Антисульфатационное зарядное устройство. (Вариант 1)

 

В процессе эксплуатации кислотных аккумуляторных батарей постепенно происходит сульфатация пластин, приводящая к снижению емкости н сокращению срока службы устройства. Устранить это нежелательное явление поможет специальный выпрямитель. Принцип работы прибора основан на заряде аккумулятора импульсным током с отсечкой 60гр при отношении зарядного тока к разрядному 10:1. Иными словами, химический источник питания поочередно сначала заряжают номинальным зарядным током, а затем разряжают в 10 раз меньшим по силе током. При таком режиме эффективно снимается сульфат свинца с пластин батарей, в результате срок их службы увеличивается на 25%. Выпрямитель для десульфатации аккумуляторных батарей (см. рисунок) выполнен на полупроводниковых приборах и рассчитан на два рабочих напряжения: 6 В и 12 В. В положении тумблера S2, показанном на принципиальной схеме, прибор служит для зарядки 12-вольтового аккумулятора. После выпрямления диодом V1 отрицательная полуволна переменного тока поступает на коллектор регулирующего транзистора V4. В цели его базы включены два опорных стабилитрона V2, VЗ и переменный резистор R2. С его поиощью устанавливают оптимальный режим заряда аккумулятора. Силовой траисформатор Т1 выполнен на сердечнике Ш20х30. Обмотка I содержит 17ОО витков провода ПЭВ0,27, вторичная соcтоит из 110 + 164 витков провода ПЭВ 0,51, а обмотка III имеет 50витковПЭВО,27. Транзистор V5 установлен на радиаторе с полезной площадью рассеяния 50 см2.





Антисульфатационное зарядное устройство. (Вариант 2)

 

В процессе эксплуатации пластины автомобильных аккумуляторов постепенно сульфатируются, это все больше снижает емкость батареи. Наиболее эффективные способы борьбы с сульфатацией поочередный заряд-разряд аккумулятора или пропускание через него так называемого “асимметричного” зарядного тока, у которого отношение зарядной разрядной составляющих равно 10:1, а длительностей импульсов - 1:2. Причем второй способ позволяет не только восстанавливать работоспособность засульфатированных аккумуляторных батарей, но и проводить профилактическую обработку исправных. Предлагаем описание прибора для зарядки аккумуляторов асимметричным током, оснащенного устройствами защиты от коротких замыканий и автоматического отключения при полной зарядке аккумулятора. Регулирующим элементом является тринистор VS2, работающий в ключевом режиме. Он управляется импульсами, вырабатываемыми релаксационным генератором на однопереходном транзисторе VТ1. Величина выходного тока определяется разностью фаз импульсов управляющего генератора и полуволн выпрямленного тока, зависящего, в свою очередь, от емкости зарядного конденсатора С1. Последний включен в коллекторную цепь транзистора VТЗ, выполняющего функции усилителя тока. С движка переменного резистора R8 на базу VTЗ поступает часть напряжения со стабилитрона VD5, а на эмиттер подают через разделительный диод VD3 напряжение, снятое с резистора R4, являющегося датчиком тока параллелько соединенные резистор R5 и конденсвтор С2 составляют цепь временной задержки в случае исчезновения напряжения обратной связи по току в период, когда тринистор VS2 закрыт. Постоянная времени цепи R5С2 равна 0,02 с. Диод VD4 служит для защиты перехода база эмиттер” транзистора VТЗ от пробоя обратным напряжением. Когда на выходе происходит короткое замыкание, задаю-щее напряжение на резисторе RЗ исчезает, трензистор VТЗ закрывается. В результете прекратится заряд конденсатора С1 и тринистор VS2 не откроется. Выпрямитель обеспечивает два режима заряда: ручной и автоматический. Первый служит для зарядки импульсами постояйной амнлитуды от 0 до-5 А. В этом режиме можно заряжать отдельные аккумуляторы батареи. В автоматическом режиме одновремвнно с зарядкой происходит профилаитическая обработка пластин для устранення их сульфатации. Для зарядки аккумулятор подсоединяют к выпрямителю, включают тумблер Q1, переключатель SА1 устанавливают в положении Ручн. При этом открываетсм тринистор VS1 и срабатывает реле К1. В автоматический прибор переводят установкой переключателя SА1 в положение “Авт.”. В этом режиме амперметр РА1 показывает ток, равный одной третьей суммы импульсов тока заряда и тока, протекающего через зарядный резистор R10, Для устранения сульфатации пластин импульсный зарядный ток должен быть равен 5,5 А (заряд ведется в автоматическом режиме). Как только напряжение на аккумуляторе достигнет 14,4 В, зарядное устройство автоматически отключается. Данную величину устанавливают с помощью делителя на резисторах R14 и R15. Напряжение на аккумуляторе измеряют на резисторе R1О в период разряда, поскольку питание поступает на устройство автоматического отключения в полупериоды,при которых тринистор VS2 закрыт. Этого достигают правильным фазированием обмоток II и III трансформатора Т1. Когда напряжение на аккумуляторной батарее становится равным 14,4 В, открывается транзистор VТ2, шунтируя импульсы управления тринистором VS1. Он будет закрыт, и через интервал, определяемый енкостью конденсатора СЗ и сопротивлением обмотки реле К1, зарядное устройство отключится. Силовой трансформатор Т1 выполнен на сердечнике Ш32Х40. Обмотка I содержнт 730 витков проводе ПЭВ-2 0,35, а обмотки II и III по 70 витков ПЭВ-2 1,5 и. 0,25. В качестве стрелочного индикатора РА1 используется мил-' лиамперметр типа М2001 с током полного отклонения 1 мА. Шкала прибора рассчитана на максимальный ток 6 А. Резисторы R4 и R10 -- проволоннье, мощностыо 2 и 10Вт соответственно. Q1 и SА1 -- тумблеры Т2-1, реле МКУ-48 на 24 В.