| 
 
 
 "Карелия",  http://www.artrussian.com, http://www.artrussian.ru, http://www.vottovaara.ru.  21.09.2006.
 «Калевала» от Филонова до Фомина 
Светлана Орлова 
   В дни работы Конгресса финно-угорских писателей и международного экономического форума состоится 
презентация нового издания «Калевалы», вупущенного издательством «Скандинавия». 
Оформил книгу Владимир Фомин – художник, известный далеко за пределами Карелии.
 Сегодня мы рассказываем о его творчестве и работе над «Калевалой».  
     Выставки этого художника открывают короли, послы,  высокопоставленные чиновники 
и известные деятели культуры. Неизменный атрибут – флаг России, который развевается над галереями
 и музеями мира, когда он выставляется. 
В рейтинге Международного  банка данных современного искусства Владимир Фомин значится
в десятке лучших  современных художников нашей страны и среди 100  гениев мира XX-XXI в.в.
        В 43 года  необычайно яркой творческой жизни Владимир Фомин получил известность 
благодаря  более 25 персональным выставкам, 9 мультимедиа-дискам и 30 Интернет-сайтам, 
сотням публикаций в иностранной и российской прессе, многочисленной полиграфической продукции.
О художнике сняты телевизионные фильмы в России, Финляндии, Германии, Швеции, Норвегии.  
Среди его призов и грантов - специальный приз «BEST OF EUROPE AND THE REST OA THE WORLD» 
за картину «Художник» престижного конкурса компьютерной графики "COREL WORLD DESIGN CONTEST", 
проходившего в 1995г. в Национальном Центре искусств г. Оттава (Канада),  
Грант Совета Министров Северных стран в 2001г.  
           
    После того, как  он выставился в  2002г. в главной галерее Северной Норвегии
 «Gallery Nord-Norge» и Финско-Норвежском институте культуры  г.Осло, его серия «Пер Гюнт» 
объявлена достоянием норвежского народа. В 2004г. выставку в Фолк-Музее, посвященную 100-летию 
норвежско-российских дипломатических отношений, на которой была представлена его картина из этой 
серии, украсившая постоянную экспозицию Музея Г.Ибсена, открывал  король Норвегии.  
     Финляндия - страна, чьим символом национально-культурного возрождения 
стала книга, давно  признала  серию картин Владимира Фомина  по мотивам «Калевалы» уникальной, 
отметив 150-летие создания эпоса персональными выставками  Фомина в музеях Скандинавии.
   «Калевалой» Фомина проиллюстрированы  энциклопедия «Мифология мира» Лондонского 
издательства 2004г. и народный эпос «Калевала» на финском и русском языках «Калевала», 
вышедший  в российском издательстве «Скандинавия» в сентябре 2006г. 
   Творческий подвиг Элиаса Леннрота, соорудившего из древних мифов, народных преданий 
и песен памятник Финляндии в центре исторического фундамента  мировой культуры, по значимости 
приравнен к созданию таких  общечеловеческих ценностей, как древние скандинавская «Старшая  Эдда», 
 греческая «Илиада» и «Одиссея», индийские «Махабхарата» и «Рамаяна». 
    Лавры финского классика  А. Галлен-Каллелы, чьи «калевальские полотна» – 
 сокровища Национального музея Финляндии, не давали покоя сотням  художников из Европы,
 Азии, Африки.  Но славу фольклорного наследия Суоми преумножил русский художник Владимир Фомин, 
создавший около сотни графических и написанных маслом на холсте работ. 
   Во время  беспрецедентного выставочного турне по музеям Финляндии, Швеции и Норвегии в 1999г.
 и позже с его серией «Калевала»  познакомилось более 50 тысяч зрителей.
  
 Она никогда не экспонировалась в Карелии, ставшей поэтической меккой для Леннрота, 
«живым» музеем древнефинской действительности. 
   Сибиряк по рождению (г. Томск 14.01.1963г.) и художник – ювелир по образованию 
(Красносельское ювелирное училище 1989г.), Владимир Фомин с 1992г. живет и работает на Русском Севере,
 в г. Петрозаводске. 
  За это время он создал собственный лубочный сериал: 
"Подарки" (дань поклонения великим творениям и иx создателям – П. Пикассо, С.Дали, Э.Мунку, 
Н.Гумилеву, Я.Сибелиусу и др.);  "Вепсская" (посвящена древним культам вепсов и карел); "Кижи" 
(по мотивам архитектуры острова Кижи); "Мандалы", "Духовная", "Языческая" (на религиозно-философские темы);
 "Девы, Дамы, Мадонны" (женские образы в искусстве); "Сказки Севера" (по мотивам сказок Скандинавии);
 "Фридрих Ницше" (на тему произведения Ф.Ницше “Так говорил Заратустра”). 
   С выходом «Калевалы» в издательстве «Скандинавия» у российского  зрителя вперые 
появилась возможность по настоящему познакомиться с образами, созданными художником.  
У большинства исследователей  эпоса его зрительные образы ассоциируются с типажами, 
придуманными либо Галлен-Каллелой, либо Фоминым.  
  Чтобы оформить Калевалу, ему не пришлось выигрывать несколько конкурсов, 
как А. Галлен-Каллеле, или выдержать прессинг советской цензуры, как П. Филонову.  Над рисунками к
 книге, увидевшей свет в 1933 г., почти два года трудились 13 учеников школы Филонова, лично 
вмешивающегося в этот процесс.  Но не менее широко свою роль редактора понимал полпред СССР 
 в Финляндии, по чьей инициативе была издана «Калевала» тех лет,  он же автор предисловия к ней, 
И.М. Майский. Он настолько вникал в дело иллюстраторов, что, по мнению Филонова, оказался слишком 
придирчивым критиком.  Великий мастер уделял с 1931г. по 1933г.  работе над Калевалой  несколько часов
 в день, однако,  в предисловии к книге об иллюстрациях к ней не было упомянуто ни словом. 
  Фомин считает, что все ранее проиллюстрированные российские издания эпоса относятся к «эконом-классу». 
  “Я вижу "Калевалу", - говорит Владимир Фомин, - “как открытую ладонь того, кто показал мне линии 
жизни на земле.  Моя задача -  рассказать о них изобразительным языком XXI века.
Руны представляются  мне клубком  ассоциаций, который можно  долго раскручивать в цвете, 
мысленных и зрительных образах,  и  все  нити которого тянутся из моей генетической памяти.
     "Калевала" -   правдивая земная сказка, но  идущая  из нутра человеческого, от интуиции 
поколений. Темы рождения и смерти,  жизненной борьбы и сопричастности всего живого космосу - вот то, 
 в чем, как в зеркале,  нашла в ней себя моя душа.” 
   Фомин ждал выхода этой книги 8 лет - с 1998 г., когда впервые экспонировал «калевальскую» 
серию в Финляндии и до сегодняшнего дня, когда она востребована как никогда. 
    «Калевала»  с 40  его иллюстрациями и орнаментами выходит в канун завершения
 персональной выставки художника в Торгпредстве России в Финляндии (г.Хельсинки), на которой 
в 2005-2006.г.г. побывали самые известные персоны, от  президентов и министров, до бизнесменов  разных стран. 
   Его иллюстрации превратили новое издание в шедевр, по мнению, истинных ценителей Калевалы,
 которая продолжает воздействовать на умы людей независимо от временных или территориальных границ.   
   Ведь если вспомнить о сакраменальной сути всех мифов, дошедших до нас из глубины веков, 
то в них всегда заложено пророчество. Тот, кто приобщается к магии слова, становится в ряд духовных
 предводителей общества. Это путь  творцов.  Вслед за Леннротом художник может повторить:
 «Я считаю, что обладаю тем же правом, которым, по моему убеждению, многие рунопевцы считали 
себя обладавшими».  
  «Всем своим творчеством Владимир Фомин утверждает право на интеллектуальное и духовное искусство»,
 - подчеркивали американские специалисты и пресса,  восторженно отзываясь о его персональной выставке 
в Музее Альбина Поласека, включенном в список Национального Регистра Исторических мест США.  
    Она состоялась в 2006г.  в Зале Художников Флориды, где, известный профессор-славянист 
Александр Богуславски, 9 лет читающий лекции своим студентам в университете Орландо о творчестве Фомина, 
также выступил с рассказом о его «калевальской» серии. 
    Газеты  Флориды «Observer»  и «Orlando Sentinel»  писали о том, что  «демонстрация полотен
 восходящей звезды художественного мира России полностью гипнотизирует…», «поражает использованием
 точной, похожей на мозаику техникой,  гармоничными цветовыми сочетаниями, формами, восхитительными  
композициями, ясностью и изяществом образов,  характеризущими его уникальный стиль (авангардистский лубок),
 являющийся   артистическим синтезом традиционных и  популярных направлений живописи».
    Неудивительно, что более 700 работ художника находятся  в Национальных Музеях
 Скандинавских стран и России, в коллекциях художественных галерей и музеев искусств России,
 США, Финляндии, Германии, Швеции, Норвегии и других стран, во многих частных коллекциях мира. 
Он продолжает сотрудничать  известными  галереями, в том числе, с Интернет-галереями "АРТ-ИНФО",
  World Art Network и другими. 
   Занимается благотворительностью. Два года подряд Международный Касный Крест Финляндии
 выпускает многотысячными тиражами полиграфическую продукцию с изображениями героев Калевалы Фомина
 для сбора средств в Фонд помощи пострадавщим от бедствий. 
   В настоящее время художник работает над серией "Флорида" и готовится к 3 персональным выставкам
 в музеях США  в   2007-2008г.г., две из которых будут благотворительными в пользу детей, оставшихся без родителей. 
   Знатоки признают, что творчество Фомина, в основном, относится к такому направлению, 
как неопримитивизм, кроме того, представлено в абстракционизме и сюрреализме.   
Его раннему авангардному лубку  присущи традиционная для "красочной народной картинки" 
яркость красок и лаконичность образов, стильность изысков современной живописи с элементами 
древней финно-угорской орнаментики, декоративность (филигранность и мозаичность) исполнения.  
  В основном, это циклы работ на политико-философские темы, а также на темы детства, уличныx
 торжеств, объединенные общим названием - серия «Лубок». 
   Более поздним произведениям Фомина свойственна предельная заполненность (сделанность) 
пространства, совершенные  пластичные формы и гармоничность цвета. Его творчество глубоко духовно, 
интеллектуально и в то же время оптимистично, заключает в себе добрую иронию по поводу устройства 
мира и человека в нем. 
 
 
  
 
 
  | 
 |