О, cколько же изрезано людьми радиоткани
в попытках рассмотреть,
кто же там внутри говорит и поет!

На электроакустический преобразователь ложится практически непосильная задача. Способность воспроизвести без заметных искажений все звуки природы, закодированные в электрических сигналах и законсервированные в звукозаписях - этого добиваются и не могут добиться разработчики, начиная с первых образцов, и по сию пору. Недаром в старые времена и назывались они "репродукторами" - т.е. устройствами, призванныи восстановить звуковой продукт. Названия и принципы менялись неоднократно - были они также и рупорами, и "тарелками", и "колоколами", и динамиками, и громкоговорителями, и головками прямого излучения, и драйверами, входили в состав колонок и акустических систем. Но их центральное положение по вкладу в качество звучания аппаратуры не может быть оспорено.

А начиналось все с электромагнитных преобразователей со стальной мембраной. Катушка из тонкого медного провода помещалась на постоянный магнит. Известные со времен телефона Белла, в 10-20-х годах прошлого века они использовались в наушниках (фото слева), называвшихся по-старинке "телефонными трубками". Такая же конструкция спрятана в основании одной из первых моделей рупорного громкоговорителя для массового прослушивания радиопередач (модель "ДП", 1924 год - фото справа). Здесь она дополнена рупором - высокоэффективным механическим усилителем звуковых колебаний.

Следующим поколением "говорящих" стали диффузорные электромагнитные репродукторы. В них для усиления звука использовался конический диффузор из проклеенной бумаги. Колебания мембраны передавались на него с помощью иглы. А небольшая рукоятка в центре, поджимавшая при завинчивании подвижную систему, служила механическим регулятором громкости. Глядя на их экзотический вид, невольно вспоминается фраза, высказанная одним из персонажей фильма прошлых лет - "Сомневаюсь я, что эта сковорода заговорит!" Но они говорили - говорили в коммуналках и деревенских избах, в клубах и читальнях, передавая новости и концерты, тревожные фронтовые сводки второй мировой...

Помимо проводных сетей вещания, "тарелками" комплектовались и первые ламповые радиоприемники 20-30-х годов (на фото слева - ЭЧС-2), первые телевизоры с механической разверткой (справа - телевизор Б-1). Разные модели подобных репродукторов ("Рекорд", "Зорька", "Пролетарий") выпускались достаточно долгое время (до 50-х годов) в разных вариантах и разными заводами. В качестве примера приведены рекламные проспекты 30-х годов с сайта Новгородского телефонного завода. На них показаны некоторые выпускавшиеся модели "тарелок" и их внутреннее устройство.

В начале 30-х годов появляются электродинамические громкоговорители с подвижной катушкой - "динамики". Именно они впервые обеспечили приемлемое по качеству и громкости воспроизведение музыкальных программ. Их бумажные диффузоры были механически соединены со звуковой катушкой, находящейся в сильном магнитном поле. Оно создавалось большой катушкой, через которую проходил постоянный ток. На снимках показан динамик радиолы СВГ-К (1937 год) диаметром 250 мм и мощностью никак не меньше 10 Ватт. Черный ящичек, прикрепленный к нему - выходной трансформатор радиолы.

Катушка подмагничивания потребляла изрядную энергию, абонентские громкоговорители с такими динамиками имели в составе конструкции сетевой блок питания. В приемниках катушка подмагничивания служила по совместительству дросселем фильтра выпрямителя анодного напряжения. Почему же в первых динамиках не примениялись постоянные магниты? Дело в том, что еще не производились высокоэффективные магнитные сплавы, и достаточно сильное магнитное поле мог создать только электромагнит.

Динамики тех времен должны были обладать высокой акустической отдачей (чувствительностью), так как звуковые усилители тогда не могли обеспечить большую электрическую мощность. Качество звучания лучших образцов динамиков с подмагничиванием столь высоко, что некоторые любители до сих пор отдают предпочтение именно таким старым динамикам при прослушивании музыки на современой цифровой аппаратуре. Справа показан массивный динамик приемника "Ленинград" (1947 год).

Особенно насущной в довоенные годы была проблема качественного озвучивания больших залов и кинотеатров. Динамик с бумажным диффузором не может эффективно воспроизводить высшие частоты звукового диапазона. Для этой цели на ленинградском заводе "КИНАП" были разработаны динамические головки с небольшой полимерной мембраной и постоянным магнитом, работающие в комплекте с алюминиевым рупором. Такие акустические системы работали в кинотеатрах вплоть до 90-х годов прошлого века. На фото слева - колонка 30А-230 с рупорным драйвером 1А-20 (справа).

На двух последних снимках показаны достаточно современная динамическая головка эллиптической формы и абонентский громкоговоритель - наследник "говорящих тарелок". Кроме электромагнитных и электродинамических, с 70-х годов прошлого века стали использовать также электростатические излучатели звука. При неплохом качестве звучания на средне-высоких частотах, они требуют высоковольтного источника питания.

А разработанные примерно тогда же плазменные громкоговорители так и остались пока лабораторной экзотикой. Таким образом, продолжается жизнь "старого доброго" динамика.

(c) В.Брусникин, 2001