Возврат


("Радиофронт", №21, ноябрь, 1934 г.)
Редакционная статья.

 

Германская радиовыставка в этом году значительно отличалась от предыдущих. "Центр тяжести" выставки находился в так называемом "научном" отделе. В отличие от прошлых лет общий отдел германской выставки 1934 года был бесцветен. В нем было гораздо больше политики, чем техники. Поэтому "центр тяжести" естественно переместился в отдел промышленности, обзор коего будет приведен в следующем номере "Радиофронта".

Традиционная германская радиовыставка в этом году по своим размерам и пышности не уступала выставкам прошлых лет н в частности выставке 1933 года. Это видно хотя бы по количеству экспонентов - фирм н вообще организаций, участвовавших в выставке. Таких экспонентов было двести тридцать пять.
Разумеется, в это число входят и всевозможные мелкие фирмочки, которые у нас назвали бы полукустарными, но все же цифра 235 показывает, что радиопромышленность занимает в общем производственном балансе страны достойное место.
С соответствующей помпой было обставлено и самое открытие выставки. Открыл выставку торжественной речью министр пропаганды д-р Геббельс. Содержание этой речи, к сожалению, нам пока неизвестно и поэтому мы не можем информировать советских радиолюбителей о том, какие схемы приемников или системы громкоговорителей признаются германским министерством пропаганды имеющими "арийское происхождение", но вероятно, такое деление произведено было, так как до сих пор ни одно выступление германских "вождей" не обходилось без соответствующих экскурсий в область расовых теорий.
Если пользоваться косвенными указаниями, то можно притти к заключению, что наиболее "арийским приемником", достойным занять место на столе у настоящего белокурого немца, является "регенератор и одна низкая", так как народные приемники этого типа продолжают усиленно пропагандироваться.
Согласно установившимся традициям, радиовыставка состояла из двух основных отделов - из отдела, демонстрирующего вообще достижения радиотехники, и из отдела промышленного, демонстрирующего новейшие образцы аппаратуры.
Первый, общий отдел выставки, который когда-то привлекал внимание всего радиотехнического мира, так как он демонстрировал действительно последние достижения германской техники, в этом году блистал своей внутренней пустотой и бессодержательностью. Единственно, что он "отразил" н отразил неплохо - это истинные устремления воинствующего германского фашизма. Основным содержанием фашистской политики является милитаризм, поэтому вполне естественно, что центром "научного" отдела выставки был батальон связи рейхсвера, который демонстрировал в действии свои установки на всей территории выставки.
Вторым "китом" этого отдела был показ производства пресловутых народных приемников. Сами по себе эти приемники никак не являются каким-либо достижением техники. Этот приемник - определенный и очень большой шаг назад. Усиленное распространение народного приемника - нечувствительного и неизбирательного - об'ясняется только желанием оградить германского слушателя от иностранных передач. На народном приемнике фактически возможен прием только своих, германских станций.
Демонстрация производства этого народного приемника и была вторым основным экспонатом ~научного" отдела выставки.
На территории выставки был построен настоящий завод, с настоящими конвейерами, с них сходили тысячи настоящих приемников, которые можно было тут же - так сказать, "горячими" - покупать.

Рис. 1. Фабрика народных приемников на радиовыставке,
которая выражала "волю народа к труду"

 

Одним из бросающихся в глаза "достижений" фашистской радиовыставки было... отсутствие новых ламп. В Германии имеются всего две ламповые фирмы - Телефункен и Вальво. Эти фирмы заключили между собой соглашение о том, что они не будут выпускать в 1934 г. никаких новых ламп и, следовательно, промышленность вынуждена будет ориентироваться только на лампы тех типов, которые имелись к началу года. По этому поводу англичане иронически замечают, что в Германии в этом году наступил "valve holiday", что может быть переведено на русский язык как "выходной день" или "выходной год" для ламп.
В начале 1934 г. в Германии была выпущена только одна новая лампа - "смесительный фэдинг-гексод", о которой будет сказано в следующей статье о выставке. Все же остальные лампы - прошлогодние.
Отдел последних достижений германской радиотехники в сущности и ограничивался этими двумя экспонатами: радио как средство войны - так сказать для внешнего употребления и народный приемник - ля внутреннего.
Что же все-таки в текущем году представлял собой второй отдел выставки - отдел промышленной аппаратуры.
Первое впечатление от этого отдела выставки - огромное количество типов аппаратуры. На английской радиовыставке этого года наблюдалось ясно выраженное стремление к уменьшению типов аппаратуры, к известной стандартизации. Этого никак нельзя сказать о германской выставке. Видимо, германская радиотехника переживает еще период "незатухающих колебаний" и не может остановиться на каких-то определенных образцах приемной аппаратуры. Это отсутствие "твердых установок" нашло отражение в выставочных экспонатах. Вся демонстрировавшаяся на выставке приемная аппаратура по своим типам была разделена на пять (5) классов, причем каждый класс дробился еще на два-три подкласса.

 

Рис. 3. И еще раз народный приемник. Увеличенный
до колоссальных размеров макет этого приемника
фигурировал на выставке, олицетворяя, очевидно,
"народность" германского фашизма

Общая схема всех этих многочисленных "классов" такова:
Класс I, подкласс А - одноконтурные приемники прошлого года, подкласс В - одноконтурные приемники этого года. Приемники этого класса - двухламповые.
Класс II, подкласс А - трехламповые двухконтурные приемники прямого усиления, подкласс В - трехламповые суперы, подкласс С - двухконтурные трехламповые приемники прямого усиления по рефлексной схеме.
Класс III, подкласс А - трехконтурные четырехламповые приемники прошлого года, подкласс В - трехламповые суперы по рефлексной схеме, подкласс С - трехконтурные четырехламповые приемники этого года.
Класс IV - четырехламповые трехконтурные суперы.
Класс V - пятиламповые суперы.
Подробный разбор этих приемников со всеми известными данными будет приведен в следующем номере "Радиофронта".

 

Рис. 2. "Краса и гордость" фашистских радиодеятелей - штабель
из народных приемников, который был воздвигнут на фашистской радиовыставке.

 

(с) Журнал "Радиофронт", 1934.
(c) Право на перепечатку предоставлено редакцией журнала "Радио"

Возврат