Р
    А Д И О Л А М П Ы

Первые приемно-усилительные радиолампы некоторое время именовались у нас "катодными" или "пустотными реле". Первая в России серийная лампа, разработанная в 1918 году в Нижегородской радиолаборатории под руководством М.А. Бонч-Бруевича (на базе первой разработки - лампы "Бабушка") называлась ПР-1 ("пустотное реле, разработка номер первый"). Название выпущенной в 1922 году Электровакуумным заводом в Петрограде приемно-усилительной радиолампы типа Р-5 означало: "реле, разработка №5". Выпущенная в 1923 году новая лампа с торированным катодом, потреблявшая в 10 раз меньший ток накала, чем Р-5, была названа лампой "Микро". Столь же экономичная по накалу двухсеточная лампа с "катодной сеткой" именовалась МДС - "микро двухсетка". Первый маломощный кенотрон получил условное обозначение К2-Т - "кенотрон двуханодный с торированным катодом".
К 1929 году число типов приемно-усилительных ламп настолько возросло, что появилась необходимось введения единой системы их наименования. Была принята буквенно-цифровая система, которая сохранялась до начала 1940-х годов. Первая буква в обозначении лампы указывала на ее категорию: П - приемная, У - усилительная, С - специальная, В - выпрямительная, Т - трансляционная, Н - низкочастотная. Вторая буква характеризовала катод: Т - торированный, К- карбидированный, О - оксидированный. Входившее в условное наименование число, обычно заводской номер разработки, служило для различения ламп,  принадлежащих к одной и той же категории. В соответствии с этой системой лампы типов Р-5, "Микро", МДС, ПТ-19 и К2-Т получили новые наименования: П-7, ПТ-2, СТ-6, СТ-19 и ВТ-14 соответственно..
Вначале 1930-х годов появилась серия экономичных ламп прямого накала напряжением 2 и 4 Вольта в стеклянном оформлении (УБ-107, УБ-110, СБ-154 и т.д.). Радиоприемники, работавшие на таких лампах, были батарейными (РПК, БИ-234). C 1935 года распространилась т.н. "4-вольтовая суперная"серия - стеклянные лампы косвенного накала, применявшиеся в приемниках прямого усиления с сетевым питанием (ЭЧС, ЭКЛ) и первых советских супергетеродинах (ЦРЛ). В 1931 году в этой серии появился первый отечественный пентод - СО-113.
Главный недостаток этой системы заключался в том, что она характеризовала лампы весьма приближенно. Например, одна и таже лампа могла быть отнесена как к категории приемных, так и к категории усилительных. С другой стороны, сильно отличающиеся друг от друга лампы, такие, как триоды, тетроды c "катодной сеткой", тетроды с экранирующей сеткой, пентоды низкой частоты и обе разновидности ВЧ-пентодов ("варимю" и с обычной характеристикой), были сведены в одну категорию "С" - специальных ламп. Выпущенные в 1937 году гептод типа СО-183 и двойной диод-пентод СО-193 также попали в эту категорию. Кроме того, существовавшая система не давала возможности определить, предназначена ли данная лампа для работы в батарейном приемнике, или же она имеет катод с косвенным накалом.
В 1937 году наша электровакуумная промышленность начала массовый выпуск ламп совершенни нового вида. Это были лампы в металлических баллонах - 6А8, 6Г7, 6Ж7, 6К7, 6Л7, 6Ф5, 6Ф6, 6С5, 6Х6, 5Ц4, а также стеклянный электронно-оптический указатель настройки 6Е5 - по типу существовавших тогда американских ламп. Несколько позже была выпущена металлическая лампа 6Л6 (выходной лучевой тетрод звуковой частоты) и стеклянные варианты ламп 5Ц4 и 6Л6, а позже - более дешевые в производстве аналоги "в стекле" многих других металлических ламп. Cистема обозначения всех этих ламп выгодно отличалась от принятой в 1929 году тем, что наименование лампы было короче, а ее назначение и основные свойства определялись значительно точнее.
Следует отметить, что и эта система обозначений не была вполне последовательной. Например, одна и та же буква "Ф" служила для обозначения и триода с высоким коэффициентом усиления, и оконечного пентода ЗЧ (лампы 6Ф5 и 6Ф6). Цифра, стоящая на третьем месте, по первоначальному замыслу означала число выведенных наружу электродов (включая нить подогрева и вывод баллона лампы). Это затрудняло обозначение новых ламп, аналогичных ранее выпущенным с таким же числом электродов. И в 1940 году был разработан проект системы обозначения приемно-усилительных ламп, устранявшей этот недостаток. Новая  система по основным направлениям была близка к международной. Первая цифра приближенно указывала напряжение накала в Вольтах, буква на втором месте характеризовала основное назначение или конструкцию лампы. Цифра на третьем месте была лишена специального значения и служила теперь для различения ламп одинакового назначения и конструкции. Для характеристики внешнего оформления ламп (кроме обычных металлических) добавлялась еще одна буква: С - стеклянная обычных размеров, М - стеклянная малогабаритная, Ж - стеклянная типа "жолудь" и т.д.
В соответствии с новой системой обозначений некоторые лампы (в частности, разработанные в 1938 году малогабаритные стеклянные) получили новое название Так, например, лампа типа СБ-242 должна была именоваться 2А1М, СО-241 - 2К1М и т.д. Однако новые названия не привились, так как заводы-изготовители продолжали выпускать лампы с прежними обозначениями на баллонах. Только малогабаритные лампы более поздней разработки (2К2М, 2Ж2М) были названы по-новому.
Поскольку к тому времени в эксплуатации находилось еще много приемников, работавших на старой 4-Вольтовой стеклянной серии, наша промышленность некоторое время выпускала лампы, заменявшие прежние типы. Названия заменяющих ламп следующие: для СО-118 - 4Н4С, для СО-122 - 4Ф5С, для СО-124 - 4Ж5С, и для СО-148 - 4К5С. В заменяющих лампах использовалась внутренняя арматура ламп 6Н7С (один триод), 6Ф6, 6Ж7 и 6К7. Электрические параметры (кроме напряжения накала) и цоколь были такими же, как у старых ламп. Эти лампы в настоящее время очень редки.
В 1946-1947 годах "металлическая" серия была дополнена целым рядом новых ламп. В частности, впервые были выпущены так называемые "одноцокольные" лампы по типу американских 6SA7, 6SK7, 6SQ7, в последствии - 6SR7, 6SJ7. Они уже не имели вывода управляющей сетки на верхний колпачок, но, благодаря особой конструкции цоколя, межэлектродные емкости при этом не возросли. Буква "S" в маркировке означает "single-base". В первые годы эти лампы выпускались у нас под своей "родной" маркировкой. Впоследствии им были присвоены обозначения 6А7, 6К3, 6Г2, 6Г1, 6Ж8 соответственно. У автора в коллекции имеются советские лампы с английской маркировкой, выпущенные в конце 1940-годов, в их числе -  наша лампа тех  времен  6V6-GT - прародитель широко известного оконечного тетрода
6П6С Несколько модификаций прошла и "легендарная" 6П3С. Ее родословная восходит к металлической 6Л6 рождения 1937 года. Первый вариант 6Л6 "в стекле" образца конца 40-х оказался неудачным из-за перегрева баллона уменьшенных размеров. Лампа начала 50-х 6П3 (стеклянная, несмотря на отсутствие "С") "не тянула" по характеристикам. Только к середине 1950-х годов конструкция лампы была отработана. Это была уже "классическая" 6П3С. Выпускается она и поныне с небольшими усовершенствованиями под маркировкой 6П3С-Е - очень уважаемая среди аудиофилов лампа.
Кенотрон 5Ц3С - тоже лампа с "богатой родословной". Среди ее предшественников - и старинная немецкая лампа "цифровой" серии RGN1064, и наша ВО-166. Были подобные лампы и в европейской А-серии - AZ1,и в Америке - 5U4G, RCA80.
С введением в 1950 году стандарта ГОСТ 5461-50 система обозначений приемно-усилительных радиоламп была упорядочена. Принципы классификации, в основном, остались прежними. Новые типы ламп ("пальчиковые" и др.) уже были предусмотрены в этом стандарте. В бытовых радиоприемниках, разработанных после 1955 года и до перехода на полупроводники, применялись уже исключительно лампы пальчиковой серии.

(c) В.Брусникин