Глазами Детей
Французскому писателю А. Сент-Экзюпери принадлежат слова: "Я родом из детства". Действительно, ребенка защищает от невзгод окружающего мира семья, именно её положение и тенденции развития являются показателями духовно-нравственного состояния и благополучия общества. Семья должна оставаться тем местом, где сын или дочь чувствуют себя уверенно. Влияние родителей в период взросления детей можно считать основным: именно родители формируют личность своего ребенка, и большинство подростков хотели бы видеть в них друзей и советчиков.
Много лет преподавая в школе курс "Основы семейного права", разработав собственную программу в соавторстве с детьми, я сделала выводы о том, что юношей и девушек волнуют многие вопросы семейного воспитания, они прекрасно понимают, что должны научиться принимать самостоятельные решения и уметь отвечать за свои поступки.
Конечно, настоящее искусство быть самостоятельным и независимым придет гораздо позже, а пока подростки только пытаются встать на эту нелегкую тропу, продвигаются по ней осторожно: противоречат родителям по мелочам, соглашаясь в главном. Они не приходят вовремя домой, не убирают в комнате, но соглашаются с родителями в том, что надо стремиться к образованию, профессию выбирать в соответствии с интересами, развивать свои способности.
На наших уроках по семейному праву дети составляют анкеты для родителей и о родителях, пишут творческие работы о семье, обсуждают Семейный кодекс, решают юридические задачи, составляют викторины по семейному праву, сочиняют стихи о семье.
В своих творческих работах они могут поделиться самым сокровенным, своими мечтами о том, какая у них будет семья. Темы, предложенные детьми, поражают обилием волнующих их проблем: "Мои родители - мои друзья!", "Развод в семье и дети", "Счастлив ли я в своей семье?", "Они меня не понимают!", "Мама вышла второй раз замуж", "Как я оцениваю свое место в семье?", "Семья и больной ребенок", "Дети и пьющие и неработающие родители",
"Дома - как в тюрьме", "За родителями, как за каменной стеной", "Лучший папа на свете". Как видим, дети, несмотря на свою колючесть, хотят все-таки жить в согласии с близкими людьми, и поэтому они выработали особые положения для общения, которые назвали "Правилами для "трудных" родителей":
1. Учитесь слушать ребенка.
2. Уделите ребенку больше времени.
3. Хвалите ребенка.
4. Воспринимайте ребенка как личность.
5. Интересуйтесь увлечениями своего ребенка.
6. Поддерживайте ребенка в его начинаниях.
7. Будьте знакомы с друзьями ваших детей.
8. Учитесь смотреть на мир глазами ребенка.
9. Не навязывайте ребенку свое мнение.
10. Оставляйте за ребенком право выбора.
Возможно, прислушиваясь к этим правилам, в семье можно установить мир и согласие, быть спокойными за будущее своих детей.
Нравственное оздоровление нашего общества должно быть начато с пересмотра отношения государства в целом к проблемам семьи, осуществления материальной и моральной поддержки семьи на государственном уровне, так как семья по-прежнему остается важнейшим социальным институтом общества. Радует, что 2008 год нашим Президентом объявлен Годом семьи, и такое пристальное внимание к проблеме, которая волнует все общество, послужит началом духовного очищения, нравственного оздоровления общества.
Лидия МОРОЗОВА,
учитель истории средней школы № 5.
О прошлом и о будущем
В среду в районной администрации по инициативе главы района В.И. Муделя состоялась его встреча с почетными гражданами Сегежи, представителями общественности, посвященная 80-летию первого образования Сегежского района. В ней приняли участие руководители крупнейших предприятий: генеральный директор НАЗа Ю.В. Моисеев и заместитель исполнительного директора ЦБК В.П. Бобров.
Организаторы этого мероприятия, помощник главы В.М. Синицына, сотрудники Центра помощи одиноким гражданам и инвалидам, благотворительного фонда Сегежского ЦБК, члены женской общественной организации "Сегежанка", сделали очень много для того, чтобы наши заслуженные ветераны, отдавшие многие годы своего труда на благо города и района, комфортно чувствовали себя, смогли вспомнить прошлое и поговорить о будущем.
- Это очень важно, - подчеркнул в своем выступлении В.И. Мудель, - знать прошлое и говорить о нем. Несмотря на то, что сейчас экономика района успешно развивается, и он входит в число четырех республиканских территорий роста, без прошлого нет настоящего и будущего.
Его поддержали руководители предприятий, от работы которых и зависит благополучие района. Так, Ю.В. Моисеев, поздравляя заслуженных ветеранов, выразил признательность за то, что ему представилась возможность встретиться с ними, и взял на себя обязательство своей работой добиться звания почетного гражданина. Порадовал присутствующих В.П. Бобров, сообщив, что с началом отопительного сезона особых сложностей не ожидается, комбинат будет готов подать тепло, как только в этом появится необходимость.
Председатель районного совета ветеранов войны и труда В.Е. Федотов подчеркнул, что именно трудом ветеранов созданы Сегежа и Надвоицы, и им, находящимся сейчас в сложном положении, нужна помощь.
Всех собравшихся своими выступлениями порадовали коллективы Центра культуры и досуга "Конфетти" и "Парни"; присутствующие вместе с директором музея Г.П. Змеевой совершили чрезвычайно увлекательный экскурс в историю Выгозерья, послушали стихи А.К. Рощиной, поделились воспоминаниями. Много интересного рассказали Я. Л. Гринблат, П.Д. Гаврилин, Л.А. Норицына и другие ветераны. Были внесены предложения о создании клуба почетных граждан, об установлении мемориальной доски на доме, где жила
почетный гражданин города, многолетний бессменный председатель районного совета ветеранов А.С. Новожилова, а также об увековечении памяти председателя исполкома Сегежского райсовета В.М. Стальнова, под руководством и при непосредственном участии которого рос и строился город.
Тепло и сердечно поздравили участники встречи с 75-летним юбилеем И.В. Рыженкова, хорошо известного сегежанам руководителя и общественного деятеля, и сейчас принимающего активное участие в жизни города.
Впервые, как рассказал В.И. Мудель, в район поступили дипломы общественного признания от Российской ассоциации ветеранов Вооруженных сил. Ими эта авторитетная общественная организация наградила участников Великой Отечественной войны Ф.И. Прудникова, проживающего в Ваче, надвойчан П.Л. Сазонова и М.В. Червякова, сегежан В.Д. Мяконькова, Л. Н. Пугача, В.К. Диордицу, А.А. Пилипчука и М.А. Назарчука. Однако в силу преклонного возраста и состояния здоровья большинство из награжденных не смогли попасть на
торжественную церемонию, и дипломы им будут доставлены на дом. На встрече диплом был вручен В.К. Диордице, его же присутствующие поздравили с 85-летним юбилеем.
Елизавета МИХЕЕВА.
Грант - "Сегежскому подростку"
В трудовом лагере "Сегежский подросток", организованном на базе средней школы №5, не первый год работают ребята из школ города, Северного колледжа, а также поселков района. 24 сентября уже вторая смена этого года в количестве 60 человек собирается в Толвую на уборку свежего урожая моркови. Скоро станет ясно, насколько удачно справилась с поставленными задачами первая смена ребят, ухаживавшая за посевами.
А не так давно организаторы во главе с руководителем проекта, заслуженным учителем Республики Карелия, педагогом школы №5 Мартой Михайловной Дудливой, приняли участие со своим проектом "Сегежский подросток" в именном конкурсе "Территория инициатив", который проводится в рамках реализации программы комплексного развития территории, осуществляемой компанией "СУАЛ-холдинг" совместно с фондом "Сибирский центр поддержки общественных инициатив". Проект стал победителем и
получил грант на сумму 39 тыс. рублей. Эти средства были направлены на создание комфортных условий для обучения тех, кто трудится в лагере. Были приобретены телевизоры, DVD, спортивный инвентарь. А еще для подростков была организована увлекательная экскурсия в Кижи для знакомства с достопримечательностями острова, частью истории нашего края, что позволило углубленнее и расширенней выполнить образовательную программу лагеря "Люблю тебя, Карелия".
Учитель на все времена
Она вошла в наш класс 1 сентября 1966 года. Хрупкая, изящная, в белоснежной блузке, с легким румянцем волнения на щеках. Пацаны, необычайно шумные после лета, разом смолкли, девчонки-восьмиклассницы затаили дыхание - так она была хороша! Представилась:
-Здравствуйте, я ваша новая учительница истории Лидия Николаевна.
Известный в классе сердцеед и красавчик Валерка Куликов вполголоса сказал: "Какая шикарная историчка", а маленький и незаметный, но большая умница Вовка Лукшин, соглашаясь, молча поднял кверху большой палец. Так мы познакомились и начали учить историю и обществоведение с удовольствием, потому что вряд ли кто-то будет спорить с тем, что, если учительница нравится, ее предмет будет нравиться тоже. Сожалели, когда Лидия Николаевна ушла в декретный отпуск, но она покинула нас ненадолго. Десятый, выпускной мы уже начали с ней и экзамены выдержали достойно.
Мы ушли - это был первый выпуск десятиклассников в четвертой школе. А Лидия Николаевна Левицкая осталась в школе и в наших сердцах, потому что хорошее помнится лучше и дольше. Она и сегодня осталась нашей учительницей - умной, сердечной, понимающей...
Путь в профессию не был для нее легким. Ивановская девчонка росла в семье, где было еще 5 сестер и не было достатка. После войны все так жили. Лида очень неплохо рисовала, и дядя, художник, работавший на "Мосфильме", звал девушку в Москву, в художественное училище. Она, понятно же, не поехала, начав искать работу с отдела культуры. Здесь ей сразу предложили место заведующей клубом в близлежащей деревеньке. Когда в свой первый рабочий день она пришла в клуб - маленькая, худенькая, в беретике, -
там крутили кино, а мужчины курили прямо в зале. Она подошла к одному из них и вежливо так попросила: "Выйдите, пожалуйста, в клубе не курят". Тот удивился, но послушался. Так Лидия начала путь на ниве культуры и весьма преуспела - уже скоро о клубе заговорили, а на проводимые ею мероприятия люди приходили из деревень в радиусе десяти километров. Живая, энергичная, она жила работой, хотела знать и уметь больше, а потому вскоре поступила в Ивановское культпросветучилище. Занималась с удовольствием, прекрасно танцевала,
участвовала в самодеятельности, а преподаватель живописи непременно приводил в пример ее работы. Понятно, что все это закончилось дипломом с отличием и предложением поступать в Московский институт культуры без экзаменов, по направлению. Она опять не смогла поехать - учиться в столице было не на что, а вот в Иванове все было попроще. Так Лидия стала студенткой историко-филологического факультета пединститута. Просто учиться девушка уже не могла - опыт клубной работы сказался, и вскоре она была избрана в
состав комитета комсомола, занималась проведением вечеров, участвовала в спортивных мероприятиях. Особенно хорошо бегала на лыжах, оставляя далеко за спиной студенток факультета физического воспитания.
Ее трудно было не заметить. Однокурсник Валерий Левицкий обратил на Лиду свое внимание сразу, ухаживал долго и красиво, и на последнем курсе, по выражению самой Лидии Николаевны, она сдалась - будущие учителя поженились. Хороший диплом давал Лидии право выбирать распределение в числе первых. Когда она услышала о Карелии, согласилась. Сейчас и сама толком не понимает, почему. Может, песня о том, как долго будет Карелия сниться, сыграла свою роль...
Так педагоги- супруги Левицкие оказались в Сегеже. Здесь они живут уже 41-й год, отклонив несколько предложений о переезде в Петрозаводск. Дочь Виктория после окончания Ленинградского института точной механики и оптики вышла замуж и осталась в городе на Неве, подарив Лидии Николаевне и Валерию Леонидовичу любимую внучку Юлию.
Девять лет она отдала четвертой школе, работая учителем и организатором внеклассной и внешкольной работы. Общалась с детьми легко, по-доброму, поскольку, по ее мнению, плохих детей просто нет, есть дети с проблемами. А вот их-то Левицкая любила и жалела еще больше. Для нее было нормой увести ребенка в столовую и накормить на свои деньги, попросить учителя- предметника не спрашивать в этот день, поскольку он пришел в школу с опухшими от слез глазами. Она тактично умела вызвать на разговор, дать
ненавязчивый совет, помочь решить проблему, которая казалась ребенку неразрешимой. Такой ее знали и любили ученики, ценили родители. А коллеги проникались уважением к молодой учительнице, которая не отказывалась от дополнительной работы, порой в ущерб своей собственной семье, умела вовремя подставить плечо и простить обиду. Требование в ее устах звучало, как просьба, которую нельзя было не выполнить, и всегда были при ней уважительный тон и спокойный голос.
Вскоре Лидию Николаевну назначили заведующей районным отделом народного образования. И она на целых 25 лет стала чиновником, как любят сейчас говорить, но душа ее осталась прежней, учительской. И она, эта беспокойная душа, требовала, чтобы образование было организовано на должном уровне, чтобы дети учились радостно, а их родители находили в педагогах союзников, чтобы каждый творчески работающий учитель был замечен. Не от одного человека доводилось слышать, что образованию Сегежского района повезло -
четверть века им руководила знающая, интеллигентная, щедрая сердцем, очень красивая, и внешне и внутренне, женщина.
Настоящие педагоги, как правило, активные общественники. И Левицкая не исключение. Первая благодарность в ее трудовой книжке - за участие в переписи населения. Долгие годы связывают ее с женским движением. Еще в 1958 году в областной ивановской газете Лидия Николаевна была сфотографирована на съезде женщин. Она и сейчас - активная участница женской общественной организации "Сегежанка". Коллеги теперь уже по общественной работе знают, что за любое дело можно быть спокойным, если оно поручено
Лидии Николаевне. Да, это так. Помощник депутата Госдумы В.Н.Пивненко, руководитель общественной приемной "Диалог" Л.Н.Левицкая всегда нужна людям. Ей горько за стариков, которые, проработав всю жизнь, не получили достойных пенсий, благоустроенного жилья, хорошего медицинского обеспечения. Она собирает круглые столы и организует приемы населения, она, видя несправедливость и невнимание государства к проблемам простых людей, регулярно ставит эти вопросы перед руководителями района, республики.
Участие в "неделях добра", сборе книг и вещей для детских домов, конкурсах "Социальная звезда" - все это в активе Лидии Николаевны Левицкой. Она хочет быть полезной и нужной людям. Как тому мальчишке, которого подкармливала по утрам, помогая пережить беду в семье. Он помнит это. Я знаю...
Тамара ОМЕЛЬЯНЕНКО.
ЗАЧЕМ ЕЙ ЭТО НАДО?
Иногда такой вопрос задают себе её коллеги. А сама Лидия Петровна Морозова, учитель истории и права средней школы № 5, похоже, над этим особо не задумывается. Действительно, зачем надо заниматься с детьми дополнительно, изучая историю улицы Гористой, и собирать воспоминания старожилов, зачем выдумывать какие-то спецкурсы и разрабатывать программы, увеличивая собственную нагрузку, работать в профсоюзном комитете, участвовать в конкурсах самой и подвигать на это своих учеников? Мне же после многолетнего
знакомства и достаточно тесного общения приходит в голову только одно объяснение: ей просто интересно. И с этим интересом к жизни, к новым знаниям, к новым проектам она живет.
Девочка с улицы Гористой всегда была общительной, участвовала во всех школьных и дворовых мероприятиях, играла в теннис, отлично плавала. А в школах в те времена (об этом, наверное, еще многие помнят) было развито шефство старших над младшими. Например, пятиклассники приходили к первоклассникам своей бывшей учительницы и помогали ей наставлять новичков на путь истинный. И заниматься с малышами Лиде понравилось. Постепенно сформировалось желание стать учителем. А еще она так любила свою родную третью
школу, что после окончания восьмого класса не захотела идти ни в какую другую. И поступила в педагогическое училище в Петрозаводске.
Свой учительский путь Лидия Петровна начала в Ваче. С тех пор минуло немало лет. Но до сих пор в душе её - самые лучшие воспоминания о том времени, о коллегах, с которыми пришлось работать, о теплой атмосфере в коллективе, об уважительном отношении к ним, совсем молоденьким девчонкам, вчерашним студенткам, со стороны населения поселка. Потом были Чернопорожская и шестая городская школа, работа в детском саду. Окончен исторический факультет университета, создана семья, подрастают сыновья. В 1999 году Лидия
Петровна Морозова пришла в пятую школу. Уже через год её избрали председателем профсоюзного комитета - свидетельство уважения со стороны коллег и признания организаторских способностей. Но все самые лучшие качества раскрылись в этом педагоге в работе с её любимым классом. Тут-то мы с ней и познакомились поближе, потому что она искренне радовалась ребячьим успехам, хотела, чтобы об этом знали другие, и часто приходила к нам в редакцию то с их материалами, то с информацией об очередной победе.
Ей поручили классное руководство, когда ребята пошли в пятый класс. А нынешним летом они окончили школу. С ними она стала "Лучшим учителем России", а они с ее помощью росли, взрослели, участвуя во всем, в чем только можно было: в конкурсах, турнирах, проектах, общественных делах. Нет бесталанных людей, глубоко убеждена Лидия Петровна, надо пробовать себя в разном. Потому они и состоялись, её ученики, что и учились с интересом, и в совхозе работали, и в молодежном движении участвовали, и в "Зарницу" играли.
Три года подряд подопечные Лидии Петровны входили в число номинантов районного конкурса "Надежда XXI века", призеров из одного класса было 8. Пять человек стали медалистами. А уж число побед в олимпиадах и конкурсах по предметам, в том числе и российского уровня, просто не счесть.
Мне самой пришлось побывать на уроке, который Лидия Петровна давала для своих коллег. Как сейчас говорят, на мастер-классе. Она представляла факультативную программу "Основы семейного права". Очень интересную и поучительную, полезную как для ребят, так и для родителей. Сказала бы даже, рисковую. Педагог не боится обсуждать с подростками проблемы "отцов и детей", пьянства, алкоголизма, жестокости, говорить о подготовке к семейной жизни, качествах будущих избранников, формах брака,
воспитании детей. И, конечно, большое внимание уделяет нравственной стороне. Недаром такой знаток человеческих душ Александр Куприн, который в самом сложном, трагичном и даже грязном деле умел видеть хорошее, - её любимый писатель. И дети ей доверяют, ценят чувство юмора, умение не придираться по мелочам и не повышать голос, устраивать для них настоящие трудовые будни, когда надо много работать, и праздники - с тортом собственного приготовления. Вполне закономерно, что её ученики, оценивая человеческие качества, на первые места ставя
т надежность и верность, отодвигая на последнее наличие счета в банке.
Ну, а об уроках Л.П. Морозовой - главном учительском деле - её коллеги отзываются только в превосходной степени: творческий подход, желание насытить интересной информацией, напряженный поиск новых методических форм, не считаясь с личным временем, жертвенность во имя профессии.
Сама же Лидия Петровна полагает, что в коллективе пятой школы - очень талантливые педагоги и руководители, задающие очень высокую планку, поддерживающие новые начинания. С чувством глубокой благодарности рассказывает о З.А. Ант, своей бывшей ученице, а ныне биологе Г.Б. Труфановой, В.В. Меньшикове, Г.С. Волковой, Н.А. Лобовой, Т.А. Стариковой, О.Ю. Прозоровой и других. Именно благодаря тесному творческому сотрудничеству и удается добиваться серьезных результатов.
У неё прочный тыл: супруг Виктор Алексеевич, без помощи которого, как сама утверждает, не смогла бы столько сил отдавать профессии, два сына и трое внуков. А еще живет на Гористой мама, Наталья Ивановна Соколовская, тоже большая любительница хорошей литературы и свежей прессы, завзятая огородница, много лет ведущая дневник наблюдений за погодой. Кстати, еще весной Наталья Ивановна предсказала нынешнее "гнилое лето".
Она счастливый человек, Лидия Петровна Морозова. Правда, сейчас очень скучает по своим выпускникам и новое классное руководство в этом году не взяла. Но, как известно, все проходит - и печаль и радость. И всегда впереди - те вершины, которые еще предстоит покорить. Успехов Вам, Учитель!
Елизавета ДИОРДИЦА.
Новые возможности
Пусть Сегежа станет центром экологического воспитания молодежи - такое пожелание в той или иной форме высказывали все, кто принял участие в открытии молодежного экологического Интернет-центра в школе № 6. Это событие, без сомнения, станет важным для взрослых и детей, заинтересованных в улучшении экологического просвещения. Тема для этой школы отнюдь не новая - здесь на протяжении ряда лет работает детский эколого-биологический клуб "Карху", в котором ребята под руководством педагога
С.В.Тимофеевой не только сами стремятся жить в согласии с природой и окружающим миром, но и пытаются привить это другим. В первую очередь, на собственном примере участия в мероприятиях, направленных на сохранение природных богатств, наведения чистоты и порядка в родном городе. Как образно подметила помощник главы района В.М.Синицына, приветствуя собравшихся, "занятия в клубе полезны не только для чистоты экологии собственной души, но и природы, окружающего нас мира".
Директор школы М.И. Миккоева отметила вклад школьников в решение экологических проблем и пожелала новому Интернет-центру долгой и плодотворной работы. Его открытие - это результат участия Сегежского района, наряду с городом Петрозаводском и Сортавальским районом, в совместном российско-финском проекте "Наш дом Карелия". Как отметил его главный координатор Денис Рогаткин, центр дает реальную возможность включить в процесс работы, которая раньше выполнялась руками и головой, еще и
информационные технологии. В проекте работают 4 Интернет-центра, теперь и сегежские ребята, увлеченные проблемами экологии, станут частью большой сети организаций, занимающихся данной проблематикой. В частности, они примут участие в республиканском молодежном экологическом форуме, которой пройдет в октябре.
Участники клуба "Карху" рассказали о своей работе, а их выступление дополнила специалист управления образования Ирина Платова: в районе экологическим воспитанием целенаправленно занимаются коллектив детского сада № 17, шестая школа, Северный колледж, школа-интернат № 14 в Надвоицах. Появление центра даст юным экологам новый стимул. А В.М.Синицына предложила им не замыкаться в рамках собственного клуба, искать сторонников не только среди своих ровесников, но и среди всех неравнодушных жителей района. Вместе можно осилить многое.
Тамара ОМЕЛЬЯНЕНКО.