| 
 
http:www.russia.no/rb
(Russian Boulevard) 
Соотечественник
 October 2005
 T. Tadahle
 Обратная сторона Планеты Норвегия 
  
   Мое знакомство с творчеством Владимира Фомина началось.... с посещения его страницы в интернете. Разжигаемая любопытством я смотрела 
на его картины и радовалась. Какое то необыкновенное чувство охватило меня!       Откуда взялся этот кудесник, подаривший мне минуты счастья? 
Кто он, Владимир Фомин - художник, мастер, маэстро? 
   О художнике сняты телевизионные фильмы, его творчеству посвящены сотни публикаций в иностранной прессе, книги. 
Среди призов и грантов, полученных В.Фоминым - специальный приз "Лучшая в Европе и в остальном мире" за картину, 
представленную на самом престижном конкурсе компьютерной графики, проходившем в 1995г. в Национальном Центре искусств г.Оттава (Канада), 
а также Грант Совета Министров Северных стран в 2001г., выделенный специально для организации его выставки в Норвегии. В этой стране, 
а также  в Финляндии, Германии, Швеции, Америке состоялась 21 персональная выставка Фомина.  Он оригинален и неповторим. Он признан  
за пределами России. Более 350 его работ находятся в частных коллекциях, в галереях и музеях разных стран и 4 русских музеях изобразительных искусств.
    И мне захотелось рассказать нашим читателям о нем, показать мир Владимира Фомина его глазами.  
   Творческая манера Фомина – это  синтез авангардного лубка,  постпримитивизма  и неосюрреализма… 
   Я задаю вопросы художнику:
  
  - Почему вы пишите  в стиле «авангардный лубок»? Откуда пришел этот стиль к вам? Влияние великих мастеров примитивизма?
 
…- Мой стиль продиктован  стремлением к поиску новых форм в искусстве на протяжении всей моей жизни. Мое единственное желание - 
продвинутся в познании древа искусства, открыть свою веточку на этом дереве, создать её неповторимый образ.
   Мой вкус сформировался благодаря самостоятельному изучению культур  разных стран.  
   Я учился в средней полосе России. Там я познакомился с  классическим лубком. Лубок –  народная картинка, особый вид красочной графики. 
В старину эти изображения сопровождались надписями о смысле образов, которые  отличались простотой и доступностью. 
   Я всего лишь привнес в традиционный лубок современные знания изобразительного искусства. Так родился мой стиль. 
Впоследствии добавлялись разные «измы». Это органичный сплав старого и нового, то, что принято называть неопримитивизм 
(от греческого слова – neos, то есть «новый»). В разных странах мира есть свои  классики старого примитивизма.
 Во Франции - П. Гоген и А. Руссо, в Америке - А. Моозес, в России - М. Ларионов, Н. Гончарова. Е. Честняков. Н. Пиросманишвили.  
   Среди  моих современников я не знаю никого, кто работает  стиле, который невозможно отличить от моего собственного. 
Это подтверждают специалисты в области искусства. Значит, рано или  поздно меня начнут копировать. До сих пор я сталкивался 
с неудачными  экземплярами отдельных художников, пытающихся писать под меня. Чтобы писать как я,  надо также мыслить. 
Мои картины больше, чем  стиль или  манера. Они – отражение  индивидуального внутреннего мира, моего естественного образа жизни.        
  
 - У вас несколько серий картин.  Как создавались эти серии? 
 
   - Каждая серия возникла на определенной волне  жизненных обстоятельств и под их влиянием. Я учился в самом сердце России,
 из которого извлечена моя первая серия «Лубок».  
   В вольной Сибири, где я родился и вырос в родном Томске, созданы циклы работ на политические темы. Приехал в Карелию,
в Петрозаводск и на свет появились серии о культах древних вепсов и карел, коренных жителей  этих мест, о дивной архитектуре и природе острова Кижи.   
   Серия «Калевала» связана непосредственно с культурным наследием Карелии и Финляндии.  
   Что касается  норвежской культуры, я пришел к знакомству с ней через сказки Асбъерсена и Му. Странно, но прочитал их только в 19 лет. 
Сравнил с русскими сказками и сказками других народов. Это необъяснимо, наверное,  произошло какое-то таинство. Я вышел на 
тропу вечности, где сливается время в едином потоке, так как через несколько лет мне суждено было создать  серии «Пер Гюнт»  и «Сказки Севера».  
    В 19 лет я подражал Э. Мунку и мечтал побывать на его могиле, что тоже   было предначертано. У меня родилась страсть,
 которую я забрал у него. В жизни я не чувствовал более настоящей  духовной связи, чем родство душ с Э.Мунком  и русским поэтом А. Блоком.  
   Позже я узнал, что автор книги о норвежском художнике  Р. Стенерсен писал о сходстве лиц и странностей характеров Э. Мунка и Л. да Винчи, 
которое отмечал норвежец Пола Гоген, сын одного из моих любимых художников.  С одной стороны я признаю гениальность Л. да Винчи, но  
не вижу в нем большого художника. Однако, отталкиваясь именно от его творчества, я начал работать над серией «Девы, Дамы, Мадонны».
 На мой взгляд, ему удалась  только одна  работа  - «Дама с горностаем». К сожалению,  «Тайная вечеря» Л. да Винчи почти не сохранилась.  
  
   - Как вы работаете? У вас есть свое любимое место и время? Что нужно чтобы появилась новая картина? Образ рождается в голове 
и сразу же его надо перенести на холст или есть эскизы, которые потом долго дорабатываются?
 
   - Стараюсь работать каждый день по много часов. Это придаёт уверенность в мастерстве, рождает чувство внутреннего удовлетворения собой, 
еще большую страсть к написанию  картин.  Не люблю  долго не писать. У меня появляется дискомфорт. Когда пишу картины, не обращаю 
внимания ни на место, лишь бы находиться в полном одиночестве  и в тишине в любое  время года. Люблю утро, потому что можно 
проснувшись и выпив кофе, сразу сесть за мольберт.  
   Позволю себе перефразировать высказывание С. Дали о том, что самая  большая редкость на нашей планете – работать на заказ.  
Это дар Богов, потому что у меня в таких случаях появляется навязчивая  идея. Я сначала вижу законченный образ, а потом делаю 
эскиз и шлифую его до полного соответствия видению. Некоторые эскизы у меня хранятся с 1992-95 годов, а сами картины  ещё не написаны. 
Потому что другие картины рождаются  одновременно с идеями.  
<
  - Серия «Сказки Севера».  Расскажите подробнее о ней. Как родилась идея ее создания? Что хотели сказать этими картинами? Почему Север? 
  …- Хотелось создать что-то красивое и необычное, немного побудоражить скандинавское, северное сознание... У меня получилось. 
На Севере я родился и люблю его писать. Серия посвящена природе и фольклору Норвегии, написана под впечатлением от моих поездок 
по этой стране, встреч с замечательными людьми и книгами.  
    - Где легче быть  художником: в России или на Западе? Почему?
 …- Быть художником в России в настоящее время (я имею в виду профессию) - просто смерти подобно. Русские люди в подавляющей массе 
своей не разбираются в искусстве, не покупают настоящие картины, у них есть потребность только в «дешовке» и «безвкусице»,
откровенном «киче». Культура отсутствует. 
   Конечно, картины покупаются крайне редко в любых странах. Западные художники тоже не могут  зарабатывать себе на жизнь,  
продавая картины. Они вынуждены зарабатывать деньги где угодно, а творчеством заниматься в свободное время. Получается что-то 
вроде хобби. Какие из них артисты по Станиславскому: «жить и умереть на сцене»? Многие пишут  в год не больше 3-5 картин. 
   Вообще, быть настоящим художником - приказ Богов. Поэтому настоящих художников  на земле  очень-очень мало.
  - У всех людей искусства есть МУЗА, которая вдохновляла их на создание шедевров? А у вас есть муза? 
 
   
…- Скорей всего, Муза - это просто сама жизнь. Внутренняя энергия человека, его страсти, его желания скрытые  и  поверхностные. 
 Муза пока имеется!
   - Как вы себя можите охарактеризовать как человека? С вами легко? У вас есть чувство юмора?
 -Со  мной  легко, так как я человек простой в поведении, не  конфликтный, аскетичный, с  чувством юмора у меня всё в порядке.
  - Не хотите ли вы переехать жить в другую страну, например в Норвегию?
    - Я, в принципе, уже не мало проехал по разным странам и общался со слишком многими разными людьми. Я - человек творческий. 
В России жить тяжело экономически. Но зато не скучно. Это точно. Жить  интересно. В Норвегию и, вообще, в Скандинавии  - нет.
 Скорей всего, я бы, наверное, согласился жить в Нью-Йорке или Сиднее.  Просто я там пока не был, а  хорошо всегда там, где нас нет.
   В мире, сотворённом Богом, многие города, разные культуры по-своему красивы и великолепны. Надо верить Ф. Достоевскому - 
 красота спасёт мир. Увы, по-настоящему красивых людей на земле  мало.  
 
 
  | 
 |