XVI век. Далекий (от Москвы) "Выгозерский стан" принадлежал то Великому Новгороду,
то Соловецкому монастырю - неоднократно в этом столетии менялось административно-территориальное
устройство русского Севера. Москва проводила по царским указам "писцовое описание" всех земель и
населения. "Писцовые книги" тех времен сохранились до наших дней, с ними можно познакомиться в
Национальном архиве. Вот выписки из такой книги: "1563 год. Погост Спасский на Выго-озере у моря.
На погосте церковь Преображения господня, да другая церковь теплая святой Илья пророк, у церкви поп
Архип, дьяк Степанко, пономарь Иванко..." Упомянуты в этой писцовой книге деревни наших мест
(нынешнего Сегежского района) следующие:
1. Вожмосалма, крестьянин Тимошка Иванов.
2. Вожмогора (второе название Микифорова гора), крестьяне: Петрушка Малафеев, Терешка Федоров, Степанко Смыков да сыновья его: Ондрейка и Савка.
3. Кайбасов наволок, крестьяне: Бориско Иванов, Васка Микитин, Данша Федоров, Истомка Левонтьев, Мигуй Ивашков.
И еще в этой книге есть такая запись: "...Да на Нюхче же реке у царевых великого князя крестьян, у Васюка да у Иванка, да у Нестерка, да у Мамонка, у Ивановых детей пулозерцев поставлена мельница, мелет одним колесом в вешнюю и в осеннюю пору, а мелет днем да
ночью по 2 коробьи, а от мелива емълют от коробьи по денги ноугороцкой, а нынче ту мельницу разломало ледом, а в писцовых книгах не писана.
...Уклонялись, стало быть, от налогов "дети пулозерцы", предприимчивые крестьяне, и Пулозеро, полвека назад еще жилое поселение, тогда уже было.
В том же XVI веке, в 1580-х годах, север Карелии подвергался постоянным вторжениям шведских отрядов. В 1582-83 годах вновь проводилась перепись. Вот выписки из другой "Писцовой книги" с упоминанием наших деревень: "Погост Спасский на Выгозере. На погосте церковь Преображенье Спасово, древяная, да церковь теплая с трапезою Илья Пророк, на погосте же стоит, на царя и великого князя земле, поп Тимофей Давыдов; двор пуст дьячка церковного Иванка Васильева; двор пуст пономаря Мартынка Архипова (очень может быть, это сын попа Архипа, упомянутого в книге 1563 года). Деревни погоста:
1. Минино на Пулозере, крестьяне: Илейко Иванов, Бориско Родионов.
2. Пулозеро (вторая деревня на этом озере), крестьяне: Конанко Захаров, Иванко Климентьев; бобыли ( так звались в то время безземельные крестьяне): Ортюшка Ильин, Онуфрейка Климентьев.
3. Коросозеро, крестьяне: Демех Кузмин, Степанко Ортемов, бобыль Михалка Мануйлов.
4. Вожмоозеро (верхняя Лопь), крестьянин: Петрушка Григорьев.
5. Карельский остров, крестьяне: Есипко Юрьев, Мелех Иванов, Куземка Онуфриев.
6. Хабнаволок, крестьянин: Михалко Овдокимов.
7. Вожмосалма, крестьянин Конанко Савин; бобыли непашенные: Бориско Иванов, Губа Павлов.
8. Вожмогора (на Микифоровой горе) - 4 дворы пусты.
9. Тервостров - пустошь, что была деревней.
10. Кайбасов наволок, крестьянин Данилко Федоров, бобыль Терех Федоров да двор пуст.
11. Кайбасов наволок, крестьянин Михалко Петров да двор пуст.
Еще две деревни в Кайбасовом наволоке, в одной двор пуст, во второй два двора пусты.
12. Воренжа на Суме-реке, крестьяне: Никитка Трофимов, Офонка Федоров, Иванко Логинов; бобыли: Иванко Игнатов, Конанко Иванов, да 9 дворов пусты.
13. Телекино, крестьяне: Павелко Федоров, Ондрюшка Михеев, Лутьянко Патракеев да двор пуст.
... Во время этой переписи, куда бы ни заходили писцы, всюду видели "дворы пусты" - результат "Великого разорения", длившегося больше 30 лет - с 1580-х до конца "Смуты" (1612). В нем принимали участие сначала шведы, позже - запорожские казаки Речи Посполитой, Последствия "Великого Разорения" преодолевались упорным трудом двух поколений.
... Внимательно просматривая списки крестьян, я встретила одно и то же имя дважды: Бориско Иванов, в 1563 году жил в Кайбасовом наволоке и числился крестьянином, а в 1583 году (через 20 лет) Бориско Иванов уже в Вожмосалме, "бобыль непашенный".
... Половину тысячелетия, пять веков назад, стояли на нашей земле эти крохотные деревеньки - по одному, по два, до десятка-полутора дворов. Отважные люди затеплили в них жизнь среди дремучих лесов, по берегам озер и рек, распахивали землю, кормили себя и царей -князей, защищали ее от разорителей. "Пустошь, что была деревней"... Прогнав врагов, они приходили на эти пустоши и возрождали деревни, и думается: а смогли бы "завоеватели" жить в этом холодном краю с длинной темной зимой, не выживать, как мы сейчас, а спокойно жить в неустанном труде?
Некоторые из этих деревень живы и сейчас, и люди, в них живущие или жившие раньше, не подозревают, что им пять веков... За это время сменилось двадцать поколений, и мы совсем другие, не знаем и не умеем многого, что знали и умели они. Большая же часть этих деревень сгинула в XX веке, на их месте такие пустоши, как 500 лет назад... Достаточно заметить, что за время между двумя последними переписями, 1989 - 2002, 13 лет, с карты Карелии исчезло множество деревень, и продолжается это новое "Великое разорение" поныне, уже в XXI веке, на наших глазах. Сколько поколений будет поправлять этот разор, и будет ли?..
Светлана БОБЫЛЕВА
внештатный сотрудник Музейно-образовательного центра
"Доверие" № 3 (8031) 13.01.2005 г