РЕМАСТЕРИНГ: ДЛЯ "ЧАЙНИКОВ" И НЕ ТОЛЬКО (часть 2)

 

Головки звукоснимателей и иглы.

В массовой отечественной аппаратуре грамзаписи использовались два типа звукоснимателей – пьезоэлектрические и электромагнитные (с подвижным магнитом). Последние обладают столь сильными качественными и эксплуатационными преимуществами, что о других можно было бы не упоминать, если бы пьезоголовки не были столь массовыми и, порой, единственно доступными для начинающих любителей. Считаясь с этим фактом, назовем два распространенных типа головок (последних по времени выпуска), которые пригодны для целей “чтения” 78-х и ранних долгоиграющих пластинок. Это монофоническая головка III ГЗК-661 (более новое название – ГЗП-311) и стереофоническая ГЗКУ-631 (ГЗП-301С). Однако для получения хороших результатов с более современными пластинками их качество совершенно недостаточно.

КРУПНО

Головка III ГЗК-661 (ГЗП-311)

КРУПНО
Вставка с иглой для
ГЗКУ-631 (ГЗП-301С)

Пожалуй, единственным достоинством пьезоэлектрических головок является то, что они имеют сменные иглы для 78-х и “долгоиграющих” пластинок. Несмотря на кажущуюся простоту, способ установки в современный проигрыватель пьезоэлектрической головки с целью использовании имеющейся в ней иглы для 78-х пластинок на приктике себя не оправдывает (даже если пренебречь кардинальным ухудшением качества звучания, которое сопровождает смену головки на пьезоэлектрическую). Дело в том, такая замена требует схемных изменений в проигрывателе - удаление предусилителя-корректора и введение буферного каскада с высоким входным сопротивлением. Дело в том, что пьезоголовки рассчитаны для работы на высокоомную нагрузку (0,5-2 МОм) и глубоко шунтируются входом обычного транзисторного усилителя (сильно падает уровень сигнала, теряются низкие частоты). Чтобы этого избежать, первый каскад транзисторного усилителя для работы с пьезоголовкой должен быть выполнен на полевом или МОП-транзисторе.
Более современные, магнитные головки имеют всего одну иглу, предназначенную для современного формата. Поэтому для “чтения” магнитной головкой “патефонных” пластинок придется самостоятельно установить на иглодержатель магнитной головки соответствующую иглу. Источником такой иглы может стать пьезоголовка. Изложим здесь простейшие способы модернизации “вставок” магнитных головок для проигрывания пластинок формата “78” на примере головки MF-100 (MF-101 ,102) фирмы “Unitra Fonica”. Аналогичной модернизации могут быть подвергнуты и другие отечественные головки (ГЗМ-105, ГЗМ-043, ГЗМ-108 и др.).
Начнем с замечания, что для модернизации пригодны вставки со сломанными или изношенными иглами, найти которые гораздо проще. Вставка от старой головки Unitra MF-100 здесь в каком-то смысле вне конкуренции, так как имеет пониженную гибкость и (соответственно) возможность установки прижимной силы до 5 г, что иногда необходимо для 78-х пластинок. Заметим также, что установка вставки MF-100 в более поздние головки (MF-101, 102) невозможна из-за больших габаритов, обратный же вариант допустим, если на корпус “поздней” вставки наклеить сверху прокладку толщиной около 0,3 мм (например, из картона).
Наиболее правильный и сложный способ модернизации заключается в монтаже корундового конуса 78-й иглы, “добытого” из любой пьезоголовки, на место удаленной “родной” иглы, в отверстие иглодержателя. Для этого нужен бинокулярный микроскоп, микроинструменты, твердая рука, маленькая капля эпоксидного клея и бездна терпения.
Возможен и упрощенный способ, дающий неплохие результаты. Если в распоряжении имеется головка ГЗК-661 (ГЗП-311), из нее пинцетом извлекается пластмассовый “колпачок” с двумя противолежащими иглами, надетый на трубчатый пьезокристалл. Затем острыми бокорезами удаляется ненужная нам игла на “33” вместе с несущим ее пластиковым “пеньком”. (Главное – не перепутать иглы! В лупу видно, что 78-я игла имеет большие габариты; если держать головку зеленым указателем вверх, 78-я игла “смотрит” вниз.) Теперь необходимо укоротить иглодержатель “Унитры” (алюминиевую “проволочку”, на которой находится алмазный конус иглы). Откусываем его уплощенную часть вместе со старой иглой на величину около 1 мм. Берем заготовленный колпачок с 78-й иглой, вводим в его полость каплю клея (например, “Момент”) и надеваем на иглодержатель “Унитры”. После просушки получается результат, видимый на фото.

 

КРУПНО
Вставка иглы MF-100 с установленной
корундовой иглой для 78-х пластинок

 

Для модернизации можно использовать и иглодержатель от головки ГЗП-301. Для этого нужно отрезать от него переднюю часть (вместе с иглами на конце) длиной 5 мм и удалить с нее ненужную “33-ю” иглу. Затем также удалить мешающий конус иглы с иглодержателя "Унитры" и тонким слоем клея приклеить заготовленный иглодержатель на унитровский на всю длину последнего.
Неколько слов о долговечности игл. Корундовые иглы из пьезоэлектрических головок служат 50-100 часов, алмазные (из магнитных) – 500-1000. Все иглы требуют аккуратного обращения и регулярной чистки. В сильную лупу проверяется степень износа иглы, при наличии сколов или видимых выработок в районе боковых контактов со звуковой бороздкой игла подлежит замене. Категорически не рекомендуется проигрывание на современных звукоснимателях треснутых и глубоко поврежденных пластинок. Это грозит немедленной поломкой иглы. Также очень вредны для игл пластинки, ранее игранные на патефоне (они имеют седой оттенок зеркала). Так как любителю старых записей все же приходится иметь дело с изношенными носителями, есть смысл иметь 2-3 иглы соответствующего формата для пластинок разной степени износа. Это поможет избежать неоправданной порчи как игл, так и пластинок.
Для современных и хорошо сохранившихся грамзаписей желательно иметь отдельный, наиболее совершенный проигрыватель с легким тонармом и высококачественной головкой. Оставляя здесь "за скобками" аудиофильские изделия стоимостью до $1000 и более, укажем на более доступные модели отечественного производства, которые обладают весьма приемлемым качеством. Это - аппарат середины 1970-х "Электроника Б1-01", проигрыватели 1980-х годов "Корвет - 038" с вязким демпфированием тонарма, аппараты с тангенциальным тонармом (например, "Электроника Д1-011"), а также несколько более дешевые модели, способные удовлетворить первоначальные требования. Среди них назовем проигрыватель "Электроника ЭП-017". По опыту работы с ним выяснились следующие приятные особенности - легкий тонарм, высокая эффективность системы кварцевой стабилизации скорости диска, низкий уровень рокота, компактная конструкция. "Изюминка" аппарата - система электронного демпфирования механических колебаний тонарма действительно позволяет избежать вибрации. Из головок звукоснимателей отечественного производства выделяется качеством ГЗМ-108 (раннее обозначение - ГЗМ-008). В ней устанавливались многорадиусные иглы ведущих западных фирм.

КРУПНО
"Электроника ЭП-017"

 

 

Обращение с пластинками.

Практически все пластинки, которые хранились десятки лет, необходимо перед началом их “новой жизни” мыть. При этом из звуковой дорожки удаляется пыль разнообразного состава (в том числе и весьма абразивная), а также шлам, скопившийся из-за скалывания материала пластинки при прохождении несовершенных игл с большой прижимной силой. Тщательно промыв пластинку, мы заметно уменьшаем поледующий износ иглы и улучшаем качество воспроизведения.
Запасемся жидким моющим средством – наилучшим является детское мыло во флаконах (производится ли отечественное?). Можно обойтись и обычным шампунем. Для мытья 78-х пластинок допустимо использовать зубную щетку, двигая ею по окружности, вдоль звуковой дорожки. Для более нежных "долгоиграющих" пластинок нужна мягкая кисть. Стараемся по возможности не смачивать этикетку, хотя обычно она и не повреждается от однократного мытья. Чтобы не беспокоиться, можно слегка потереть этикетку с края влажной белой салфеткой. Если салфетка окрасилась - берегите этикетку от воды. Намылив пластинку, сразу обмываем ее теплой водой, не давая подсыхать слою моющего средства. В конце – ополаскиваем дистиллированной (в крайнем случае – очищенной кипяченой) водой. Это особенно важно для "долгоиграющих" пластинок. Устанавливаем пластинку вертикально, вооружаемся феном для волос, и, установив среднюю температуру и высокую скорость потока воздуха, быстро сгоняем капли воды вниз по дорожкам одновременно на обеих сторонах пластинки, где и собираем их гигроскопичной салфеткой. Когда основная влага стечет, аккуратно впитываем оставшиеся на зеркале пластинки капли уголком салфетки.
Для "долгоиграющих" пластинок существует способ очистки, признанный даже изготовителями. Он заключается в нанесении на зеркало пластинки слоя клея ПВА (поливинилацетатной эмульсии), сушки до полной полимеризации и аккуратного удаления клея с приставшими к нему частицами загрязнений. Однако после нескольких проб автор настороженно относится к этому способу.
Дальнейшее хранение пластинок осуществляем по всем правилам – в индивидуальных бумажных или пластиковых (что хуже из-за их электризации) конвертах. Складываем пакеты с пластинками вдали от источников тепла в вертикальном положении достаточно плотно, чтобы пачка на полке не “переваливалась”. Стандартные коробки – также неплохой вариант для хранения.
Перед каждым проигрыванием пластинку нужно очистить от пыли. Патефонную - мягкой салфеткой или щеточкой, "долгоиграющую" - легким прикосновением минимально увлажненной из пульверизатора кипяченой водой и чуть подсушенной ворсистой ткани.

 

Подготовка проигрывателя.

Для качественного воспроизведения грамзаписей проигрыватель должен быть тщательно настроен. Прежде всего – с помощью строительного уровня проверьте горизонтальность плоскости диска и выровняйте ее при необходимости. В первый раз (или после смены головки звукоснимателя) необходимо проверить углы установки тонарма. О том, как это сделать, можно прочесть здесь или здесь.
Каждый раз перед началом работы убеждаемся в верной установке скорости по стробоскопу (если, конечно, она не стабилизирована кварцем). Далее – выбираем соответствующую иглу и настраиваем величину прижимной и антискатывающей силы. Если мы пользуемся иглой MF-100, MF-101 или MF-102 фирмы Unitra, устанавливаем прижимную силу для долгоиграющих пластинок на уровне 1,5 г, а для 78-х – не менее 3 г. Для точной настройки антискатинга (компенсатора скатывающей силы) нужно иметь пластинку соответствующего формата с односторонней записью. Устанавливая звукосниматель на “пустую”, гладкую сторону пластинки и, включив мотор диска, добиваются, чтобы, тонарм не перемещался по радиусу пластинки. Положение антискатинга зависит от множества факторов – скорости диска, материала пластинки, типа иглы и пр. Так как вряд ли у читателя имеются односторонние пластинки, и, к тому же, точная установка антискатинга важна только для адекватного воспроизведения стереопанорамы на аудиофильских записях, мы здесь будем придерживаться грубой формулы, которая гласит, что скатывающая сила приблизительно равна одной десятой от прижимной. Эта зависимость и отражена на шкале антискатинга большинства моделей проигрывателей. Правда, это мало-мальски справедливо лишь для зоны скоростей 33-45 об/мин. Для 78-й скорости антискатинг необходимо устанавливать на значении, большем стандартного, в полтора раза.
Как известно, все отечественные пластинки, выпущенные до 1958 года, являются монофоническими. При их чтении с помощью стереофонической головки звукоснимателя, подключенной к усилительному стереотракту, возникает следующая проблема. Стереоголовка сконструирована так, что “читает” сигналы с правой и левой стенки звуковой бороздки пластинки. Так как дефекты стенок звуковой бороздки никогда не бывают симметричными, шумы, производимые двумя стенками бороздки, не являются синфазными. Поэтому мы имеем при прослушивании два источника шумов – из левого и правого громкоговорителя. Полезный же сигнал (в случае монозаписи - теоретически синфазный для обоих стереоканалов) дает один кажущийся источник звука посередине между громкоговорителями. Некоторые авторы во избежание такого “размножения” шума рекомендуют включать катушки стереоканалов магнитной головки последовательно-синфазно (в этом случае шум при прослушивании оказывается в центре стереопанорамы, вместе с полезным сигналом). Однако после практической проверки мы бы не стали рекомендовать подобный способ. Дело в том, что для адекватного сложения сигналов с двух стенок монофонической дорожки (при последовательном соединении катушек стереоголовки) эти сигналы должны быть строго синфазны во всем воспроизводимом диапазоне. Иначе неизбежны искажения. На практике такая синфазность не имеет места из-за ассиметрии звуковой дорожки, возникающей, по-видимому, еще на этапе первичной записи на лаковый диск. К тому же, для достижения синфазности тонарм проигрывателя должен быть настроен очень точно. И, наконец, мы находим положительный момент в том, что при традиционном включении стереоголовки шумы пластинки (хотя бы и двухкратно размноженные) и полезный сигнал при прослушивании пространственно разделены. При этом шумы меньше мешают прослушиванию.
Полезным свойством стереоголовки является ее чувствительность к глубинной составляющей модуляции звуковой дорожки. Только с помощью стереофонического звукоснимателя возможно “чтение” упомянутых выше старинных пластинок с глубинной записью.

 

Воспроизведение.

Процесс оцифровки аудиозаписей в Сети описан многократно, с рекомендациями можно ознакомиться, например, здесь. Однако следует иметь в виду, что при всей вычислительной мощности программ цифровой коррекции невозможно восстановить на фонограмме информацию, которая в ней изначально не содержалась (не говоря уж о том, что бездумное обращение со звуковыми программными редакторами способно начисто убить очарование старинной записи). Поэтому большого внимания требует процесс первичного “чтения” носителя механической записи. Здесь каждый опытный мастер имеет свои секреты, мы же предложим общедоступные принципы и способы, которые дадут результат, по крайней мере, способный не отвратить навсегда рядового любителя от попыток ремастеринга его любимых пластинок. Автор является сторонником некоторой предварительной аналоговой коррекции - чем более адекватно будет считан носитель и чем менее глубокий уровень цифровой коррекции потребуется в дальнейшем, тем лучше. Кроме того, не все любители обладают необходимой вычислительной техникой для цифрового ремастеринга, и, возможно, для кого-то из них будет вполне достаточным изготовление копий фонограмм на компакт-кассетах.
Следует также иметь в виду, что с глубоко поврежденными, изношенными, короблеными пластинками никакой ремастеринг чуда сотворить не в состоянии. Поэтому, возможно, лучше направить усилия на поиск более сохранного экземпляра записи, чем тратить их на утомительный и длительный ремастеринг без гарантии успеха.
Прежде всего – коснемся вопроса о частотных предыскажениях, которые вносились в граммофонные записи. Диски различных стандартов имеют отличающиеся характеристики предыскажений и требуют, соответственно, разной коррекции амплитудно-частотной характеристики тракта при их воспроизведении. Для пластинок на 78 об/мин этот вопрос весьма туманен, так как создается впечатление, что сколько было производителей – столько и стандартов предыскажений. Поэтому в оценке коррекции приходится, в основном, полагаться на слух. Даже для отечественных пластинок за весь период производства дисков на “78” необходимая частотная коррекция сильно менялась. Поэтому применение хотя бы простейшего регулятора тембра при перезаписи таких дисков очень желательно, так как последующая глубокая цифровая коррекция частотной характеристики может приводить к искажениям, “вытягиванию” фона и шумов.

Наиболее приемлемым было бы применение для первичной частотной коррекции графического эквалайзера высокого качества, однако начинающие могут поступить следующим образом. Если ваш проигрыватель имеет усилитель мощности (а в этом случае – и регуляторы тембра), сигнал можно снять не с линейного выхода, а с гнезд акустики, нагрузив усилитель на эквивалент нагрузки – резистор соответствующей мощности и сопротивлением, равным таковому для используемого громкоговорителя. В крайнем случае допустимо снять сигнал и с самого громкоговорителя, если вы не помешаете окружающим. Теперь можно использовать регуляторы тембра усилителя для тонкоррекции записываемой (или оцифровываемой) фонограммы. Только не забудьте перед установкой уровня записи предварительно вывести регулятор громкости на минимум. Наиболее приемлемое качество записи будет при положении регулятора громкости немного меньше среднего значения.

КРУПНО
Эквалайзер Sansui SE-8 со спектроанализатором


"Классический" четырехскоростной
тонстол Siemens PE2020

Что же касается “долгоиграющих” пластинок – здесь форма корректирующей кривой регламентирована международным соглашением (так называемая RIAA-кривая). Именно в согласии с ней спроектированы все схемы предусилителей-корректоров. Такой корректор всегда имеется в вашем проигрывателе, если он оборудован магнитной головкой звукоснимателя. Более ранние модели с пьезоэлектрическими головками не имеют стандартной коррекции АЧХ (хотя собственная характеристика пьезоголовки напоминает необходимую для коррекции), и здесь приходится снова полагаться на регулятор тембра и собственный слух. Наилучшим качеством звука обладают ламповые предусилители-корректоры. Только они (наряду с граммофоном) способны “вдохнуть жизнь” в плоское и зашумленное звучание старинных записей. Прослушивание оригинальных пластинок с помощью магнитной головки, лампового предусилителя и оконечного лампового однотактника производит несравнимо большее впечатление, чем та же запись после самой “интеллектуальной” и деликатной цифровой обработки, прослушанная через компьютерные наушники.
Существует и простейший способ коррекции АЧХ при перезаписи в области высоких частот и ослабления шипения и тресков изношенных пластинок. Он заключается в установке параллельно линейному (нерегулируемому) выходу источника бумажного конденсатора емкостью 0,1 – 0,25 мкФ (подбирается на слух).

Упомянем еще некоторые азбучные истины: о необходимости тщательной экранировки сигнальных цепей, использования кабелей и разъемов максимально доступного качества, и пр. Примем, что любитель, взявшийся за процедуру ремастеринга, обладает некоторыми техническими знаниями и практикой, которые позволят добиться удовлетворительного результата. В заключение - некоторые полезные ссылки для желающих более глубоко ознакомиться с вопросами ремастеринга.

В.Зимаков. Ликбез о виниле

Владимир Горбачевский. Мифы и реальность древней звукозаписи

Михаил Остапенко. Что делать с винилом?

(c) Текст и иллюстрации В.Брусникин, 2003.

Возврат к 1-ой части