете русской религиозно-философской мысли//Разум и вера. - Петрозаводск: Издательство Петрозаводского госуниверситета, 1998 - С.59 - 75.
15). Павлов Ю.С. Предисловие к статье “Может ли спасти Россию самодержавная монархия” //Вопросы Философии - 1991 - N6 - C.76 - 84.
16). Полторацкий Н. П. Предисловие// Ильин И.А О грядущей России - М.: Воениздат,1993 - С.6 - 13.
17). Смирнов И. Н. И.А. Ильин о духовном возрождении России// Ильин И.А. Наши задачи. - М.:Рарог,1992 - С.3-25.
18). Сохряков Ю. К 110-летию Ивана Ильина//Московский вестник - 1993 - N5/6 - С.235 - 249.
19). Троицкий Е. С. Властитель дум патриотической России//Ильин И. А. Родина. Русская философия. Православная культура. - М.: АКИРН, 1992. - С. 3 - 15.
20). Трунтов В Поющее сердце Ивана Ильина//Кубань - 1993 - N9/10 - С.90 - 132.
21). Хорунжий С. И. А. Ильин. Наши задачи//Юность - 1990 - N8 - С.60 - 67.