Трамвай. Город Петрозаводск

 


Вопрос о строительстве трамвая в г.Петрозаводске не раз обсуждался как в официальных кругах – на пленумах горсовета, заседаниях коммунального отдела, так и в широких слоях общественности, в том числе и в прессе. Лишь только в конце 1940-х гг. ХХ в. согласно генеральному плану г.Петрозаводска приоритетным направлением развития электротранспорта стало строительство не трамвая, а троллейбуса*.

 


В статье в газете «Собрание социал-демократов» от 3 мая 1917 г. содержится упоминание о предвыборной программе социал-демократов, в которой содержится и обещание построить трамвай: «30 апреля в помещении мужской гимназии состоялось первое общее собрание местной социал-демократической организации. Собралось до 200 лиц, преимущественно рабочих… Тов Гершанович прочел доклад о партийности и выборах в городскую думу. Докладчик высказывается за выставление при выборах определенной демократической платформы следующего содержания: внешнее благоустройство города, в особенности в районе Голиковки, постройку бани, народного дома, проведения трамвая к вокзалу…» (Известия Петрозаводского комитета общественной безопасности. 1917. 3 мая. Опубл.: Петрозаводск. 300 лет истории: Документы и материалы. Кн.3. Петрозаводск, Карелия, 2003, с.101.) В протоколе общего собрания членов Петрозаводской организации РСДРП по вопросу о выборах в городскую думу от 23 мая 1917 г. также содержаться сведения об этой программе: «Выступает т. Соловьев с докладом о предстоящих выборах в городскую думу и в связи с этим о тактике местной социал-демократической партии во время избирательной компании… Тов Соловьев выдвигает развитую муниципальную программу… Он указывает на самые неотложные нужды города: постройка общественной бани, водопровода, народного дома, устройство приличной общественной библиотеки-читальни, городской аптеки, конки или трамвая до вокзала…» (Опубл. в: Петрозаводск. 300 лет истории: Документы и материалы. Кн.3. Петрозаводск, Карелия, 2003, с.102.)

В 1918 г. в газете Известия Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов от 23 февраля была помещена статья «О трамвае»:

 

Рост безработных в нашем городе, с постепенным расширением демобилизации армии, естественно выдвигает вопрос об организации общественных работ. С весны, конечно, начнется постройка жилищ, недостаток которых столь остро ощущается за последнее время. Пока же городской думе следовало бы подумать о немедленном проложении трамвайного пути к вокзалу, конного или электрического в зависимости от состояния нашей электрической станции.

Если принять во внимание наличность огромного движения пассажиров и железнодорожных служащих с вокзала в город, то даже с коммерческой стороны расходы по оборудованию трамвая быстро окупятся. А о выигрыше населения, переплачивающего огромные суммы извозчикам, разумеется, не приходится писать.

 

В докладной записки исполняющего должность городского инженера о проекте застройки г.Петрозаводска от 8 мая 1923 г. содержится такое упоминание о проекте трамвая: «…По середине между шоссе 1 мая и озером намечена параллельно озеру главная улица. Эта улица будет иметь соединение со старым городом с Садовой ул. и таким образом получится почти прямая, разделяющая и старый и новый город на две почти равные части. Особенных уклонов и подъемов по этой линии не имеется, что представляет удобство для прокладки центрального маршрута трамвая…»(См. фонд Национального архива РК (НА РК), ф.Р-689(Президиум Верховного Совета КАССР), оп.10, д.1/6, л.200-201.) 

 

В протоколе заседания Президиума Петрозаводского городского совета от 20 января 1926 г. содержаться сведения об рассмотрении проекта трамвая: «Отношение С-З Электроплана от 7 января за № 3275 по вопросу об устройстве трамвая. Постановили: 9. Вопрос передать на обсуждение Коммунальной секции.» (НА РК, ф.Р-460(Петрозаводский городской совет), оп.1, д.14/171, л.4об.) В протоколе президиума Петрозаводского городского совета от 25 февраля 1927 г. содержаться сведения о проекте открытия конки: «Слушали: 15. Заявление Кротова о разрешении ему открыть в Петрозаводске коночного движения. Постановили 15. Против открытия коночного движения не возражать…» (НА РК, ф.460, оп.1, д.14/173., л. 183.)

В протоколе совещания при горкоммунотделе исполкома Петрозаводского городского совета по вопросу рассмотрения схемы планировки г.Петрозаводска 15 июня 1930 г. критично оценивается  проект устройства трамвая в г. Петрозаводске: «Слушали: Докладчик т. Кларк указывает, что проект планировки г.Петрозаводска составлен на основании инструкции НКВД о планировке городов. Представляемая совещанию схема планировки г.Петрозаводска не является окончательной… Цель данного совещания внести коррективы в вышеуказанную схему... Докладчик далее останавливается на историко-экономических условиях жизни города... Подъездные пути спроектированы с учетом увязки вокзала с общественной пристанью. Трамвай не рентабелен при малом количестве жителей…» (НА РК, ф.Р-460, оп.1, д.16/184, л.348-348об.)

 

27 декабря 1930 г. на пленуме Петрозаводского городского совета начальник 2-го эксплуатационного района Мурманской ж.д. предлагал следующее: Автобусное движение между станцией и городом нельзя признать удовлетворительным: мало автобусов на этой линии, большие промежутки между прибытием и отправлением, а также часто наблюдаются перерывы движения на несколько часов, отсутствие труддисциплины среди персонала, обслуживающего автобусы.

Имея в виду возможность получения городом в 1931 г. дешевой энергии от Кондопожской гидроэлектростанции, было бы вполне целесообразным заменить автобусное движение – трамвайным, использовав трамвай не только для перевозки пассажиров, но и грузов, что дало бы возможность обслужить рельсовым путем ту часть города Петрозаводска, которую не в состоянии будет обслужить проектируемая ветка на озеро… (См. НА РК, ф.р-460, оп.1, д.16/188, л.82).

 

Проекту строительства трамвая в Петрозаводске была посвящена статья в газете «Петрозаводску нужен трамвай. В порядке обсуждения» - от 27 февраля 1939 г. :

 «Столица нашей республики – Петрозаводск растет и ширится с каждым годом. Быстро увеличивается население, в связи с застройкой новых районов (Древлянка, Кукковка, Перевалочная, Петушки, Соломенское шоссе и т. д.) возрастает протяженность города, а следовательно и потребность во внутригородском транспорте.

В этих условиях, на мой взгляд, назрел вопрос о постройке в Петрозаводске в третьей пятилетке электрического трамвая.

Существующий сейчас в городе пассажирский автотранспорт является весьма дорогим и несовершенным видом транспорта (малая вместимость, неэкономичность, зависимость от наличия горючего, авторезины и т. п.)

Размер капитальных вложений на постройку трамвая (примерно 4,5 миллиона рублей) вряд ли превысил бы трехлетнюю сумму затрат на содержание ныне функционирующего автобусного парка. Такова экономическая сторона вопроса.

С точки зрения технических возможностей проблема трамвая не представляет особых трудностей. Наличие постоянного тока требуемых параметров (450 вольт) обеспечивает потребности трамвая без постройки специальной подстанции или выпрямителя. Потребуется лишь некоторая разгрузка станций, дающих постоянный ток, от снабжения электроосветительной сети.

Требуемая мощность – 300 киловатт (10 вагонов по 15 киловатт – для центральных линий и 6 вагонов по 25 киловатт – для Соломенской линии) также может быть обеспечена без особого труда существующими станциями. Если еще учесть, что этот расчет сделан мной на коэффициент одновременности, равный единице, - чего практически никогда не бывает, - то потребное количество энергии для трамвая в состоянии дать даже 1 городская ГЭС.

Возможными магистралями первой очереди могут быть: а) вокзал – центр – Петушки и б) центр – Соломенное. С доведением же числа вагонов до 20, потребность населения города и его пригородов может быть целиком удовлетворена.

В ночное время линии, с помощью грузовых прицепов, могут с успехом быть использованы для переброски грузов, что также дает большой экономический эффект.

В подтверждение правильности моих доводов сошлюсь на опыт города Винницы (Украинская ССР). Трамвайное хозяйство этого города имеет 12 моторных вагонов. Днем линию обслуживает дизельная станция мощностью в 240 киловатт, а в ночное время ее потребности удовлетворяются мотором-генератором мощностью всего в 150 киловатт.

Считаю, что городской совет должен детально обсудить вопрос о возможности постройки в Петрозаводске электрической железной дороги (трамвая).

Инженер-энергетик И. Матвеев»

Красная Карелия. 1939. 27 февраля.

 

Будущее городского электротранспорта в послевоенные годы обсуждалось на совместном заседании исполкома Петрозаводского горсовета и горкома КП(б) КФССР 9-10 марта 1945 г. . Архитекторы ГИПРОГОРа, предлагая новый генеральный план Петрозаводска, предлагали в качестве основного вида транспорта на послевоенные годы трамвай, однако большинство членов горсовета высказались против, считая его экономически невыгодным. Того же мнения придерживались главный инженер Северной точки и начальник Управления по делам архитектуры КФССР, присутствовавшие на заседании. Итоговое решение исполкома Петрозаводского горсовета и бюро горкома КП(б) КФССР об утверждении схемы генерального плана г.Петрозаводска от 10 марта 1945 г.: «Исполком городского совета решает:1. Схему генерального плана, разработанную ГИПРОГОРом, в представленном им объеме одобрить. 2. Подтвердить следующие принципиальные установки проекта: 3. Учесть в дальнейшей стадии проектирования следующие замечания и поправки: в) считать основными видами городского транспорта на расчетный период не трамвай, а троллейбус и автобус… Председатель исполкома Петрозаводского горсовета депутатов трудящихся Степанов; Секретарь Петрозаводского горкома КП(б) Карело-Финской ССР Андропов» (См.: НА РК, ф.Р-460, оп.1, д.471, л.173-179.)

 

            И в 2000-е годы появляются статьи (конечно, не без доли шутки), с предложениями пустить трамвай в нашем городе «А не пустить ли трамвай?.. Проблема городского транспорта - беда не только Петрозаводска. Как отмечают специалисты, несмотря ни на что, подавляющее большинство предприятий общественного транспорта в мире (а не только у нас) убыточны. Не посмотреть ли нам на проблему с другой стороны. В России 60 городов, где ходит трамвай. В Германии - 56. В Лондоне только в 2000 году открыто 28 километров линий трамвая с объемом перевозок 25 миллионов пассажиров. Лондонцы намерены построить еще 50 километров трамвайных путей. Увеличивается протяженность городской "железки" в Париже, Страсбурге, Гренобле. Казань, Пермь, Ульяновск, Волгоград, Пенза - тоже с трамваями. Да что говорить - в Архангельске, у наших соседей, по берегам Двины бегает трамвай. Может быть, трамвай в Петрозаводске - это выход из положения?

Александр КОМАРОВ-0» (Интернет-версия газеты «Северный курьер». 2003. 5 ноября. Выпуск №176 (391) http://www.kurier-online.ru/politica/view4436.html )

 

А «призрак не родившегося трамвая», видимо, до сих пор «бродит» по улицам города, потому что время от времени появляются «известия», вроде такого: «В феврале (2003 г.) Усть-Катавский вагоностроительный завод должен изготовить 6 трамвайных вагонов. В рамках реализации Федеральной программы развития Калининграда и Петрозаводска (!) завод примет участие в обновлении трамвайного парка этих городов. 21.02.2003. Урал-пресс-информ, Regions.ru и др. информационные агентства». Нельзя также не упомянуть появляющиеся в последнее время созданные неизвестными лицами сайты никогда не существовавшего петрозаводского трамвая.

В свою очередь, нельзя не  констатировать, что у шансов на появление трамвая в городе нет. Если даже не говорить о финансовых проблемах, в городе нет перспективных направлений с пассажиропотоком при котором строительство трамвая (точнее, скоростного трамвая, так как систему «обычного трамвая» строить в любом случае неперспективно) было бы выгодно и целесообразно. То же самое можно сказать и о любом другом городе Карелии (кроме г.Петрозаводска, проект строительства трамвая в 1930-е гг. был в г.Медвежьегорске), где перспективы появления любого вида электротранспорта весьма туманны.

Был бы интересен также проект строительства трамвайной ли иной рельсовой системы для набережной города и находящегося рядом парка культуры. На взгляд автора, трамвай-кафе на берегу Онежского озера вписался бы в современный облик набережной, особенно если бы парковая система был действующей. Однако такого рода «проекты», увы, также бесперспективны.


На главную страницу



* На протяжении всей истории Карелии, лишь один город (и то входивший в ее состав на очень непродолжительное время) обладал таким видом электротранспорта, как трамвай. Это Выборг (Виипури), с 1940 по 1944 гг. входивший в состав Карело-Финской ССР. См. статью о выборгском трамвае в 1940-1941 гг. в местной карельской газете «Ленинское Знамя». Проект же трамвая-интерурбана Медвежьегорск-Повенец по ряду причин не был реализован (См. беломорская трибуна. 1935. 7 мая).