Из

Автобус. Петрозаводск. 1910-1920-е г.

 


   Эра автомобильного транспорта началась в городе Петрозаводске с прибытия в него в 1911 г. первого автомобиля. Через несколько лет уже можно говорить о появлении прообразов автомобилей-такси (или даже маршрутных такси). В газете «Олонецкие губернские ведомости» от 9 мая 1915 г. можно прочитать такое объявление:   «АВТОМОБИЛЬ, отпускаю на прокат, по часам и поверстно. 9, 10, 11 мая автомобиль будет ходить с 12 часов на Сулажгору и обратно, желательно компания 5-6 человек. Плата по 1 рублю с персоны. Стоянка у кинематографа, Александровская ул., дом Серого».

 

Началом существования общественного транспорта в г. Петрозаводске можно считать 26 апреля 1918 г., когда частный перевозчик Иван Артемьевич Маминов (крупный судовладелец до революции, управляющий Важинским пароходством, один из авторов проекта дилижансового сообщения между Петрозаводском и Шлиссельбургом 1901 г.) со своими товарищами организовал "автомобильное движение" между вокзалом и городом, нарушив тем самым многолетнюю монополию извозчиков.

Неизвестно сколько просуществовало данное предприятие, поскольку в конце мая один из его организаторов просил исполком Петрозаводского совета выделить спирт для составления смеси из денатурированного спирта и бензина (10 ф. бензина на 1 л. спирта), на которой автобус мог бы ходить дальше. Просьба была продиктована отсутствием бензина на Петрозаводском складе товарищества братьев Нобель. Исполком приказал Олонецкой губернской врачебной комиссии выделять по одному ведру спирта в день в течение месяца. Однако, просьба его осталась без внимания. 14 июня 1918 г. И.А. Маминов просил выделить спирт еще раз, т.к. ответа не получил. Исполком запросил Врачебную комиссию снова, причем подчеркнул, что "только что открытое Маминовым автомобильное движение уже прекращается за неимением в достаточном количестве бензина, и это, в свою очередь отражается на экономическом благосостоянии граждан, обрекаемых на непомерную переплату денег извозчикам в отсутствии автомобилей обслуживающих публику по удешевленным ценам...

Врачебная комиссия отвергла просьбу исполкома, так как денатурированного спирта не, т.к. на складе не имелось спирта такой денатурации, который был бы пригоден для моторов. В 1918 г. многие частные автомашины, например пассажирский автомобиль акционерного общества "Стабо" и др., были реквизированы государством. Бюро автомобильного транспорта при Олонецком губернском совете рабочих и солдатских депутатов просило 25 октября 1918 г. Олонецкий губернский Совет народного хозяйства "в виду крайней нехватки в грузовиках... реквизировать имущество, состоящее из 1 обнибуса (так в тексте - А.С.) системы Бюсссин (по-видимому, Bussing?) и 1 полугрузовика Бразье с инструментом и принадлежностями у гр. Маминова" и видимо, в это время перевозки уже не осуществлялись.

Также, в июле 1918 г. было организовано трудовое товарищество для обслуживания общественных нужд г.Петрозаводска Ивана Осиповича и Ивана Ивановича Архиповых - они имели легковой автомобиль фирмы Бенц на 8х20 корпус торпеда на 6 мест для общественных нужд города Петрозаводска и видимо, осуществляли некоторое время перевозки по заказам жителей города.

В начале 1920-х гг. Карельское управление местного транспорта (КУМТ) организовал курсирование автомобилей между вокзалом и Гостиным Двором:

Карельское управление местного транспорта (КУМТ) доводит до сведения граждан, что ввиду малочисленности едущих из города до ст. Петрозаводск к отходящим поездам пассажиров, на курсирующем грузопассажирском автомобиле, последний с 20 июня с.г. будет подаваться к петрозаводскому и мурманскому поездам. Желающие получить легковой автомобиль для отъезда к отходящим поездам, могут затребовать по телефону КМТА 049 или по личному заявлению с 10 час. утра до 4 час. дня. Плата за проезд на легковом автомобиле до 4 человек от города до ст. Петрозаводск 400 руб. дензнаками образца 1922 г.

Карельская Коммуна. 1922. 21 июня.

На линии ходил автобус «Mannesman-Mulag» - 3-х тонный грузовик со съемными скамейками на 25 мест. Госномера тогда автомобили Карельского управления местного транспорта (Картранса) не имели, идентифицировался по номеру двигателя - 4554. Автомобиль был получен 10 ноября 1921 года из Финляндии.

Рейсы определялись приходом пассажирских поездов на станцию Петрозаводск - машина отправлялась за 2 часа до отхода поезда. Машрут шел от Гостиного двора (напротив "Триумфа") по Карла Маркса, Онежской набережной, проспекту Ленина по шоссе 1 Мая на вокзал.

Остановки: Гостиный двор (стоянка 15 мин.), угол пр. К. Маркса и Онежской набережной (5 мин.), угол. пр. Ленина и Онежской набережной (5 мин.), угол пр. Ленина и Садовой (8 мин.), угол Большой Закаменской и пр. Ленина (2 минуты). Допускались остановки по требованию, но с учетом прибытия автобуса за час до отхода поезда.

За 10 минут до прихода поезда автомобиль подавался на посадку пассажиров. Шел также, остановки по требованию пассажиров. При наличии пассажиропотока автомобиль мог совершить второй рейс, но при условии оплаты всех мест или багажа.

Цена проезда, как уже отмечелось выше - составляла 50 коп. для пассажиром с багажом до 1 1/2 пуда, свыше - 1 рубль.

Была и другая схема маршрута (неизвестно, применялась ли) - автобус выходил в 4-30 от Угольной улицы, шел к Гостиному двору, в 4-55, стоял 35 минут и шел далее - на вокзал с остановками на углу ул. Жуковской и Левашовского быльвара и углу пр. Ленина и Б. Закаменской.

Легковым автомобилем, по-видимому мог быть "Остин" (на 4 места).

К августа 1922 года рейсы по перевозке на вокзал пассажиров и багажа были прекращены, так как извозчики, встревоженные появлением на линии конкурента, сразу снизили свои цены.

 

В 1926 г. в городе осуществлялись перевозки пассажиров (в основном, заказные и служебные) со станции Петрозаводск до центра города, в движении существовали перерывы. К 1927 г. движение автобусов стало более-менее регулярным - автобусы и автомобили перевозили пассажиров от железнодорожного вокзала к недавно открытой комунальной гостинице и обратно. Неизвестно, было ли это подобием нынешнего бесплатного трансфера или нет (скорее всего плата с клиентов гостиницы за проезд в автобусе все же бралась). Служебные перевозки осуществляла государственная организация - преобразованное из Дорожным отдела Центрального управления коммунального хозяйства при НКВД - карельское управление местного транспорта (сокращенно Кармес или КУМТ, позже - Карелдортранс). В его подчинении было крупнейшее тогда автохозяйство - автогараж Кармеса - 19 автомобилей, он ведал не только пассажирскими, но и грузовыми автогужевыми перевозками и дорогами (в этом отношении оно брало начало от существовавших еще раньше губернского транспортно-материального отдела и губтрамота Карельской Трудовой Коммуны конца 1918-1920-х гг.). Подчинялся Кармес - по линии обслуживания местных дорог - ЦИКу и Совнархозу, по обслуживанию дорог центрального подчинения - ЦУМТу РСФСР (центральному управлению местного транспорта). В круг обязанностей КУМТа, как и его предшественника Доротдела, входила и организация автолиний по грунтовым дорогам по всей республике. в городе Петрозаводске движение было открыто 1 декабря 1927 г.  

Движение осуществлялось по маршруту: Гостиный двор – пр. К. Маркса – пр. Ф. Энгельса – пр. Ленина – шоссе 1 Мая – Железнодорожный вокзал пять раз в день до 7 часов вечера. Плата за проезд составляла 50 коп. за весь путь. Автобус представлял собой обычный грузовик с обтянутым черной пленкой кузовом, внутри которого были установлены две скамейки. На первых порах автобус останавливался по требованию пассажира в любом месте по маршруту движения, позже появились оборудованные остановки. Одним из организаторов автобусного движения в г. Петрозаводске был старейший автомобилист города Павел Александрович Кисловский. Первыми водителями автобусов были шоферы Н.Ф. Ильин, Михаил Федорович  Ласточкин, В.А. Митрофанов и А.И. Мухин.

С 11 декабря 1927 г. автобус курсировал до 8 часов вечера в будни, до 10 часов вечера в праздники (Красная Карелия. 1927. 17 декабря).

В 1926-1928 г. на линии курсировал один автобус. Линия работала по расписанию до 8 часов вечера. В мае 1928 г. Кармес идя навстречу населения установил автобусную линию пристань — вокзал.

В 1929 г. с 12 часов на линии курсировало

2 автобуса.

 

В феврале 1929 г. Карельское управление местного транспорта организовало автобусное сообщение с Соломенным по льду Онежского озера. В апреле 1929 г. – открылась линия станция Голиковка – больничный городок на Военной улице, позже, в этом же году - станция Голиковка – Гостиный двор.

  17 мая 1929 г. было создано Автотранспортное предприятие АКССР «Автотранспорт», оно находилось в заведовании КУМТа, было хозрасчетным. 7 мая 1930 г. оно было преобразовано в трест местного значения «Карелавто»

В уставе организованного закреплялось, что он имеет своей задачей выполнение в пределах Карельской АССР автогужевых перевозок, связанных в том числе и с перевозкой пассажиров. Трест осуществлял автобусное движение в городе по одной линии – станция Петрозаводск – Пристань. Городские линии обслуживали 7 автобусов на 141 пассажирское место. В 1931 г. существовали 2 главные постоянные линии - вокзал - Гостиный двор и ст. Голиковка - Гостиный двор. Движение осуществлялось примерно раз в час. Были и еще 2 линии (тогда считались загородными) - до д. Сулажгора и зимняя линия на Соломенное - но движение по ним было непостоянным.

В 1931 г. «Карелавто» уже обладало парком в 11 машин, однако на линию выходило ежедневно от 2 до 3 автобусов, так как часть постоянно находилась в ремонте (каждая из них прошла к 1931 г. свыше 50 км каждая, а денег на новые не было). Планировалось построить новый гараж на месте слесарной мастерской.

C 1931 г. согласно постановлению СНК КАССР от 9 октября 1931 г. трест Карелавто осуществлял пасажирские перевозки по республике, а перевозками по Петрозаводску занимался Петрозаводский горсовет.

 

Литература:

Александров И. Первая автобусная линия // Ленинская правда, 1957, 20 января.

Александров И. Один и тысяча // Север, 1968, №4.

Пашков А.М. Филимончик С.Н. Петрозаводск, Спб, Звезда Петербурга, 2001 – с.88.

Петрозаводск: 300 лет истории: Документы и материалы. Кн. 3. – Петрозаводск, Карелия, - с.127, 538.

 

На главную страницу