* Основная* Список моделей * Бронетехника на значках * На выставке* Пишите письма!*

Как я делал Карла
Статья из журнала Танкомастер 1/97, C.25
Карл
Все началось с того, что, получив один из номеров старого "Танкомастера", я увидел "Карла" - самоходную артиллерийскую установку с 600-мм мортирой. Прочитал, изучил все напечатанное и начерченное и тут же решил сделать модель. Но стало ясно, что имеющейся информации явно недостаточно. Ведь что нужно моделисту? Хороший чертеж с совпадающими проекциями, чтобы можно было сделать развертки и все детали, находящиеся на корпусе; нужны также деталировка и множество мелочей. Желательна еще и фотография оригинала.

Итак, я решил сделать "Карла", не имея всей нужной информации. Начались мучительные поиски в книгах и журналах. Не отпускала мысль: из чего и как сделать эту модель? "Карл" даже стал мне сниться по ночам... Почему я так им увлекся? "Карл" поразил меня грандиозностью проекта: мортира чудовищного калибра, снаряд огромного веса. Вспомнились знаменитая "Царь-пушка", роман Жюля Верна "500 миллионов Бегумы", в котором было описано огромное орудие: герой этого романа сконструировал и построил пушку калибра 1500 мм, выстрел которой должен был разрушить целый город; правда, из-за ошибки в расчетах снаряд улетел в космос... В романе "Из пушки на Луну" Жюль Берн описал еще большее орудие: его калибр составлял 9 футов, то есть 2745 мм!
Но это все фантазии.

Карл А что в реальности? "Царь-пушка", как известно, не стреляла. Был еще "Штурмтигр" с 380-мм мортирой. Но чудовищный калибр 600 мм впечатлял куда больше. Всего было построено шесть таких машин, из которых три даже воевали на Восточном фронте, а единственный сохранившийся экземпляр находится в танковом музее в Кубинке.
Конкретно модель "Карла" я собирал следующим образом. В моем расположении был только чертеж из ТаМа и четыре фотографии из альбома "Бронетанковая техника". Еще одно изображение я нашел на страницах "Техники - молодежи" прошлых лет. Долгие часы ушли на изучение этих материалов. Было неизвестно, из каких источников были добыты некоторые сведения; на рисунках ходовая часть установки была не похожей на ее фотографию из кубинского альбома. Поэтому я использовал размеры, приведенные на чертеже в ТаМе, а что касается внешнего вида машины, наличия у нее тех или иных деталей, а также их соотношения и формы, руководствовался фотографией.

Прежде всего, я попытался определить хотя бы приблизительно масштаб чертежа в ТаМе, исходя из калибра мортиры 600 мм - это единственный достоверный размер, который легко определить. Ориентировочно получилось 1:60. Я работаю с моделями в масштабе 1:25, и поэтому увеличил чертеж на ксероксе. Получились настоящие простыни, но зато облегчилась вся последующая работа: с чертежа снимались размеры и переносились на развертки без пересчетов. Пришлось только вычертить новую ходовую часть, соответствующую фотографии из альбома. Затем из плотной чертежной бумаги типа "ватман" я вырезал развертки, на сгибах провел рилевку, а на плоскостях между линиями сгиба наклеил толстый картон. После высыхания сгибал каждую развертку и склеивал; при этом получались четкие и острые грани, а прочность стенкам придал картон. При необходимости внутри можно было поставить продольные и поперечные перегородки. Склеенный корпус я поставил на ровное место и, придавив грузом, дал ему высохнуть; груз был необходим для того, чтобы избежать коробления бумаги и картона. Корпус и многие детали этой САУ имеют простые геометрические формы и легко моделируются. Затруднение вызвало лишь изготовление лафета и конического ствола, развертку которого я делал по чертежу. Необходимо было также сделать нарезы внутри ствола. После нескольких проб я сделал выкройку внутренней поверхности канала, наклеил тонкие нити, после высыхания выкройку свернул и вклеил в канал ствола. Сборка самого ствола трудностей не представляла.
Гусеницы я собрал из отдельных траков, стараясь приблизить их форму к тракам, которые видны на фотографии из альбома. Для изготовления трака сделал шаблон, а для сборки гусеницы - стапель, на котором гусеница собиралась целиком. Для сборки ходовой части тоже использовался стапель, на котором к корпусу прикреплялись все катки и колеса. Перила и лесенки сделаны из трубок, свернутых из тонкой бумаги. Для этой цели лучше всего подходит старая копирка. После сборки корпуса и частей все проклеил разведенным бустилатом. Модель красил гуашью. Эмблему вермахта - крест - я вырезал из тонкой бумаги черного и белого цвета и наклеил.
Так я и сделал модель "Карла" в меру своих возможностей и мастерства. Но мне она нравится!

ТМ Таге Сярки, Петрозаводск Танкомастер 1'97 C.25