г. Петрозаводск. Городской общественный транспорт. Проекты маршрутов,
предложения
Троллейбус
В 1935 г. генеральным планом
планировки и социалистической реконструкции Петрозаводска, рассчитанным на
25-30 лет, предполагалось строительство 2 троллейбусных линий: 1) от старого железнодорожного
вокзала до проектируемого нового вокзала (на Голиковке), 2) от промышленной
зоны по проспекту К. Маркса к Дому правительства до нового вокзала, а затем по
пр. Урицкого к промзоне. (Красная Карелия. 1935. 26 сентября).
Конец 1940-х
гг. один из первых проектов троллейбуса от старого вокзала до северной точки -
по К. Маркса, пл. Ленина и ул. Энгельса.
1959 г. проект линии
троллейбуса до аэропорта в Песках.
1961 г. проектируемая 3
линия троллейбуса: Кукковка – Урицкого – Гористая – Антикайнена – рынок, 4-й
линии: по шоссе 1 мая – Мелентьевой – Соломенскому ш. до Заводской.
1962 г. проект пуска в 1963 г. троллейбуса на
Кукковку (старую).
1962 г. – проект
строительства троллейбусной линии в 1964 г. от шоссе 1 Мая вниз по ул. Мелентьевой
до северной промышленной зоны («Тяжбуммаш», ДСК, КСК).
Конец 1960-х
гг. – проект создания линии троллейбуса до Шуи.
1966 г. – проект
строительства троллейбусного маршрута №4
от телецентра до Соломенного. Об этом см. статью директора
Петрозаводского троллейбусного управления И. Макарова.
Решением № 68 от
7 февраля 1967 г. О трассе 4 маршрута троллейбуса Исполком
Петрозаводского городского совета решил в соответствии с транспортной схемой
генплана г. Петрозаводска разработанной институтом «Ленгипрогор» утвердить
трассу 4 маршрута троллейбуса по
следующим улицам: от телецентра по ул. Гоголя, ул. Красноармейской, пр. Ленина,
ул. Куйбышева, ул. Военной, Соломенскому ш. до ДСК…
Середина
1970-х гг. - планировалось продлить маршрут №4
(ул. Курганская – ул. Ленинградская) по Октябрьскому пр. до завода
"Тяжбуммаш" (до ул. Достоевского). Так, в интервью прессе начальник
троллейбусного управления г. Петрозаводска И.В. Романов – отмечал, что
продолжить маршрут по проспекту до завода «Тяжбуммаш» мешает линия
электроэнергии высокого напряжения. Требуется найти способ защиты контактной
сети от влияния ЛЭП. Необходимо было и строительство тяговой подстанции. Эти
проблемы и предполагалось решить к концу 1976 г. (не решена до сих пор).
Ленинская правда. 1975. 2
ноября., см. также интервью ревизора по безопасности движения ТУ Б. Обухова
– Ленинская правда. 1975. 19 января.
18 августа 1970 г. в письме
Петрозаводского троллейбусного управления в постоянную комиссию Петрозаводского
городского совета по транспорту и связи предлагалось пустить троллейбус от пл.
Гагарина до Соломенского ш. через ул. Московскую.
Начало 1980-х гг. проект линии до Южной промышленной
зоны – обсуждался на заседаниях исполнительного комитета Ленинского районного
совета и комиссий Петрозаводского городского совета.
В конце 1990-х
гг. проект создании кольцевой линии троллейбуса (пр. Ленина - вокзал – ул. Ровио
- улица Лыжная – ул. "Правды" - площадь Кирова – пр. Ленина) от
которой бы лучами шли линии в микрорайоны. (См. об. этом интервью с А.М.
Склярским (в то время зам. мэра г. Петрозаводска) в газете «Карелия» от 18
сентября 2003 г.).
С 1988 г. – в связи со
строительством линия на Перевалку и Древлянку упоминался т.н. «маршрут №10».
2000-е гг. -
линия по пр. Лесному в район Железнодорожного поселка и далее на Сулажгору с
соединением с линией, которая прошла проектируемому путепроводу в створе ул.
Достоевского. Установлены столбы от ул. Чапаева до радиозавода. Скорее всего в
ближайшее десятилетие осуществлена не будет.
24 июня 2004 г. был открыт маршрут
№7 «Ключевая-Кукковка». В связи с постройкой линии по ул. Лыжной в ряде
сообщений средств массовой информации указывалось, что это «позволяет в
перспективе организовать сообщение Кукковки с центром города через ул.
Калинина». (См. Курьер Карелии. 2004. 25
июня).
Проект троллейбусной линии, связывающей микрорайоны
Кукковка и Древлянка. На дороге, строительство которой предполагается в 2005 г., будут сразу
установлены троллейбусные опоры. (Такие опоры уже установлены по Лесному пр. от
радиозавода до Лососинского ш. и по ул. Чапаева от Лесного пр. до линии ж.д.).
Ориентировочно начало реализации проекта – в конце 2007 г.
Глава
администрации г. Петрозаводска в 2003
г., называя приоритетным в развитии городского
транспорта строительство троллейбусных линий, упоминал также о проекте
строительства троллейбусной линии до Соломенного.
В
предновогоднем послании гражданам Петрозаводска глава местной администрации
города В.Н. Масляков пообещал, что в 2005 г. будет пущен троллейбус на Перевалку
(т.е. до верхнего кольца по ул. Чапаева), а также пущен троллейбус по ул.
Заводской. Учитывая, что депутатами Петрозаводского городского совета средства,
отпущенные на строительство линии на Перевалку и Древлянку и поддержку
Троллейбусного управления перераспределены на другие проекты, вероятность
осуществления данных проектов очень низка.
По информации
печатного издания «Дом» от14 марта 2005 г. глава Республики Карелия С.Л.
Катанандов в своей Интернет-конференции отметил, что в 2007 г. будет сдана в
эксплуатацию троллейбусная линия по ул. Чапаева и Университетской до
студенческого городка Петрозаводского государственного университета.
2006 г. – проект продления
маршрута № 3
по ул. Заводской до ДСК, в сентябре осуществлялись пробные рейсы с целью
изучения целесообразности этого решения.
В связи со
строительством линии по Лесному пр. до Лососинского ш. прорабатывались следующие
проекты маршрутов троллейбуса: № 9 Троллейбусное управление – ул.
Московская - наб. Варкауса - пр. Ленина – пл. Гагарина – ул. Чапаева -
Лососинское ш.; № 1а
пл. Кирова – ул. «Правды» - ул. Луначарского – ул. Куйбышкева - пр. Ленина –
пл. Гагарина – ул. Чапаева - Лососинское ш.
Автобус. Маршрутные такси
15 августа 1938 г. П. Альшиц в статье в
газете «Красная Карелия» - «Петрозаводск должен иметь такси», подвергая критике
местные власти за нерасторопность в деле ожидавшегося в городе открытия такси,
в частности проволочек в закупке 5 машин для городского такси, предлагал между
прочим, завести в Петрозаводске маршрутное такси, такое как в Ленинграде, это
такси, по мысли автора статьи, курсировало бы по двум наиболее важным по
загруженности линиям – пристань – вокзал и ул. Гоголя – пр. Урицкого.
Предложения избирателей депутатам
Петрозаводского городского совета в 1955 г.: маршрут автобуса №1 – продлить до 3 отделения
совхоза, автобуса №2 – по ул. Гоголя до пехотного училища. Маршрут автобуса
№ 5
Перевалка –Больничный городок предлагалось восстановить по ул. Дзержинского,
пр. Ленина, ул. Куйбышева, Ш. Слободской до ул. Красной.
7 апреля 1956 г. в корреспонденции в
газете "Ленинская правда" под названием "Об автобусном
сообшении" З. Мыслинова предлагала для удобства населения часть автобусов,
идущих из Соломенного, направить по ул. Мурманской и шоссе 1 Мая.
В статьях в
Ленинской правде за 22 ноября 1963 и 7 января 1964 г., в частности,
отмечалось, что несмотря на неоднократные просьбы жителей поселка 8 ПТУ пустить
автобус маршрута №7 через поселок, это требование не было выполнено по причине
плохой дороги.
Из статьи в газете «Дороги,
автобусы, пассажиры»
…По сообщению
начальника автоколонны 1126 т. Кулинича… в целях улучшения обслуживания
пассажиров автомобильным транспортом намечается изменить некоторые городские
маршруты. Так, маршрут №2 будет связывать площадь Ленина с телецентром.
Автобусы пойдут по улицам Высотная, Коммунальная, Лососинская, Повенецкая,
Володарского, Лесная, пр. Урицкого, Луначарского, пл. Кирова и по пр. К.
Маркса.
Маршрут №4 будет
курсировать между телецентром и поселком Соломенное. На Перевалке он будет
проходить по Карельской улице.
Автобус
маршрута №10
пойдет от телецентра до аэропорта через улицу Пархоменко.
Телецентр с
домостроительным комбинатом свяжет автобус №12, который пройдет по ул. Чкалова.
Автобусы
маршрута №6,
курсирующие между телецентром – ул. Красная, пойдут по ул. Гоголя.
В часы «пик»
маршрут №11
будет продлен до ул. Лесная.
Автоколонна
принимает предложения трудящихся по изменению маршрутов до 10 февраля. После
этого будет принято окончательное решение об изменении городских автобусных
маршрутов.
Ленинская правда. 1964. 1
февраля.
1965 г. – проект продления
маршрута №6
до профтехучилища (была подготовлена документация).
В
корреспонденции секретаря партбюро фабрики валяной обуви А. Гусева в газете
Ленинская правда от 15 января 1966
г. отмечалось, что рабочим и служащим фабрики очень
трудно попадать на работу, т.к. администрация автоколонны №1126 изменила
распорядок движения автобусов на маршруте №3. С 8 до 9 часов утра автобус делал только 2
рейса до фабрики валяной обуви, а остальные – до остановки на ул. Щербакова.
Попадать на работу работникам,
проживающим в районе Птицефабрики и Ужесельги тоже было трудно, т.к. автобус
маршрута №5
прибывал в Ужесельгу в 7 часов утра и рабочим приходилось выезжать на работу на
час раньше.
1967 г. - Проект продления
автобуса №10 (Телецентр – аэропорт) до
Соломенного. В 1968 г.
Ушков А., председатель исполкома Соломенского поселкового совета предлагал в
связи с неудовлетворительной работой маршрута №4 продлить маршрут №10 от
Песков до Соломенного. Данная тема неоднократно поднималась в прессе. Ленинская правда, 1968, 5, 21
ноября; 1970, 24 декабря.
Корреспонденция пенсионера Евтюшина в газету «Ленинская
правда» от 4 апреля 1968 г.:
«Три автобусных маршрута пролегают по Перевалке. По ул. Олонецкая – Чкалова
курсируют «четверка» и «шестерка». По Карельской ул. ходит «десятка». А вот
жители улиц Островского, Фурманова и ряда других не имеют возможности
воспользоваться услугами городского автотранспорта. Автобусные остановки
слишком далеко. Большие затруднения испытывают старые и больные люди, женщины с
детьми, выбраться в центр города они могут только пешком. Нельзя ли изменить
маршрут автобуса №10, пустив его по ул. Островского?»
16 мая 1968 г. автоколонна №1126
предлагала постоянной комиссии по транспорту и связи маршрут №1 преобразовать таким образом: он шел бы от
вокзала до совхоза им. Зайцева, а 11
маршрут шел бы по ул. Каменистой, Кузьмина, Калинина до тогдашней конечной
маршрута №1.
В своем письме постоянной комиссии Петрозаводского городского
совета от 1 сентября 1971 г.
начальник автоколонны №1126 И.П. Ильмаст предлагал пустить «десятку» по улицам
Мичуринской, Чкалова, Олонецкой и далее. (маршрут №10
в то время шел по Карельской, Чапаева, Островского с выходом на ул. Олонецкую).
16 февраля 1972 г. письмо директора
Петрозаводской нефтебазы в исполнительный комитет Петрозаводского городского
совета депутатов трудящихся с предложением сделать заезд автобусов маршрута №3 или №5 к
нефтебазе. В 1972 г.
рабочие спецавтобазы просили пустить автобусы 3 маршрута до спецавтобазы.
3 ноября 1972 г. рабочие спецавтобазы
просили исполком Петрозаводского горсовета продлить автобусный маршрут №8 до
спецавтобазы.
18 октября 1973 г. исполнительный
комитет Ленинского района г.Петрозаводска предлагал исполкому Петрозаводскому
горсовета продлить автобусный маршрут №1
без заезда к станции Голиковка с ул. Мерецкова по ул. Кузьмина, Машезерской и
пр. Урицкого, но получил отказ, т.к. на конечной станции Голиковка была стояло
оборудование индуктивной связи контроля за движением автобусов на маршруте.
1977
г. проект автоколонны №1126 Карельского транспортного
управления - маршрут Судостроительная – птицефабрика.
31 октября 1977 г. проект автоколонны
№1126 (И.П. Ильмаст) – предложение пустить автобусы маршрута №3 и №12 по
пр. Ленина, ул. Ф. Энгельса, пл. Леина, пр. К. Маркса, пл. Кирова для разгрузки
движения по пр. Ленина.
В научном
отчете по теме 205-84 «Внедрение методики обследования пассажирских перевозок
на городских автобусных маршрутах и разработка предложений по совершенствованию
маршрутной автобусной сети г. Петрозаводска на 1985-1986 гг.» специалисты НИИ
по разработке генеральных планов и проектов застройки ЛенНИИПградостроительства
Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при
Госстрое СССР предлагали следующее реформирование существующих в 1985 г. городе 14 автобусных
маршрутов: маршрут №2 (Телецентр – Судострой) продлить до Древлянки
(в 1986 г.
продлен), маршрут №6 (Совхозная – к/т «Строитель» - пл. Кирова –
ДСК) – пустить по маршруту Совхозная - к/т «Строитель» - пл. Кирова – ул.
Куйбышева. Предлагалась новая трасса маршрута №7 Сулажгора – ул. Шотмана (вместо
пятого поселка)– порт. Предлагалось ввести маршрут №13-а ул. Куйбышева – ост. Ключевая,
маршрут №15
Телецентр – ул. Кирова – аэропорт пустить от мясокомбината до пл. Кирова.
В 1988 г. институтом ЛенНИИП
градостроительства по заказу исполнительного комитета Петрозаводского
городского совета проводились работы по изучению уровня транспортного
обслуживания населения г.Петрозаводска, путей совершенствования маршрутной
схемы и эффективности использования городского пассажирского транспорта.
Анализ маршрутной сети показал,
что сеть построена рационально, значительная, наиболее плотно населенная, часть
территории города имеет беспересадочное сообщение с промышленными зонами.
С целью
улучшения специалистами НИИ предлагалось внести изменения в маршрутную сеть
города. Автобусный маршрут №1 предполагалось продлить до Древлянки, маршрут №7 укомплектовать
сочлененными автобусами и пустить по новой дороге между Древлянкой и Кукковкой,
Комсомольскому пр., пр. Ленина, ул. Кирова, ул. Ленинградской, Октябрьскому
пр., ул. Зайцева и ул. Заводской до мясокомбината. Маршрут автобуса №4
предполагалось разделить на №4 – Соломенное – пл. Кирова и №6
Телецентр – мясокомбинат через пл. Гагарина и Первомайский пр., в часы «пик» до
домостроительного комбината, в выходные и праздничные дни – до Сулажгоры.
Внести изменения предполагалось с 12 сентября 1988 г. Однако
многочисленные протесты граждан заставили пересмотреть данный проект –
изменения коснулись лишь автобусного маршрута №1.
Ленинская правда. 1988. 1, 26 октября.
Просьба М. Маровой
о продлении автобусного маршрута №3 по Карельскому пр. и ул. Торнева – см. Ленинская правда. 1988. 23 сентября.
23 марта 1999 г. в газете «Северный
курьер» сообщалось о торгах, на право обслуживания автобусных маршрутов и на
«право заключение договоров на пассажирские перевозки маршрутными такси на 1999 г.», помимо
существовавших в то время маршрутов (№1 Древлянка – Кемская, №2 Лыжная – пл.
Гагарина – пл. Кирова, №3 Сулажгора – пл. Гагарина, №4 Древлянка – Соломенное,
№5 Птицефабрика – Сулажгора, № 16 Древлянка – Гагарина, маршрутных такси № 10
Кемская – Радиозавод и № 11 пл. Гагарина - Радиозавод), упоминались автобусные
маршруты и маршрутные такси №8 Кемская –
Гагарина, автобус №8-а Кемская – пл.
Кирова – ДСК, маршрутные такси №9
Древлянка – СКЗ (Томицы) автобус № 10 Кемская – Радиозавод, автобус и
маршрутное такси №12 Сулажгора –
Сайнаволок.
В феврале 2001 г. в газете
«ТВР-Панорама» был опубликована утвержденная распоряжением главы самоуправления
города сеть автобусных маршрутов города, в т.ч. действующие маршруты автобусов
и маршрутных такси №1, 2, 3, 4, 5, 6, 6-а, 7, 9, 9-а, 10, 11, 15, 16, 17, и 18,
а также маршруты №8 ул. Судостроительная
– ул. Ключевая – ул. Корабелов – ул. Репникова – ул. «Правды» - пл. Кирова –
пр. Ленина – пл. Гагарина и № 12
Сулажгора – пер. Ветеринарный – ул. Пограничная - ул. Муезерская – ул. Чапаева
– пл. Гагарина – ул. Красноармейская – ул. Гоголя – пр. К. Маркса – пл. Кирова
– ул. «Правды» - Ключевское шоссе – ул. Репникова – ул. Антонова – ул.
Корабелов – ул. Ключевая – ул. Судостроительная.
С 1 октября 2001 г. распоряжением главы
самоуправления г. Петрозаводска был утвержден перечень
маршрутов автобусов, эксплуатирующихся в г. Петрозаводске как маршрутное такси.
В нем упоминались маршруты, которые так и не появились на улицах города: 12 ул.
Ключевая - ул. Корабелов - ул. Антонова
- ул. Репникова - ул. «Правды» - пл. Кирова -
пр. К. Маркса - ул. Кирова - ул. Ленинградская - Октябрьский пр. - ул.
Мелентьевой - ул. Зайцева - ул. Заводская (ДСК) – как был, так и остался
№8.
36 ул. Новосулажгорская - пр. Первомайский - пр.
Ленина - пл. Гагарина - пр. Ленина -
пр. Первомайский - ул. Новосулажгорская.
По маршруту автобуса №3.
42 Древлянка - Пр. Лесной - ул. Ровио - Ключевское
ш. - Ул. Ключевская - Ул. Кемская и обратно. Остался №1.
43 Лососинское шоссе – пр. А. Невского – ул.
Ленинградская - остался №19.
48
Лососинское ш. - ул. Гоголя - пр. Комсомольский - пр. А. Невского - ул.
Луначарского - пр. К. Маркса - ул. Куйбышева
- пр. Ленина - ул. Кирова - ул. Ленинградская - пр. Октябрьский.
51 Радиозавод - пер. Ругозерский - ул. Олонецкая - ул.
Ватутина - ул. Чапаева - ул. Шотмана -
пл. Гагарина - ул. Красноармейская - ул. Гоголя -
ул. Мерецкова - пр. А. Невского - ул. Калинина
- ш. Ключевское - ул. Репникова - ул. Антонова
- ул. Корабелов - ул. Ключевая -ул. Судостроительная - ул. Кемская. Сохранил свою прежнюю нумерацию - №10.
65 Древлянка - бул. Интернационалистов - пр. Лесной -
Республиканская больница - Слюдяная
фабрика - пл. Гагарина - Университет -
Гостиница «Северная» - Театр «Творческая
мастерская - ул. Кирова - пл. Кирова и обратно. Остался маршрутом №15.
70 Мясокомбинат -
ул. Заводская - пр. Первомайский - пр. Ленина -
пл. Гагарина - ул. Красноармейская - ул. Гоголя -ш.
Лососинское - Древлянка и обратно.
Сохранил старый №7.
В
газете «Все» от 23-29 апреля 2002
г. размещена схема городского пассажирского транспорта,
в которой помимо существовавших отражены также маршруты автобуса №42 и №42а
соответственно Древлянка – ул. Сыктывкарская – ул. Чапаева – пр. Ленина – пл.
Кирова и Древлянка – пл. Кирова – хлебокомбинат, а также уже упоминавшийся
маршрут №12.
31 октября 2002 г. распоряжением главы
самоуправления г. Петрозаводска №536-р был утвержден перечень городских маршрутов
движения общественного транспорта на осеннее-зимний период (см. газету
Официальный вестник (Горожане – это мы) №2 от 1 ноября 2002 г.). В него, помимо
действующих в 2002-2003 г.
маршрутов автобусов и маршрутных такси включены маршруты:
№2 Диспетчерская Сулажгора – ул.
Сулажгорская – ул. Новосулажгорская – Ветеринарный переулок – ул. Пограничная –
ул. Боровая – ул. Профсоюзов – ул. Связи – ул. Матросова – ул. Муезерская – ул.
Чапаева – ул. Шотмана – пл. Гагарина – ул. Красноармейская – Комсомольский пр.
– ул. Ровио – ул. Лыжная – Ключевское шоссе – ул. Репникова – ул. Ключевая –
ул. Судостроительная – ул. Кемская и обратно по тому же маршруту.
№3 Ст. Товарная – ул. Разина –
Первомайский пр. – ул. Московская – Октябрьский пр. – ул. Ленинградская – ул.
Кирова – пр. Ленина – пл. Гагарина – ул. Красноармейская – Комсомольский пр. –
ул. Ровио – ул. Лыжная – ул. Калинина – пр. А. Невского – ул. Мерецкова – ул.
Антикайнена – пр. Ленина – ул. Кирова – ул. ленинградская – Октябрьский пр. ул.
Московская – Первомайский пр. – ул. Краснофлотская – Товарная станция.
№24 К/ст «Лыжная» - ул. Лыжная – ул.
Ровио – Комсомольский пр. – ул. Красноармейская – пл. Гагарина – ул. Шотмана –
ул. Чапаева – пр. Лесной – и обратно по тому же маршруту.
№46 Древлянка-4 (ул. Хейкконена) –
Лососинское шоссе – Лесной пр. – Комсомольский пр. – ул. Ровио – ул. Лыжная –
ул. «Правды» - пр. К. Маркса – пл. Ленина – ул. Энгельса – пр. Ленина – ул.
Куйбышева и обратно.
Маршрут №46 также был отражен в схеме городского
пассажирского транспорта в газете «Все» от 19 ноября 2002 г., но там показана
следующая схема движения: Древлянка – Лососинское шоссе – Комсомольский пр.
(обратно – Лесной пр.) – ул. Ровио – ул. «Правды» - пл. Кирова – пр. К. Маркса
– пл. Ленина – ул. Куйбышева – пл. Кирова и обратно.
Один из
проектов сети городского пассажирского транспорта, разработанных администрацией
г.Петрозаводска в 2002 г. (Информацию прислал С. Гайдук – автор сайта Петрозаводск-2)
6 мая 2003 г. в администрации
Петрозаводска состоялось заседание Комиссии по обеспечению безопасности
дорожного движения, главным вопросом которой стала работа частного маршрутного
транспорта. В ходе совещания участники ознакомились с проектом маршрутной сети,
который практически не претерпел изменений. Непродолжительные дебаты возникли
вокруг маршрута №41, который ранее
следовал с ул. Попова через улицы Сыктывкарскую, Чапаева, пр. Ленина и далее по
маршруту троллейбуса №1. Коллегиальным решением в целях безопасности на дороге
участники встречи постановили новый маршрут для автобуса №41 - с ул. Попова через Лососинское ш., ул. Гоголя, площади
Ленина и Кирова и далее по маршруту троллейбуса №1. Движение по указанному
маршруту на практике не осуществлялось – автобусы маршрута №41 ходили как и раньше.
Май 2003 г. – В Приложении к
распоряжению главы местного самоуправления г.Петрозаводска от 05.05.2003 №227-р
приводится Перечень основных маршрутов общественного транспорта в
г.Петрозаводске (Официальный вестник, 2003, 5 июня):
Наряду с №4
Древлянка – Соломенский кирпичный завод, №5 Сулажгора – Птицефабрика – Ужесельга, №6
Древлянка – пл. Кирова, №9 Древлянка – Томицы указан №12 Сулажгора – ул. Сулажгорская –
ул. Новосулажгорская – Ветеринарный пер. – ул. Боровая – ул. Профсоюзов – ул.
Чапаева – пл. Гагарина – пр. Ленина – ул. Куйбышева – пл. Кирова – ул. «Правды»
- ул. Лыжная – ул. Ломоносова – ул. Гвардейская - Сайнаволок – Родниковый пер.
– Вознесенское шоссе – Ужесельга и обратно.
В перечне
Дополнительных коммерческих маршрутов упоминаются существующие маршруты (7, 8, 10, 11, 13,
15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 31, 33, 36, 41, 45, 46, 47, 71 и 77), а
также:
№2 Диспетчерская Сулажгора – ул. Сулажгорская
– ул. Новосулажгорская – Ветеринарный переулок – ул. Пограничная – ул. Боровая
– ул. Профсоюзов – ул. Связи – ул. Матросова – ул. Муезерская – ул. Чапаева –
ул. Шотмана – пл. Гагарина – ул. Красноармейская – Комсомольский пр. – ул.
Ровио – ул. Лыжная – Ключевское шоссе – ул. Репникова – ул. Ключевая – ул.
Судостроительная – ул. Кемская и обратно по тому же маршруту.
№3 Ул. Лыжная – ул. «Правды» - пр.
А. Невского – ул. Мерецкова – Первомайский пр. – ул. Заводская – ДСК и обратно.
№16 Диспетчерская Древлянка
–Лососинское шоссе– ул. Красноармейская – пл. Гагарина - пр. Ленина –
Первомайский пр. – ул. Сулажгорская – Диспетчерская Сулажгора и обратно.
№24 Завод «Авангард» - ул. Онежской
флотилии – ул. Ключевая – ул. Репникова – Ключевское шоссе – ул. Лыжная – ул.
Ровио – Комсомольский пр. – пл. Гагарина – Красноармейская ул. – ул. Гоголя –
Лососинское шоссе – ул. Попова – ул. Сыктывкарская – пр. Лесной – Лососинское
шоссе – ул. Черняховского – ул. Пархоменко – ул. Ватутина – ул. Чапаева – ул.
Шотмана – Красноармейская ул. – Комсомольский пр. – ул. Ровио – ул. Лыжная и
далее до завода «Авангард».
27 августа 2003 г. в газете «Губерния»
(№35) – информация о предложении транспортной компании «Магистраль» о введении
нового маршрута: ул. Лыжная – ул. Ровио – пл. Гагарина – пр. Ленина –
Первомайский пр. – Достоевского – ул. Заводская – ДСК – ул. Зайцева – наб.
Варкауса и далее до ул. Лыжной с двумя местами для льготников.
4 декабря 2003 г. в газете
«Петрозаводск» в заметке «Соломенное на связи» упоминается о планах
администрации города ввести новый маршрут №23
ул. Лыжная – Соломенное на 16 автобусах с интервалом движения 7 минут. Данный
маршрут поможет жителям Соломенного без пересадки доехать до поликлиники на
Первомайском пр. Маршрут Соломенное - ул. Лыжная появился с 11 марта 2004 г.
В номере 16
газеты «Официальный вестник» за 31 декабря 2003 г. в качестве
приложения к Распоряжению главы местного самоуправления г. Петрозаводска от 19
декабря 2003 г.
№677-р «Об утверждении перечней основных и дополнительных маршрутов движения
пассажирского транспорта на период с 20 декабря 2003 г. по 1 июня 2004 г.» опубликован
перечень основных и дополнительных маршрутов движения пассажирского транспорта
общего пользования г.Петрозаводска. Интересны описания основной и дополнительной
автобусной маршрутной сети пассажирского транспорта общего пользования. Ряд из
описаний путей следования автобусов на день опубликования данного акта в печати
по февраль 2004 г.
пока можно отнести к проектам (многие из маршрутов фактически не существуют или
их движение осуществляется по иной схеме следования). Так, в основном перечне
автобусных маршрутов, перечислены маршруты №4, 5, 6
и 9, причем в описании маршрута №5 указано, что он следует до Сулажгорского
кладбища в выходные дни с 9 до 16 час.). В перечне дополнительных маршрутов
движения пассажирского транспорта перечислены маршруты №1, 7, 8, 10, 11, 13, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 25, 27,
31, 32, 33, 36, 41, 44, 45, 46, 47, 71, 77.
Из них - №27 (конечная станция Щербакова – ш. Вытегорское –
ул. «Правды» - пр. А. Невского – ул. Мерецкова – ул. Антикайнена – пр.
Первомайский – ул. Заводская – мясокомбинат – ул. Заводская – пр. Первомайский
– ул. Антикайнена – ул. Мерецкова – пр. А. Невского- ул. «Правды» - ул. Лыжная
– ул. Ломоносова – ул. Щербакова - конечная станция Щербакова) и №32 (конечная станция Балтийская – ул. Парфенова
–ул. Ровио – пр. Комсомольский – пр. Лесной – ш. Лососинское – ул. Попова – ул.
Сыктывкарская (обратно по пр. Лесному) – пр. Лесной – съезд с ул. Боровой – ул.
Боровая – ул. Пограничная – пер. Ветеринарный – ул. Сулажгорская – конечная
станция Сулажгора – в выходные дни с 9 до 16 час. кладбище Сулажгорское и
обратно). Изменения в существующих маршрутов, пока не коснувшиеся их на
практике - маршрут №7 утвержден как следующий
до конечной станции мясокомбинат, №11
(отменен 25 января 2004 г.)
до второго военного городка, №17 – путь
следования согласно перечню продлен от конечной станции Древлянка по ул.
Сыктывкарской и пр. Лесному до радиозавода с возвращением по ул. Древлянка, №18 – предполагается следование от ул. Мелентьевой
по ул. Зайцева и Заводской до мясокомбината, №19
– по существующему маршруту до ул. Ленинградской, далее по пр. Октябрьскому до
рынка «Главный», №23 – от ул. Щербакова
по существующему маршруту до мясокомбината, далее по ул. Заводской, Соломенском
ш. до Соломенного. на данный момент пока сложно сказать, отразятся ли
утвержденные в данном нормативно-правовом акте изменения путей следования
маршрутов частных и муниципальных автобусов и маршрутных такси на реально
существующих путях их движения (в перечне не отражены, к примеру существующие
на январь-февраль 2004 г.
маршруты №55 и 71.1).
В
информационной предвыборной листовке «Древлянка» в интервью кандидата в
депутаты Петрозаводского городского совета Бородатова П.Ю. содержится обещание
выполнить наказ избирателей о восстановлении «короткого»автобусного маршрута №16 «Древлянка – пл. Гагарина», «который бы решил
проблему выезда в центр пенсионеров, ветеранов и др. льготников», которым
гарантировано право на льготный проезд.
В мае - июне 2004 г. в ряде периодических
печатных и электронных изданий республики появились сообщения о закупке
администрацией г. Петрозаводска 15 автобусов "ЛиАЗ", которые будут
переданы Петрозаводскому троллейбусному управлению. Назывались следующие
будущие маршруты автобусов: Древлянка - ул. Чапаева - пл. Гагарина - ул.
Куйбышева - ул. Лыжная (в интервью главы м. с. у. в газете «Петрозаводск» от 23 июня 2004 г. содержалась уже
информация о маршруте Древлянка – пл. Кирова); Древлянка - ул. Чапаева - пл.
Гагарина - ул. Заводская; ул. Заводская - Соломенное; ул. Лыжная -
Птицефабрика. В выпуске газеты "Карельская Губерния" от 9-15 июня 2004 г. содержатся сведения
также о маршрутах в районы Сулажгорского кирпичного завода и Железнодорожного
поселка.
В перечне
дополнительных маршрутов движения пассажирского транспорта, являющемся
приложением №2 к распоряжению главы самоуправления г. Петрозаводска №330-р от 8
июня 2004 г.
(см. Официальный вестник от 17 июня 2004 г.) содержатся следующие изменения в сети
маршрутов коммерческих автобусов (на 21 июня 2004 г. остаются не
осуществленными на практике): №17 – от Лесного пр. в сторону Лососинского ш.
следует по ул. Древлянка, а не так как существует в реальной практике - по ул.
Сыктывкарской, №18
продлен по ул. Зайцева, Заводской до мясокомбината); №19 уже «традиционно» продлен от ул.
Ленинградской по Октябрьскому пр. до рынка «Главный»; №23 – от ул. Щербакова по ш. Вытегорскому – ул.
Ульянова – ул. Ломоносова – ул. Лыжная и далее по существующему маршруту. В
перечне пригородных маршрутов, утвержденных данным распоряжением новый маршрут №511 –
ул. Беломорская – ул. Пограничная – ул.
Боровая – ул. Профсоюзов - ул. Связи – ул. Чапаева – ул. Шотмана – ул.
Красноармейская – Комсомольский пр. – пр. А. Невского – ул. «Правды» –
Ключевское ш. – ул. Репникова – ул. Гвардейская – автодорога Петрозаводск-Ошта
– д. Ужесельга. Движения по маршруту пока нет. В списке основных
маршрутов – автобусный маршрут №5 продлевается в выходные дни с 9 до 16 ч. до
кладбища «Сулажгорское», чего тоже пока нет.
В июне 2004 г. в связи с появлением
в городе муниципальных автобусов помимо действующих в настоящее время были
разработаны также маршруты: №78 – ул. Заводская – Соломенский кирпичный
завод, № 79 – ул. Заводская –
железнодорожная станция Томицы, № 84 –
Троллейбусное управление – рынок «Главный» (в прямом направлении) – пр.
Октябрьский – пр. Ленина - республиканская больница – Древлянка, а также,
несколько позднее – маршрут №81 - Троллейбусное
управление – Первомайский пр. – ул. Мерецкова – ул. Калинина – Старая Кукковка
– Птицефабрика.
В газете
«Официальный вестник» от 12 августа 2004 г. был объявлен открытый конкурс на право
транспортного обслуживания по регулярному маршруту пассажирского транспорта №14.
Путь следования был указан следующий: Студенческий городок – ул. Чапаева – ул.
Шотмана – пл. Гагарина – пр. Ленина – ул. Кирова – пр. К. Маркса – пл. Кирова –
ул. «Правды» - Ключевское ш. – наб. Онежской флотилии – завод «Авангард» и обратно.
Срок выполнения был указан – до 31 декабря 2004 г. Результаты конкурса
не известны. В новом перечне маршрутов движения пассажирского транспорта,
утвержденного распоряжением главы самоуправления г.Петрозаводска от 11 октября 2004 г. данного маршрута
нет.
2004 г., проект маршрута - Сулажгора – Пограничная
ул. – просп. Лесной– ул. Чапаева – просп. Ленина – пл. Кирова – ул. «Правды» -
ул. Кемская.
19 ноября 2004 г. администрацией
местного самоуправления г. Петрозаводска был утвержден маршрут №32: Сулажгора –- ул. Сулажгорская - пер. Ветеринарный - ул. Пограничная - ул. Халтурина - пр. Лесной - ул. Древлянка - ул.
Попова - Лососинское шоссе - пр. Лесной - пр. Комсомольский - ул. Ровио - ул.
Лыжная - ул. Балтийская. Движение по маршруту не осуществляется и по настоящее
время.
В перечне
дополнительных маршрутов движения пассажирского транспорта, являющемся
приложением №2 к распоряжению главы самоуправления г. Петрозаводска №288-р от
19 июня 2006 г.
(см. Официальный вестник от 29 июня 2006 г.) маршруты автобуса № 7 и 77– продлены по Шуйскому шоссе до
к/ст. проезд Автолюбителей, № 18, 25 и 48 до аэропорта «Пески», введен
маршрут № 14
Древлянка – ул. Гоголя – ул. Красноармейская – ул. Ровио - - ш. Ключевское – Кемская,
а также присутствует недействующий маршрут № 45.
2006 г. – проекты продления
маршрута № 74
до Сулажгоры или проезда Автолюбителей.
Проект
Управления транспорта и связи администрации г. Петрозаводска - автобусный
маршрут № 34
Сулажгора – 5 поселок – пр. Ленина – Кемская (ТВР-Панорама, 2006, 13 декабря).
Некоторые
другие проекты развития общественного транспорта г. Петрозаводска (Автор
материала А.Р. Хабибулин – один из авторов сайта «Петрозаводск-Транспортный») – 1, 2.
Внутригородской
поезд
В 1990 г. постоянная комиссия
Петрозаводского городского совета по вопросам охраны природы и экологии
предлагала «ввести в час «пик» маршрут рабочего поезда через весь город от
Южной промышленной зоны до Северной со строительством платформ на Ключевой и
Голиковке». Тем самым снимались бы транспортные проблемы этих районов. (См. НА РК, ф.р.-460, оп.10,
д.3/13, л.30).
Трамвай – см. petrotram.htm
Метрополитен
:-)
Из статьи Виталия Слепкова «Метро
имени избирателей» в газете «Петрозаводск» от 14 февраля 1992 г.:
Время от времени исполкому Петросовета получает письма,
содержащие фантастические, сумасшедшие или сумасшедше-фантастические проекты…
Самый знаменитый проект до сих пор хранится в архиве управления архитектуры и
градостроительства. Он адресован мэру города Петрозаводска. Подписан он
фамилиями избирателей вроде С.М. Славгородский, В.В. Алтайский. Как оказалось
всеми этими именами подписался один человек… В письме предлагается разработка
транспорта будущего, но не такого уж далекого будущего…
К письму было приложена карта города, на которой
фломастером изображены маршруты метро и автоэстакады… И то и другое должно было
связать все районы города вплоть до Соломенного…
Работников исполкома, к которым
попало письмо, насторожили красивые фамилии авторов проекта… Получатели
обратились за консультацией в здравотдел, там установили, что автор мыслей,
заметок и т.д. состоит на учете в соответствующем заведении».