Об извозчиках

 

В постановлении Петрозаводской городской думы - по благоустройству города от 10 мая 1874 г., отмечалось, что во время прибытия пароходов легковые извозчики должны помещаться на пристани в указанном месте, один за другим последовательно, не стесняя ни проезда, ни прохода по пристани, и к пароходу «подъезжать должны не иначе, как только по вызову, а не съезжаться вместе…»

 

В обязательных постановлениях Петрозаводской городской думы о легковых извозчиках 1880 г. указывалось: «Легковые извозчики, свободные, во время прибытия пароходов помещаются на пристани в указанном полицией месте, один за другим, и к пароходу должны подъезжать не иначе, как только по вызову пассажиров; при проезде же к пароходу с пассажирами или кладью скорая езда по пристани строго воспрещается, равным образом и от колод. При этом вменяется в обязанность освободившись от пассажира или клади тотчас выезжать и останавливаться в указанном полицией месте. Ломовые извозчики на пристань к пароходу могут выезжать только тогда, когда пассажиры с парохода выйдут или выедут, а до того времени должны стоять близ пристани у часовни, а отнюдь не на пристани… Легковые и ломовые извозчики, а также проезжающие вообще по городским улицам, площадям и пристани, летом и зимою, при встречах с другими экипажами обязаны всегда неуклонно держаться своей правой руки, оглашая громко проезд свой словом: "Правее". Особенно же правило это исполнять при проезде в темные ночи».

 

В 1904 г. в г. Петрозаводске было 73 извозчика… В 1911 г. согласно отношению петрозаводского полицмейстера В. Лысанова извозчики города были поделены на 2 разряда «для поощрения лучших выездов» - в первый вошли извозчики с лучшей упряжью и лошадьми, а во второй с худшими, по разрядам устанавливалась такса проезда. Для отличия извозчики 1-го разряда должны были иметь на шапке установленную ленту. Также этим отношением была повышена такса платы за проезд, свыше данной суммы брать плату запрещалась (было это сделано для того, чтобы извозчики не могли больше завышать цены за свои услуги, оправдываясь повышением цен на сено и овес).

В 1918 г. извозчики Петрозаводска были организованы в Трудовую артель ломовых и легковых извозчиков г. Петрозаводска. Она находилась в доме Седова по адресу угол Б. Подгорной и Повенецкой улице, тел. 71., принимала заказы с 9 часов утра до 3 дня. Главным образом она перевозила грузы и пассажиров со станции и пассажирскую пристань и на них.

(См. Известия исполкома Петрозаводского совета... 1918. 9 октября).

В 1918 г. проезд на извозчике до вокзала составлял 35-40 руб.

Крупной стоянкой помимо пристани и вокзала была еще площадь у полустанка Голиковка, на котором в 1918-1919 г. выходило большинство пассажиров, следующих в Петрозаводск. Их услуги зависели от разряда извозчиков (первого и второго) — и стоили от 200 руб. до 100 рублей.

(См. Олонецкая коммуна. 1919. 4 октября.)

 

По данным переписи 1926 г., в Петрозаводске проживали 253 извозчика… Стоянка извозчиков в 1926-1930-х гг. были на вокзале, у пристани, у Гостиного двора напротив Театра драмы, позже на ул. Зиновьева (сейчас ул. Куйбышева).

 

В статье в газете «Во власти извозчиков» поднимался вопрос об урегулировании цен на услуги извозчиков и повышении качества услуг:

 

Если вы наняли извозчика, это еще не значит, что вы можете уехать куда и когда вам нужно, особенно тем, кто собирается на вокзал поздно вечером или рано утром. Извозчик обыкновенно поторгуется с седоком, условится о цене и о времени отъезда и даже смело и решительно назовет свой номер.

Но когда нужно ехать, он или вовсе не приедет в условленное время или заломит двойную цену, например, до вокзала 2 рубля…

Неужели на них нет управы?

Красная Карелия. 1926. 5 сентября.

 

 

Одним из мер по устранению данной ситуации явилось обязательное постановление Петрозаводского городского совета «О порядке и правилах стоянки легковых и ломовых извозчиков и движения их по г. Петрозаводску» от 12 октября 1927 г., выдержки из которого приводятся ниже:

 

В целях установления правил движения и стоянки по г. Петрозаводску легковых и ломовых извозчиков и сохранения общественного порядка, президиум Петрозаводского городского совета на основании постановления ЦИК и СНК АКССР от 10 октября 1927 г. и в отмену своих постановлений от 23 ноября 1926 г. и от 9 апреля 1927 г. постановляет:

1. Для стоянки легковых и ломовых извозчиков Горкомунотделу совместно с отделом ЦАУ НКВД отвести в черте г. Петрозаводска особые места, вне каковых стоянки извозчиков не допускаются.

ПРИМЕЧАНИЕ. Перечень отведенных для извозчиков мест стоянок и количество мест на каждой стоянке вручается выборным старостам последних для широкого ознакомления с ними всех извозчиков.

2. На местах стоянок извозчики должны стоять в строго очередном порядке в количестве, не превышающем установленного числа и на расстоянии не менее 1 м от тротуаров, соблюдая тишину и порядок и не отходя от своих лошадей.

3. Очистка мест стоянки от мусора, навоза и грязи производится силами или средствами самих извозчиков, причем персональную ответственность в случае антисанитарного состояния означенных мест, несут старосты извозчиков.

4. К занятию легковым извозом допускаются только лица, получившие на то разрешение от особой комиссии при горкомунотделе, по надлежащем осмотре их экипажей и по испытании их самих в знании правил езды.

ПРИМЕЧАНИЕ. Комиссия назначается в составе 3 человека из представителей горкомунотдела, ЦАУ НКВД и саннадзора.

5. Независимо от вышеизложенного упомянутой комиссией дважды в год, а именно с наступлением зимнего и весеннего сезонов, производится осмотр экипажей легковых извозчиков на предмет определения их пригодности для должной эксплуатации, причем время и место сборов устанавливается комиссией.

6. При движении по городу экипажи извозчиков должны быть снабжены номерными знаками установленного образца, выдаваемыми горкомунотделом и помещаемыми сзади экипажей у легковых извозчиков и на дуге у ломовых…

8. При движении по улицам легковые и ломовые извозчики должны придерживаться правой стороны.

9. Слишком быстрая езда по городу не допускается, по общественной пристани и по всем без исключения городским мостам езда допускается только шагом.

10. При выездах для занятия извозом посещение извозчиками питейных мест не допускается.

11. В случае столкновения с людьми извозчик обязан остановится и оказать пострадавшему посильную помощь, и, если того потребуют обстоятельства, отвезти последних в пункт Скорой помощи или ближайшую больницу…

Председатель Петрозаводского городского совета Данилов

секретарь Крохин

 

 

 

Цит. по кн.: Петрозаводск. ЗОО лет истории: Документы и материалы. Кн.2. – Петрозаводск, 2001. – с.185, 164, Кн.3 – Петрозаводск, с.16. См. также Пашков А.М. Филимончик С.Н. Петрозаводск, Спб., 2001. – с.88; Красная Карелия. 1927. 14 октября.

 

 

 

На главную страницу