Вопрос о
строительстве трамвая в г.Петрозаводске не раз обсуждался как в официальных
кругах – на пленумах горсовета, заседаниях коммунального отдела, так и в
широких слоях общественности, в том числе и в прессе. Лишь только в конце
1940-х гг. ХХ в. согласно генеральному плану г.Петрозаводска приоритетным
направлением развития электротранспорта стало строительство не трамвая, а
троллейбуса*.
В статье в газете «Собрание
социал-демократов» от 3 мая
В
Рост безработных в нашем городе, с постепенным
расширением демобилизации армии, естественно выдвигает вопрос об организации
общественных работ. С весны, конечно, начнется постройка жилищ, недостаток
которых столь остро ощущается за последнее время. Пока же городской думе
следовало бы подумать о немедленном проложении трамвайного пути к вокзалу,
конного или электрического в зависимости от состояния нашей электрической
станции.
Если принять во внимание наличность огромного
движения пассажиров и железнодорожных служащих с вокзала в город, то даже с
коммерческой стороны расходы по оборудованию трамвая быстро окупятся. А о
выигрыше населения, переплачивающего огромные суммы извозчикам, разумеется, не
приходится писать.
В докладной записки исполняющего должность городского
инженера о проекте застройки г.Петрозаводска от 8 мая
В
протоколе заседания Президиума Петрозаводского городского совета от 20 января
В протоколе совещания при горкоммунотделе исполкома
Петрозаводского городского совета по вопросу рассмотрения схемы планировки
г.Петрозаводска 15 июня
27 декабря
Имея в виду возможность получения городом в
Проекту строительства трамвая в Петрозаводске была
посвящена статья в газете «Петрозаводску нужен трамвай. В порядке обсуждения» -
от 27 февраля
«Столица нашей
республики – Петрозаводск растет и ширится с каждым годом. Быстро увеличивается
население, в связи с застройкой новых районов (Древлянка, Кукковка,
Перевалочная, Петушки, Соломенское шоссе и т. д.) возрастает протяженность
города, а следовательно и потребность во внутригородском транспорте.
В этих условиях, на мой взгляд, назрел вопрос о постройке в
Петрозаводске в третьей пятилетке электрического трамвая.
Существующий сейчас
в городе пассажирский автотранспорт является весьма дорогим и несовершенным
видом транспорта (малая вместимость, неэкономичность, зависимость от наличия
горючего, авторезины и т. п.)
Размер капитальных вложений на постройку трамвая (примерно
4,5 миллиона рублей) вряд ли превысил бы трехлетнюю сумму затрат на содержание
ныне функционирующего автобусного парка. Такова экономическая сторона вопроса.
С точки зрения технических возможностей проблема трамвая не
представляет особых трудностей. Наличие постоянного тока требуемых параметров
(450 вольт) обеспечивает потребности трамвая без постройки специальной
подстанции или выпрямителя. Потребуется лишь некоторая разгрузка станций,
дающих постоянный ток, от снабжения электроосветительной сети.
Требуемая мощность – 300 киловатт (10 вагонов по 15
киловатт – для центральных линий и 6 вагонов по 25 киловатт – для Соломенской
линии) также может быть обеспечена без особого труда существующими станциями.
Если еще учесть, что этот расчет сделан мной на коэффициент одновременности,
равный единице, - чего практически никогда не бывает, - то потребное количество
энергии для трамвая в состоянии дать даже 1 городская ГЭС.
Возможными
магистралями первой очереди могут быть: а) вокзал – центр – Петушки и б) центр
– Соломенное. С доведением же числа вагонов до 20, потребность населения города
и его пригородов может быть целиком удовлетворена.
В ночное время линии, с помощью грузовых прицепов, могут с
успехом быть использованы для переброски грузов, что также дает большой
экономический эффект.
В подтверждение правильности моих доводов сошлюсь на опыт
города Винницы (Украинская ССР). Трамвайное хозяйство этого города имеет 12
моторных вагонов. Днем линию обслуживает дизельная станция мощностью в 240
киловатт, а в ночное время ее потребности удовлетворяются мотором-генератором
мощностью всего в 150 киловатт.
Считаю, что городской совет должен детально обсудить вопрос
о возможности постройки в Петрозаводске электрической железной дороги
(трамвая).
Красная
Карелия. 1939. 27 февраля.
Будущее
городского электротранспорта в послевоенные годы обсуждалось на совместном
заседании исполкома Петрозаводского горсовета и горкома КП(б) КФССР 9-10 марта
И в
2000-е годы появляются статьи (конечно, не без доли шутки), с предложениями
пустить трамвай в нашем городе «А не пустить ли трамвай?.. Проблема городского
транспорта - беда не только Петрозаводска. Как отмечают специалисты, несмотря
ни на что, подавляющее большинство предприятий общественного транспорта в мире
(а не только у нас) убыточны. Не посмотреть ли нам на проблему с другой
стороны. В России 60 городов, где ходит трамвай. В Германии - 56. В Лондоне
только в 2000 году открыто
Александр КОМАРОВ-0» (Интернет-версия газеты «Северный
курьер». 2003. 5 ноября. Выпуск №176 (391) http://www.kurier-online.ru/politica/view4436.html
)
А «призрак не родившегося трамвая», видимо, до сих пор
«бродит» по улицам города, потому что время от времени появляются «известия»,
вроде такого: «В феврале (
В свою очередь, нельзя не
констатировать, что у шансов на появление трамвая в городе нет. Если
даже не говорить о финансовых проблемах, в городе нет перспективных направлений
с пассажиропотоком при котором строительство трамвая (точнее, скоростного
трамвая, так как систему «обычного трамвая» строить в любом случае
неперспективно) было бы выгодно и целесообразно. То же самое можно сказать и о
любом другом городе Карелии (кроме г.Петрозаводска, проект строительства
трамвая в 1930-е гг. был в г.Медвежьегорске), где перспективы появления любого
вида электротранспорта весьма туманны.
Был бы интересен также проект строительства трамвайной ли
иной рельсовой системы для набережной города и находящегося рядом парка
культуры. На взгляд автора, трамвай-кафе на берегу Онежского озера вписался бы в
современный облик набережной, особенно если бы парковая система был
действующей. Однако такого рода «проекты», увы, также бесперспективны.
* На протяжении всей истории Карелии, лишь один город (и то входивший в ее состав на очень непродолжительное время) обладал таким видом электротранспорта, как трамвай. Это Выборг (Виипури), с 1940 по 1944 гг. входивший в состав Карело-Финской ССР. См. статью о выборгском трамвае в 1940-1941 гг. в местной карельской газете «Ленинское Знамя». Проект же трамвая-интерурбана Медвежьегорск-Повенец по ряду причин не был реализован (См. беломорская трибуна. 1935. 7 мая).