Поздравляем всех, кто считает день 15 октября своим праздником!!!

Октябрь 2000.

Листок ТРИЗОВЦА №2.

“Мышление талантливо тогда, когда оно работает в соответствии с законами внешнего мира.”       (Г.С. Альтшуллер).

15 октября - международный День Тризовца. 15 октября 2000 года автору                    Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) Генриху Сауловичу Альтшуллеру исполнилось бы 74 года.

Из истории ТРИЗ. (Материалы из фонда-архива Г.С.Альтшуллера).gs.gif (9647 bytes)

Генрих Саулович Альтшуллер. 15 октября ему исполнилось бы 74 года. 15 октября тризовцы по всему миру отмечают свой праздник, они отмечают международный День Тризовца. В этот день все вспоминают о нём, об авторе Теории Решения Изобретательских Задач.

...По местному радио прозвучала фраза: “Приезжают поклониться могиле Генриха Альтшуллера, как в Мекку”. Приезжают не только тризовцы, но и те, кто знал Генриха - как писателя-фантаста....

Генрих был Создан для бури на Земле, умело “держал удары”, что свойственно творческой личности. За все приходилось платить, даже за радость в творчестве. Ушел за горизонт...

Альтшуллер был талантливым учителем. Какое это счастье - быть нужным каждому. Многое оставалось за кадром от слушателей, от преподавателей - подготовка каждого занятия, каждого проведенного семинара. Он служил ТРИЗ - 24 часа в сутки.”

(Валентина Николаевна Журавлева).

Из воспоминаний Г.С. Альтшуллера.

“Начало относится к 1946 году, когда я работал в Инспекции по изобретательству ККФ ( Краснознаменная Каспийская Флотилия). Главным поводом была необходимость помочь изобретателям флотилии в решении задач. Патентную помощь я оказывал легко - были материалы по патентоведению, я их проработал (тогда это называлось - "советское изобретательское право"). Но иногда требовалось помочь в решении задачи. Иногда - самому решить задачу. Я подумал, что должны быть какие-то книги, влез в чтение, добрался до служебных фондов публичной библиотеки - я не нашел ничего разумного. Везде ссылки на прирожденные способности, случай, труд... Во всем этом была доля правды, но не вся правда. Даже, если допустить, что это вся правда, выпирал факт: технология крайне неэффективная. И очевидный (как мне казалось) вывод: нужна новая технология, ибо техника развивается закономерно, и именно на эти закономерности надо опираться.

Идея выявления и преодоления ТП (технического противоречия) появилась почти сразу. Довольно быстро вылезли некоторые закономерности (в частности то, что мы теперь называем переходом в надсистему) и приемы (один из первых - изменение агрегатного состояния). Кое-что из химических эффектов...

Хозяйство росло, пополнялись приемы, законы... Но все держалось в голове, я не испытывал необходимости в упорядоченном алгоритме. Кажется, в конце 1948 года или в январе 1949 года я читал лекцию изобретателям флотилии. Готовясь к лекции, составил "возможную последовательность шагов", но тут же подчеркнул, что это не жесткая последовательность.

Переход к первому "алгоритму" произошел в воркутинские годы. Точнее -зимой 1952-1953 года, когда у меня появилась возможность интенсивно работать по ТРИЗ. Весной 1953 года я писал статью, которая послужила основой для статьи, опубликованной в "Вопросах психологии" N 6-1956. Там - первый опубликованный АРИЗ. Любопытно, что там нет шага по определению ИКР (идеальный конечный результат). Считалось, что все время надо видеть направление на идеальное решение. В 1957-1959 годах я много занимался с инженерами...; увидел, что каждый шаг обязательно должен быть записан в алгоритм, иначе его не сделают...”

Редакция благодарит Валентину Николаевну Журавлеву, вдову Генриха Сауловича Альтшуллера, за разрешение использовать материалы фонда-архива Альтшуллера.

Теория решения изобретательских задач, созданная Альтшуллером в России, стала международной. Последние несколько лет в США ТРИЗ используется в науке и для решения инженерных проблем, для создания новых товаров. Такие компании, как Амоко, Проктер энд Гембл, Форд и многие другие используют ТРИЗ для решения комплексных технических проблем. Многие ученики и последователи Альтшуллера практикуют ТРИЗ во всем мире.

Дело, которое начал Г.С. Альтшуллер, не останавливается, оно продолжено его учениками.

Новости ТРИЗ - движения.

В мае проходил детский конкурс Международной Ассоциации ТРИЗ “ТРИЗ - 2000”. Девиз конкурса “Творчество во имя достойной жизни”. На конкурс поступило более 100 работ из 8 городов России. От Петрозаводска участие в конкурсе приняли школы №№ 3, 10, 17, 27, 30, 34 и Республиканский Центр Технического Творчества.

В нашей гимназии Лауреатами стали: коллектив учащихся 9 “Ц” класса и ученицы этого класса Екатерина Еремушкина и Екатерина Михеева (работа Применение методов изобретательства для создания новых рубрик в молодежной прессе”).

Благодарности за участие в конкурсе получили:

1-е (ныне 2-е) классы (учитель Нестеренко А.А.), 2 “б” (ныне 3 “б”) класс (кружок РТВ под руководством Е. Еремушкиной, Н. Каргиновой, А. Корзуниной, Е. Михеевой, 10 “Ц”), 5-е (ныне 6-6) классы (учитель Драган Е.А.); Исаева Анна, 3 “Б” (ныне 5 “А” класс); Агеев Денис, Питерский Виталий, Нестеренко Алексей (10“Ц”), учителя гимназии Алешина О.В., Голицына Н.Б., Драган Е..А., Нестеренко А.А., а также весь коллектив гимназии №30 - за активное участие в конкурсе.

Поздравляем!!!

16-17 августа в Петрозаводске проходила конференция Международной Ассоциации “Творчество во имя достойной жизни”. В работе конференции приняли участие более 40 специалистов из 12 городов (Великий Новгород, Вена, Гомель, Елгава, Минск, Москва, Нижний Новгород, Норильск, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Тула, Чебоксары). Учителя нашей ТРИЗ-лаборатории тоже принимали участие в конференции. С докладами выступили Белова Г.В. и Нестеренко А.А.

В Ангарске появилась тризовская молодежная газета “Сибирский лицей”. Первые номера вы можете найти в нашей школьной библиотеке.

(А.А. Нестеренко).

Из конкурсных работ. Водяной будильник. Исаева Аня, 3 “В” (ныне 5 “А” класс).

osl1.gif (991 bytes)Вариант №1. На одном конце ведерко с водой, а на другом ведерко с грузом. Когда вода выльется из ведерка, груз опустится и заденет ослика, который закричит и разбудит даже тех, кто крепко спит.

osl2.gif (4723 bytes)

Вариант №2. На одном конце ведерко с водой, на другом - ведерко с галькой. Под ведерком с камнями стоит металлическая ванна. После того, как вода выльется, галька начнет падать в ванну, поднимет большой грохот и все проснутся.

Школьные ТРИЗ-новости.

Прошла экскурсия двух тризовских классов: 1 “А” и 10“Ц”. Под руководством старшеклассников малыши искали в природе следы тризовских волшебников: феи Повторинки, феи Новинки и волшебника Дели-Давай.

Задачи - ловушки.                          Алгоритм и примеры ловушек составила Надежда Каргинова

“В корзине лежало сто яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось?”

Многие знают задачи подобного рода, их называют задачами-ловушками. А знаете ли вы как самому можно составить такую задачу? Если нет, но вам хочется узнать, то этот материал для вас.

Цели, для которых создают ловушки.

Ё запутать, сбить с толку;

Ё проверить на психологическую инерцию;

Ё снизить психологическую инерцию;

Ё доказать что-нибудь решателю;

Ё развить творческое воображение;

Ё интересно рассказать о чем-нибудь

“Ловушечные приемы”

Перед вами алгоритм, с помощью которого вы самостоятельно сможете составлять ловушки.

1. Выбери 2 объекта, которые называются одинаково, но имеют разное назначение (ножка стула и ножка курицы.)
  • причиной ее является 1-й объект;
2. Придумай ситуацию, в которой:
  • а “действующим лицом” - 2-й объект.
  • участвуют оба этих объекта;
(Вася сидел и ел курицу. Вдруг сломалась ножка. Почему упал Вася?)

ЖЕЛАЕМ УДАЧИ ПРИ  СОСТАВЛЕНИИ ЛОВУШЕК!!!

.

Задачи для школьников (5 - 9 класс).

Задача 5. Как “надуть” наполовину сдутый шарик, не накачивая туда воздух?

Задача 6. На детской площадке есть лестница, согнутая под углом. Наступила зима, ударили морозы. Станет ли лестница круче?

(Надежда Каргинова).

Перед Вами обещанное в начале номера интервью с нашим бывшим учеником “Ц”-класса Олегом Варфоломеевым.

-Олег, ты учился восемь лет в экспериментальном классе. Какие впечатления остались у тебя от прошедшего времени?

-Самые светлые: ведь всегда остается в памяти все только хорошее, плохое забывается.

-А что именно понравилось?

-Во первых – коллектив. Ведь когда люди занимаются творчеством, с ними интересно общаться. Во вторых – многие уроки были очень интересные. Я не завидую классам, обучающимся по стандартной программе, ведь все предметы у них преподаются одинаково, а поэтому не всегда интересно. А нестандартная программа вносит разнообразие в обучение.

- А что-нибудь из классной жизни?

- Замечательный театр, веселые поездки, вечера.

- Что вспоминать не очень приятно?

-Не знаю, сразу ответить не могу. Разве лишь то, что учиться было достаточно трудно. Я не был отличником, учился плохо.

- Если смог бы, хотел бы и дальше учится в этом классе?

- Да, хотел бы.

- Как, по твоему мнению, закончится эксперимент: удачно или нет?

- Думаю, что удачно. Мне кажется, найден новый метод обучения.

- В школе открыт новый ТРИЗ – класс. Что бы ты хотел пожелать новым тризовцам?

-Терпения и успехов.

-Большое спасибо за интервью! Пожелаем и тебе всего самого хорошего в новой школе.

Интервью брал Д.Стародубцев.

back1.gif (1457 bytes)