ШАГ ВТОРОЙ

“Пришли к убеждению, что только Сила,
более могущественная, чем мы, может
вернуть нам здравомыслие.”

Как только новые члены А.А. знакомятся с содержанием Второго Шага, перед ними часто возникает довольно сложная дилемма. Как часто мы слышали от них: “Посмотрите, что вы сделали с нами! Вы убедили нас в том, что мы алкоголики и что мы не способны управлять нашими жизнями. Доведя нас до состояния полной беспомощности, вы теперь заявляете, что только Высшая Сила может освободить нас от нашего пагубного пристрастия. Некоторые из нас не хотят верить в Бога, другие не могут, кое-кто верит, что Бог есть, но отказывается верить, что Он совершит ожидаемое от Него чудо исцеления. Да, вы заставили нас отказаться от спиртного, а что дальше?”

Давайте рассмотрим случай, когда человек говорит, что он не хочет верить, когда он - воинствующий “безбожник”. Его умственное состояние может быть описано как состояние дикаря. Вся его жизненная философия, позволявшая ему считать себя столь значительным, оказывается под угрозой. Достаточно уж, говорит он, признания, что алкоголь навсегда согнул его в бараний рог. И вот теперь он, всё ещё испытывая боль от этого признания, вынужден предстать перед чем-то поистине невозможным. Как он гордится тем, что человек, возникнув столь величественно из единственной клетки в первичном питательном иле, является венцом творения и потому единственным известным божеством во вселенной! И всё это он должен отвергнуть, чтобы спасти себя?

Здесь опекающий его член А.А. обычно начинает смеяться. И новичок считает, что это последняя капля. Это и на самом деле начало конца. Но это конец старой жизни и начало новой. Его спонсор, возможно, говорит примерно следующее: “Успокойся, обруч, сквозь который тебе предстоит прыгнуть, намного шире, чем тебе кажется. По крайней мере, так оказалось со мной и с моим другом, который когда-то был вице-президентом Американского общества атеистов, тем не менее он умудрился проскочить с большим запасом.”

“Хорошо, - говорит новичок, - я верю, что ты не обманываешь меня. Я не сомневаюсь, что в А.А. полно людей, у которых когда-то были такие же взгляды, как и у меня. Но неужели в моих обстоятельствах человеку говорят “успокойся”? Вот что мне хотелось бы знать.”

“Прекрасный вопрос, - отвечает спонсор, - Мне кажется, я знаю, как сделать так, чтобы ты успокоился. И тебе не придётся для этого делать больших усилий над собой. Обрати внимание на три момента. Во-первых, Товарищество Анонимных Алкоголиков не требует, чтобы ты верил во что-либо. Все наши Двенадцать Шагов не более, чем предложения. Во-вторых, чтобы стать трезвенником и оставаться им, не обязательно с самого начала целиком принимать всю суть Второго Шага. Я помню, что я сам не сразу принял его. В-третьих, всё, что тебе нужно, - это отказаться от предубеждений. Откажись от бесконечных споров и выяснения глубоких истин типа: что было раньше курица или яйцо. Хочу повторить снова: главное - отказаться от предубеждений.”

Спонсор продолжает: “Возьмём, к примеру, мой случай. По профессии я - научный работник. Естественно, я уважал, чтил и даже боготворил науку. К слову сказать, я её до сих пор уважаю и чту, но более не боготворю. Мои преподаватели без конца повторяли мне основной принцип научного прогресса: поиск и исследование, снова и снова, и всегда без предвзятости. Когда я в первый раз познакомился с программой А.А., моя реакция была такая же, как и твоя. Эти их занятия, думал я, не имеют ничего общего с наукой. Всё это я не смогу принять. Я даже не буду пытаться всерьёз разобраться в такой чепухе.

Но потом я прозрел. Я вынужден был признать, что деятельность А.А. приносит результаты и эти результаты поразительны. Я понял, что мой подход к этой проблеме был далеко не научным. Предвзятость проявляли не члены А.А., а я. Как только я перестал спорить, я начал видеть и воспринимать. Именно тогда смысл Второго Шага медленно и осторожно начал входить в мою жизнь. Я не могу точно сказать, когда и при каких обстоятельствах я начал верить в Силу более могущественную, чем я, но в настоящий момент у меня есть такая вера. Для достижения этого мне пришлось отказаться от борьбы и с энтузиазмом следовать всем остальным пунктам программы А.А.”

Конечно, это всего лишь мнение одного человека, основанное на его жизненном опыте. Спешу заверить тебя, что в поисках веры члены А.А. идут самыми разными путями. Если тебе не по душе предложенный мной путь, ты наверняка найдёшь свой собственный, если только ты будешь наблюдать и слушать. Многие, такиеже как ты, пытались решить эту проблему методом замены. Ты можешь тоже, если тебе так хочется, считать А.А. “Высшей Силой”. Ведь это довольно большая группа людей, которые решили проблему алкоголизма. В этом отношении они, конечно же, - сила более могущественная, чем ты, поскольку ты нисколько не приблизился к решению своих проблем. Ты вполне можешь верить в них. Даже этого минимума веры будет достаточно. Многие члены А.А. сумели преодолеть барьер именно этим способом. Все они скажут тебе, что как только они прошли через это, их вера расширилась и углубилась. Освобождение от пристрастия к алкоголю необъяснимым образом изменило их образ жизни, они поверили в Высшую Силу, и большинство из них стало говорить о Боге.”

Теперь обратимся к судьбе тех, кто когда-то верил, но утратил веру. Среди них есть те, кто стали безразличными, есть самонадеянные, отошедшие сознательно от веры, есть люди с предвзятостью в отношении к религии, наконец, есть те, кто отринули Бога, не сумевшего выполнить их требования к Нему. Можно ли, основываясь на опыте А.А., сказать им всем, что они смогут обрести веру, которая будет действенной?

Порой оказывается, что принципы А.А. труднее воспринимаются теми, кто утратил или отверг веру, чем теми, кто не имел её; потому что первые считают, что они обращались к вере и это не помогло. Они испытали и веру и неверие. Поскольку и то и другое привело к горькому разочарованию, эти люди пришли к убеждению, что выхода нет. Равнодушие, распространённая самонадеянность, предрассудки, неповиновение воле Бога часто оказываются более серьёзными и труднопреодолимыми препятствиями, чем те, которые выдвигаются агностиками или даже воинствующими атеистами. Религия утверждает, что существование Бога доказуемо, агностик утверждает, что оно недоказуемо, атеист приводит доказательства отсутствия существования Бога. Ясно, что отошедший от веры находится в состоянии крайнего замешательства. Он думает, что ему уж не обрести утешение в вере. Он ни в какой мере не обладает убеждённостью верующего, агностика или атеиста. Он просто сбит с толку.

Многие члены А.А. могут сказать этому путанику следующее: “Да, мы тоже отошли от нашей детской веры. И нас одолела чрезмерная уверенность юности. Конечно, мы были довольны, что хорошая семья и религиозное воспитание помогли нам выработать определённую систему ценностей. Мы были всё ещё уверены, что нужно быть честными, терпимыми и справедливыми, а также стремиться к большим целям и отличаться трудолюбием. Мы убедились, что эти правила честной игры и соблюдения приличий вполне достаточны для жизни.

Поскольку благодаря этим принципами к нам пришёл материальный успех, то мы почувствовали, что мы выиграли в жизненной игре. Это вскружило нам голову и создало ощущение счастья. Почему мы беспокоимся о каких-то там теологических абстракциях и религиозных обязанностях или о том, что будет с нашей душой ныне и в будущем? То, что существует здесь сейчас вполне нас устраивает. Воля к победе поведёт нас и дальше. Но тут алкоголь стал овладевать нами. Когда же мы обнаружили, что наши завоевания сведены на нет, и ещё один удар может навсегда выбить нас из игры, мы вынуждены были начать поиск утраченной веры. Мы обрели её в А.А. И вы можете сделать то же самое.” Теперь мы подошли к проблеме иного рода: интеллектуально независимые мужчины и женщины. Им члены А.А. могут сказать: “Да, мы были такими же, как и вы -слишком сообразительными, чтобы это пошло нам на пользу. Нам так нравилось, когда люди называли нас не по летам развитыми. Хотя мы и скрывали это от окружающих, но мы надувались, как воздушные шары, от гордости и от сознания, что мы так образованы. Про себя мы считали, что способны возвыситься над другими только за счёт умственных способностей. Научный прогресс учил нас, что нет ничего такого, что было бы не под силу человеку. Знание было всесильно. Интеллект мог подчинить всю природу. Поскольку мы были умнее большинства людей (как мы считали), трофеи победы будут принадлежать нам за наши интеллектуальные усилия. Бог разума вытеснил из наших сердец Бога наших предков. Но Джон Ячменное Зерно имел на этот счёт свои соображения. Мы, которые столь убедительно одерживали верх, во мгновение ока стали проигрывать во всём. Мы поняли, что нам надо пересмотреть свою жизнь или мы умрём. Мы нашли среди членов А.А. многих в своё время думавших как мы. Они помогли нам осознать истинные размеры своего “я”. На их примере мы убедились, что смирение и интеллект совместимы, если смирению отдаётся первенство. Начав жить по-новому, мы обрели дар веры, действенной веры. И для вас открыт этот путь.”

Есть в А.А. такие люди, которые говорят: “Мы испытывали отвращение к религии и ко всем её проявлениям. В Библии, говорили мы, полно бессмыслиц; можно цитировать главы и песни и, застряв на бесконечной родословной, так и не добраться до благословений. Местами мораль Библии слишком высока, местами - слишком низменна. Но что касается морали самих служителей религии, то она оставляла желать лучшего. Мы злорадствовали по поводу лицемерия, фанатизма и поразительного самодовольства многих “верующих” самого высокого полёта. Как мы любили громкие разоблачения того, что миллионы “добрых прихожан” всё ещё убивают друг друга во имя Божие. Всё это говорило о том, что мы предпочитали отрицать вместо того, чтобы утверждать. Став членами А.А., мы поняли, что эта черта способствовала развитию нашего себялюбия. Обвиняя в грехах некоторых верующих, мы могли ощущать своё превосходство над всеми ими. Более того, мы могли не слишком пристально следить за своими собственными недостатками. Самодовольство - черта, которую мы с презрением осуждали в других, была нашим собственным неискоренимым пороком. Наша фальшивая респектабельность была губительна для нас, мешая обрести веру. Но в конце концов, примкнув к А.А., мы прозрели.

Психиатры отмечают, что непокорность очень характерная черта алкоголиков. Неудивительно поэтому, что многие из нас, случалось, открыто бросали вызов Богу. Иногда это происходило потому, что Бог не обеспечил нас теми жизненными благами, которые мы хотели бы иметь, напоминая при этом жадного ребёнка, предъявляющего немыслимый перечень желаемого Деду Морозу. Чаще, однако, с нами случалось какое-нибудь большое несчастье, и мы считали, что причина его в том, что Бог оставил нас. Например, мы хотели жениться на девушке, которая не хотела выходить за нас, и молили Бога, чтобы она согласилась, но этого не произошло. Мы молились, чтобы наши дети были здоровыми, а они рождались болезненными или их не было вообще. Мы молились за успех в делах, но он всё не приходил. Те, кого мы любили, от кого зависела наша жизнь, отнимались у нас благодаря так называемой Божьей воле. Потом мы становились пьяницами и просили Бога избавить нас от этого пристрастия, но ничего не происходило. И это было ужаснее всего. “Будь проклята эта вера!” - говорили мы.”

Когда мы знакомились с членами А.А., ошибочность нашей непокорности раскрывалась перед нами. Мы ни разу не спросили Бога, какова Его воля по отношению к нам, вместо этого мы всё время говорили Ему, что Он должен сделать для нас. Мы поняли, что ни один человек не может одновременно любить Бога и бросать ему вызов. Вера подразумевает чувство опоры, а не вызов. В Сообществе А.А. мы увидели результаты этой веры: мужчин и женщин, спасённых от грозившего им смертью пристрастия к алкоголю. Мы видели как они встречаются и как они преодолевают другие свои страдания и испытания. Мы видели как они спокойно принимают, казалось бы, немыслимые ситуации, не пытаясь ни спастись бегством, ни свалить на других. Это была не просто вера, это была вера, которая сохраняется в любых условиях. И тогда мы пришли к убеждению, что каким бы ни было наше унижение, мы готовы заплатить эту цену, чтобы выздороветь.”

А теперь возьмём пример верующего парня, от которого разит алкоголем. Он считает себя благочестивым человеком. Он безупречно соблюдает все религиозные обряды. Он всё ещё верит в Бога, но подозревает, что Бог больше не верит в него. Он без конца даёт обещания бросить пить. После каждого очередного обещания он не только пьёт, но ведёт себя каждый раз хуже, чем раньше. Он пытается вести героическую борьбу с алкоголем, умоляя Бога помочь ему, но помощь не приходит. В чём же дело?

Для священников, врачей, друзей и членов семей алкоголик, который имеет благие намерения и старается вовсю, представляет собой загадку, вызывающую глубокую печаль. Но для членов А.А. эти люди не представляют ничего загадочного. Многие из нас были такими же, поэтому мы знаем отгадку этой загадки. Здесь дело в качестве веры, а не в её количестве. Долгое время это для нас было “белым пятном”. Мы думали, что в нас есть смирение, но на самом деле это было не так. Мы предполагали, что всерьёз относимся к религии, но если взглянуть правде в глаза, то можно было обнаружить, что наша вера была очень поверхностной. Или, если взять другую крайность, нас захлёстывали эмоции, а мы принимали их за настоящие религиозные чувства. В обоих случаях мы просили о чём-то, ничего не давая взамен. Дело в том, что мы не произвели “генеральной уборки” в нашем доме, которая позволила бы Божьей милости снизойти на нас и победить наше пристрастие. Если мереть по большому счёту, то мы так и не удосужились произвести серьёзную и глубокую критическую оценку своих душевных качеств, не возместили ущерб тем, кого мы когда-то обидели, не дали никому ничего, не потребовав для себя вознаграждение за это. Мы даже не умели по-настоящему молиться. Мы всегда говорили: “Исполни мои желания”, вместо того, чтобы сказать: “Да исполнится воля Твоя”. Мы не понимали ни любви к Богу, ни любви к людям. Поэтому мы обманывали самих себя и были неспособны воспринять благодать, которая восстановила бы наше душевное здоровье. Лишь немногие алкоголики понимают насколько они иррациональны, и даже те, кто это понимает, всё равно не в состоянии взглянуть правде в глаза. Некоторые согласны называть себя “беспробудными пьяницами”, но они решительно отвергают всякое предположение, что они, в сущности, душевнобольные. Их слепота поддерживается отношением к ним окружающих, которые не понимают разницы между обыкновенным потреблением алкоголя и алкоголизмом. Душевное здоровье определяется как здравомыслие. Однако ни один алкоголик, трезво анализирующий своё разрушительное поведение, будь его объектом мебель в столовой или нравственные основы собственной личности, не может утверждать, что он сохранил здравый ум.

Поэтому Второй Шаг является отправной точкой для всех нас. Агностики, атеисты и бывшие верующие, мы можем совершить этот Шаг вместе. Подлинное смирение и непредвзятое отношение могут привести нас к вере, и каждое собрание А.А. есть гарантия того, что Бог вернёт нас к здравомыслию, если мы найдём правильный способ общения с Ним.

<------
Наверх
Все Шаги
------>