Человеческая память способна долго хранить в себе события
и явления, которые происходили много-много лет назад. А детская память - в
особенности.
В декабре 1944 года наша семья вернулась из эвакуации. До войны мы
жили в деревне Майгуба. Но поскольку там не стало никакого производства, отец
перевез семью в Сегежу. Нам предоставили жилье в одном из бараков на улице
Гористой. Недалеко находились рыбзавод и кожзавод. Помню, как утром в 1945 году
пришла сестра и сказала: "Война кончилась! " Хоть и маленькая была, все же
поняла, что случилось нечто важное, хорошее. В Сегеже в то время размещалось
несколько госпиталей, а также было много военнопленных, в основном немцев. Жили
они в районе теперешнего ЛДК, а на Гористой было их кладбище. В центре Гористой
стояли два больших двухэтажных барака. В них находилась морская часть. После ее
расформирования нам дали комнату в одном из этих бараков.
На долю нашей семьи
выпало немало жизненных трудностей. В 1945 году в больнице от дистрофии умерла
моя тетя. Ее похоронили в большой могиле с умершими военнопленными. На старом
кладбище много таких больших могил. Отец решил строить свой дом. Место ему
выделили не очень хорошее - у вокзала, где уже было три дома. На Гористой в то
время индивидуального строительства не разрешали. В конце 1946 года мы переехали
в новый дом, а в начале следующего в возрасте 54 лет отец умер от тяжелой
болезни.
Строительство на Гористой началось примерно в 1948-49
годах, когда город покинули военнопленные. Разрешили строить индивидуальные
дома и одновременно возводили государственное жилье - стандартные домики.
Намного позже, в 60-х годах, появились на Гористой такие организации, как
ремстройучасток, гортоп. Эта часть города соединялась с другими мостом. Он был
ниже нынешнего - остатки его можно видеть и сейчас. Средняя часть моста
раздвигалась, потому что по реке сплавляли лес в гонках. Когда подходил катер,
мост раздвигали, и перебраться с одной стороны на другую можно было только на
лодке. Была одна общественная, и еще переезжали на своих. Бывали случаи, что
гонку протаскивали как раз в то время, когда люди шли на работу. Конечно,
перебраться на другую сторону в это время было нельзя, и народ опаздывал на
работу. Это могло случиться и утром, и вечером.
Поселки Сенгуба, Полга, Валдай, Надвоицы были соединены
водным путем. По озеру ходил белоснежный пассажирский теплоход. Особенно
красив он был в летний солнечный день. К приходу теплохода на пристань
собиралось много народу - встречающих и тех, кто приходил просто посмотреть.
Остатки пристани еще сохранились на территории комбината у проходной. А каким
событием было появление первой единицы общественного транспорта - маленького
автобуса в 1952 году! Первый выезд был пробным - решили покатать детей. И какие
старания пришлось приложить, чтобы забраться в этот автобус! Но сколько радости
было у детворы, их лица буквально светились от восторга.
Еще помню, что в озере было очень много рыбы. Если скажу,
что у вокзала можно было поймать щуку около метра длиной, сейчас вряд ли кто
поверит. А ведь можно было! Без рыбы с берега не приходили.
&qout;Доверие&qout; январь 2001г