г. Петрозаводск. Городской общественный транспорт. Проекты маршрутов, предложения


Троллейбус


В 1935 г. генеральным планом планировки и социалистической реконструкции Петрозаводска, рассчитанным на 25-30 лет, предполагалось строительство 2 троллейбусных линий: 1) от старого железнодорожного вокзала до проектируемого нового вокзала (на Голиковке), 2) от промышленной зоны по проспекту К. Маркса к Дому правительства до нового вокзала, а затем по пр. Урицкого к промзоне. (Красная Карелия. 1935. 26 сентября).

 

Конец 1940-х гг. один из первых проектов троллейбуса от старого вокзала до северной точки - по К. Маркса, пл. Ленина и ул. Энгельса.

 

 

1959 г. проект линии троллейбуса до аэропорта в Песках.

 

1961 г. проектируемая 3 линия троллейбуса: Кукковка – Урицкого – Гористая – Антикайнена – рынок, 4-й линии: по шоссе 1 мая – Мелентьевой – Соломенскому ш. до Заводской.

 

1962 г. проект пуска в 1963 г. троллейбуса на Кукковку (старую).

 

1962 г. – проект строительства троллейбусной линии в 1964 г. от шоссе 1 Мая вниз по ул. Мелентьевой до северной промышленной зоны («Тяжбуммаш», ДСК, КСК).

 

Конец 1960-х гг. – проект создания линии троллейбуса до Шуи.

 

1966 г. – проект строительства троллейбусного маршрута №4 от телецентра до Соломенного. Об этом см. статью директора Петрозаводского троллейбусного управления И. Макарова.

 

Решением № 68 от 7 февраля 1967 г. О трассе 4 маршрута троллейбуса Исполком Петрозаводского городского совета решил в соответствии с транспортной схемой генплана г. Петрозаводска разработанной институтом «Ленгипрогор» утвердить трассу 4 маршрута троллейбуса по следующим улицам: от телецентра по ул. Гоголя, ул. Красноармейской, пр. Ленина, ул. Куйбышева, ул. Военной, Соломенскому ш. до ДСК…

 

 

 

Середина 1970-х гг. - планировалось продлить маршрут №4 (ул. Курганская – ул. Ленинградская) по Октябрьскому пр. до завода "Тяжбуммаш" (до ул. Достоевского). Так, в интервью прессе начальник троллейбусного управления г. Петрозаводска И.В. Романов – отмечал, что продолжить маршрут по проспекту до завода «Тяжбуммаш» мешает линия электроэнергии высокого напряжения. Требуется найти способ защиты контактной сети от влияния ЛЭП. Необходимо было и строительство тяговой подстанции. Эти проблемы и предполагалось решить к концу 1976 г. (не решена до сих пор).

Ленинская правда. 1975. 2 ноября., см. также интервью ревизора по безопасности движения ТУ Б. Обухова – Ленинская правда. 1975. 19 января.

 

18 августа 1970 г. в письме Петрозаводского троллейбусного управления в постоянную комиссию Петрозаводского городского совета по транспорту и связи предлагалось пустить троллейбус от пл. Гагарина до Соломенского ш. через ул. Московскую.

 

Начало 1980-х гг. проект линии до Южной промышленной зоны – обсуждался на заседаниях исполнительного комитета Ленинского районного совета и комиссий Петрозаводского городского совета.

 

В конце 1990-х гг. проект создании кольцевой линии троллейбуса (пр. Ленина - вокзал – ул. Ровио - улица Лыжная – ул. "Правды" - площадь Кирова – пр. Ленина) от которой бы лучами шли линии в микрорайоны. (См. об. этом интервью с А.М. Склярским (в то время зам. мэра г. Петрозаводска) в газете «Карелия» от 18 сентября 2003 г.).

 

С 1988 г. – в связи со строительством линия на Перевалку и Древлянку упоминался т.н. «маршрут №10».

 

2000-е гг. - линия по пр. Лесному в район Железнодорожного поселка и далее на Сулажгору с соединением с линией, которая прошла проектируемому путепроводу в створе ул. Достоевского. Установлены столбы от ул. Чапаева до радиозавода. Скорее всего в ближайшее десятилетие осуществлена не будет.

 

24 июня 2004 г. был открыт маршрут №7 «Ключевая-Кукковка». В связи с постройкой линии по ул. Лыжной в ряде сообщений средств массовой информации указывалось, что это «позволяет в перспективе организовать сообщение Кукковки с центром города через ул. Калинина». (См. Курьер Карелии. 2004. 25 июня).

 

            Проект троллейбусной линии, связывающей микрорайоны Кукковка и Древлянка. На дороге, строительство которой предполагается в 2005 г., будут сразу установлены троллейбусные опоры. (Такие опоры уже установлены по Лесному пр. от радиозавода до Лососинского ш. и по ул. Чапаева от Лесного пр. до линии ж.д.). Ориентировочно начало реализации проекта – в конце 2007 г.

 

Глава администрации г. Петрозаводска в 2003 г., называя приоритетным в развитии городского транспорта строительство троллейбусных линий, упоминал также о проекте строительства троллейбусной линии до Соломенного.

 

В предновогоднем послании гражданам Петрозаводска глава местной администрации города В.Н. Масляков пообещал, что в 2005 г. будет пущен троллейбус на Перевалку (т.е. до верхнего кольца по ул. Чапаева), а также пущен троллейбус по ул. Заводской. Учитывая, что депутатами Петрозаводского городского совета средства, отпущенные на строительство линии на Перевалку и Древлянку и поддержку Троллейбусного управления перераспределены на другие проекты, вероятность осуществления данных проектов очень низка.

 

По информации печатного издания «Дом» от14 марта 2005 г. глава Республики Карелия С.Л. Катанандов в своей Интернет-конференции отметил, что в 2007 г. будет сдана в эксплуатацию троллейбусная линия по ул. Чапаева и Университетской до студенческого городка Петрозаводского государственного университета.

 

2006 г. – проект продления маршрута № 3 по ул. Заводской до ДСК, в сентябре осуществлялись пробные рейсы с целью изучения целесообразности этого решения.

 

В связи со строительством линии по Лесному пр. до Лососинского ш. прорабатывались следующие проекты маршрутов троллейбуса: № 9 Троллейбусное управление – ул. Московская - наб. Варкауса - пр. Ленина – пл. Гагарина – ул. Чапаева - Лососинское ш.; № 1а пл. Кирова – ул. «Правды» - ул. Луначарского – ул. Куйбышкева - пр. Ленина – пл. Гагарина – ул. Чапаева - Лососинское ш.

 


Автобус. Маршрутные такси


 

15 августа 1938 г. П. Альшиц в статье в газете «Красная Карелия» - «Петрозаводск должен иметь такси», подвергая критике местные власти за нерасторопность в деле ожидавшегося в городе открытия такси, в частности проволочек в закупке 5 машин для городского такси, предлагал между прочим, завести в Петрозаводске маршрутное такси, такое как в Ленинграде, это такси, по мысли автора статьи, курсировало бы по двум наиболее важным по загруженности линиям – пристань – вокзал и ул. Гоголя – пр. Урицкого.

 

Предложения избирателей депутатам Петрозаводского городского совета в 1955 г.: маршрут автобуса №1 – продлить до 3 отделения совхоза, автобуса №2 – по ул. Гоголя до пехотного училища. Маршрут автобуса № 5 Перевалка –Больничный городок предлагалось восстановить по ул. Дзержинского, пр. Ленина, ул. Куйбышева, Ш. Слободской до ул. Красной.

 

7 апреля 1956 г. в корреспонденции в газете "Ленинская правда" под названием "Об автобусном сообшении" З. Мыслинова предлагала для удобства населения часть автобусов, идущих из Соломенного, направить по ул. Мурманской и шоссе 1 Мая.

 

 

В статьях в Ленинской правде за 22 ноября 1963 и 7 января 1964 г., в частности, отмечалось, что несмотря на неоднократные просьбы жителей поселка 8 ПТУ пустить автобус маршрута №7 через поселок, это требование не было выполнено по причине плохой дороги.

 

Из статьи в газете «Дороги, автобусы, пассажиры»

 

…По сообщению начальника автоколонны 1126 т. Кулинича… в целях улучшения обслуживания пассажиров автомобильным транспортом намечается изменить некоторые городские маршруты. Так, маршрут №2 будет связывать площадь Ленина с телецентром. Автобусы пойдут по улицам Высотная, Коммунальная, Лососинская, Повенецкая, Володарского, Лесная, пр. Урицкого, Луначарского, пл. Кирова и по пр. К. Маркса.

Маршрут №4 будет курсировать между телецентром и поселком Соломенное. На Перевалке он будет проходить по Карельской улице.

Автобус маршрута №10 пойдет от телецентра до аэропорта через улицу Пархоменко.

Телецентр с домостроительным комбинатом свяжет автобус №12, который пройдет по ул. Чкалова.

Автобусы маршрута №6, курсирующие между телецентром – ул. Красная, пойдут по ул. Гоголя.

В часы «пик» маршрут №11 будет продлен до ул. Лесная.

Автоколонна принимает предложения трудящихся по изменению маршрутов до 10 февраля. После этого будет принято окончательное решение об изменении городских автобусных маршрутов.

Ленинская правда. 1964. 1 февраля.

 

 

1965 г. – проект продления маршрута №6 до профтехучилища (была подготовлена документация).

 

В корреспонденции секретаря партбюро фабрики валяной обуви А. Гусева в газете Ленинская правда от 15 января 1966 г. отмечалось, что рабочим и служащим фабрики очень трудно попадать на работу, т.к. администрация автоколонны №1126 изменила распорядок движения автобусов на маршруте №3. С 8 до 9 часов утра автобус делал только 2 рейса до фабрики валяной обуви, а остальные – до остановки на ул. Щербакова.

Попадать на работу работникам, проживающим в районе Птицефабрики и Ужесельги тоже было трудно, т.к. автобус маршрута №5 прибывал в Ужесельгу в 7 часов утра и рабочим приходилось выезжать на работу на час раньше.

 

 

1967 г. - Проект продления автобуса №10 (Телецентр – аэропорт) до Соломенного. В 1968 г. Ушков А., председатель исполкома Соломенского поселкового совета предлагал в связи с неудовлетворительной работой маршрута №4 продлить маршрут №10 от Песков до Соломенного. Данная тема неоднократно поднималась в прессе*. Ленинская правда, 1968, 5, 21 ноября; 1970, 24 декабря.

 

Корреспонденция  пенсионера Евтюшина в газету «Ленинская правда» от 4 апреля 1968 г.: «Три автобусных маршрута пролегают по Перевалке. По ул. Олонецкая – Чкалова курсируют «четверка» и «шестерка». По Карельской ул. ходит «десятка». А вот жители улиц Островского, Фурманова и ряда других не имеют возможности воспользоваться услугами городского автотранспорта. Автобусные остановки слишком далеко. Большие затруднения испытывают старые и больные люди, женщины с детьми, выбраться в центр города они могут только пешком. Нельзя ли изменить маршрут автобуса №10, пустив его по ул. Островского?»

 

16 мая 1968 г. автоколонна №1126 предлагала постоянной комиссии по транспорту и связи маршрут №1 преобразовать таким образом: он шел бы от вокзала до совхоза им. Зайцева, а 11 маршрут шел бы по ул. Каменистой, Кузьмина, Калинина до тогдашней конечной маршрута №1.

 

В своем письме постоянной комиссии Петрозаводского городского совета от 1 сентября 1971 г. начальник автоколонны №1126 И.П. Ильмаст предлагал пустить «десятку» по улицам Мичуринской, Чкалова, Олонецкой и далее. (маршрут №10 в то время шел по Карельской, Чапаева, Островского с выходом на ул. Олонецкую).

 

16 февраля 1972 г. письмо директора Петрозаводской нефтебазы в исполнительный комитет Петрозаводского городского совета депутатов трудящихся с предложением сделать заезд автобусов маршрута №3 или №5 к нефтебазе. В 1972 г. рабочие спецавтобазы просили пустить автобусы 3 маршрута до спецавтобазы.

 

3 ноября 1972 г. рабочие спецавтобазы просили исполком Петрозаводского горсовета продлить автобусный маршрут №8 до спецавтобазы.

 

18 октября 1973 г. исполнительный комитет Ленинского района г.Петрозаводска предлагал исполкому Петрозаводскому горсовета продлить автобусный маршрут №1 без заезда к станции Голиковка с ул. Мерецкова по ул. Кузьмина, Машезерской и пр. Урицкого, но получил отказ, т.к. на конечной станции Голиковка была стояло оборудование индуктивной связи контроля за движением автобусов на маршруте.

 

1977 г. проект автоколонны №1126 Карельского транспортного управления - маршрут Судостроительная – птицефабрика.

 

31 октября 1977 г. проект автоколонны №1126 (И.П. Ильмаст) – предложение пустить автобусы маршрута №3 и №12 по пр. Ленина, ул. Ф. Энгельса, пл. Леина, пр. К. Маркса, пл. Кирова для разгрузки движения по пр. Ленина.

 

В научном отчете по теме 205-84 «Внедрение методики обследования пассажирских перевозок на городских автобусных маршрутах и разработка предложений по совершенствованию маршрутной автобусной сети г. Петрозаводска на 1985-1986 гг.» специалисты НИИ по разработке генеральных планов и проектов застройки ЛенНИИПградостроительства Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР предлагали следующее реформирование существующих в 1985 г. городе 14 автобусных маршрутов: маршрут №2 (Телецентр – Судострой) продлить до Древлянки (в 1986 г. продлен), маршрут №6 (Совхозная – к/т «Строитель» - пл. Кирова – ДСК) – пустить по маршруту Совхозная - к/т «Строитель» - пл. Кирова – ул. Куйбышева. Предлагалась новая трасса маршрута №7 Сулажгора – ул. Шотмана (вместо пятого поселка)– порт. Предлагалось ввести маршрут №13-а ул. Куйбышева – ост. Ключевая, маршрут №15 Телецентр – ул. Кирова – аэропорт пустить от мясокомбината до пл. Кирова.

 

В 1988 г. институтом ЛенНИИП градостроительства по заказу исполнительного комитета Петрозаводского городского совета проводились работы по изучению уровня транспортного обслуживания населения г.Петрозаводска, путей совершенствования маршрутной схемы и эффективности использования городского пассажирского транспорта.

Анализ маршрутной сети показал, что сеть построена рационально, значительная, наиболее плотно населенная, часть территории города имеет беспересадочное сообщение с промышленными зонами.

 

С целью улучшения специалистами НИИ предлагалось внести изменения в маршрутную сеть города. Автобусный маршрут №1 предполагалось продлить до Древлянки, маршрут №7 укомплектовать сочлененными автобусами и пустить по новой дороге между Древлянкой и Кукковкой, Комсомольскому пр., пр. Ленина, ул. Кирова, ул. Ленинградской, Октябрьскому пр., ул. Зайцева и ул. Заводской до мясокомбината. Маршрут автобуса №4 предполагалось разделить на №4 – Соломенное – пл. Кирова и №6 Телецентр – мясокомбинат через пл. Гагарина и Первомайский пр., в часы «пик» до домостроительного комбината, в выходные и праздничные дни – до Сулажгоры. Внести изменения предполагалось с 12 сентября 1988 г. Однако многочисленные протесты граждан заставили пересмотреть данный проект – изменения коснулись лишь автобусного маршрута №1.

 

Леташков В. Трассы новых маршрутов // Ленинская правда. 1988. 28 августа.

Ленинская правда. 1988. 1, 26 октября.

 

Просьба М. Маровой о продлении автобусного маршрута №3 по Карельскому пр. и ул. Торнева – см. Ленинская правда. 1988. 23 сентября.

 

 

23 марта 1999 г. в газете «Северный курьер» сообщалось о торгах, на право обслуживания автобусных маршрутов и на «право заключение договоров на пассажирские перевозки маршрутными такси на 1999 г.», помимо существовавших в то время маршрутов (№1 Древлянка – Кемская, №2 Лыжная – пл. Гагарина – пл. Кирова, №3 Сулажгора – пл. Гагарина, №4 Древлянка – Соломенное, №5 Птицефабрика – Сулажгора, № 16 Древлянка – Гагарина, маршрутных такси № 10 Кемская – Радиозавод и № 11 пл. Гагарина - Радиозавод), упоминались автобусные маршруты и маршрутные такси №8 Кемская – Гагарина, автобус №8-а Кемская – пл. Кирова – ДСК, маршрутные такси №9 Древлянка – СКЗ (Томицы) автобус № 10 Кемская – Радиозавод, автобус и маршрутное такси №12 Сулажгора – Сайнаволок.

 

В феврале 2001 г. в газете «ТВР-Панорама» был опубликована утвержденная распоряжением главы самоуправления города сеть автобусных маршрутов города, в т.ч. действующие маршруты автобусов и маршрутных такси №1, 2, 3, 4, 5, 6, 6-а, 7, 9, 9-а, 10, 11, 15, 16, 17, и 18, а также маршруты №8 ул. Судостроительная – ул. Ключевая – ул. Корабелов – ул. Репникова – ул. «Правды» - пл. Кирова – пр. Ленина – пл. Гагарина и № 12 Сулажгора – пер. Ветеринарный – ул. Пограничная - ул. Муезерская – ул. Чапаева – пл. Гагарина – ул. Красноармейская – ул. Гоголя – пр. К. Маркса – пл. Кирова – ул. «Правды» - Ключевское шоссе – ул. Репникова – ул. Антонова – ул. Корабелов – ул. Ключевая – ул. Судостроительная.

 

С 1 октября 2001 г. распоряжением главы самоуправления г. Петрозаводска был утвержден перечень маршрутов автобусов, эксплуатирующихся в г. Петрозаводске как маршрутное такси. В нем упоминались маршруты, которые так и не появились на улицах города: 12 ул. Ключевая - ул. Корабелов - ул. Антонова - ул. Репникова - ул. «Правды» - пл. Кирова - пр. К. Маркса - ул. Кирова - ул. Ленинградская - Октябрьский пр. - ул. Мелентьевой - ул. Зайцева - ул. Заводская (ДСК) – как был, так и остался №8.

36 ул. Новосулажгорская - пр. Первомайский - пр. Ленина - пл. Гагарина - пр. Ленина - пр. Первомайский - ул. Новосулажгорская. По маршруту автобуса №3.

42 Древлянка - Пр. Лесной - ул. Ровио - Ключевское ш. - Ул. Ключевская - Ул. Кемская и обратно. Остался №1.

43 Лососинское шоссе – пр. А. Невского – ул. Ленинградская - остался №19.

48 Лососинское ш. - ул. Гоголя - пр. Комсомольский - пр. А. Невского - ул. Луначарского - пр. К. Маркса - ул. Куйбышева - пр. Ленина - ул. Кирова - ул. Ленинградская - пр. Октябрьский.

51 Радиозавод - пер. Ругозерский - ул. Олонецкая - ул. Ватутина - ул. Чапаева - ул. Шотмана - пл. Гагарина - ул. Красноармейская - ул. Гоголя - ул. Мерецкова - пр. А. Невского - ул. Калинина - ш. Ключевское - ул. Репникова - ул. Антонова - ул. Корабелов - ул. Ключевая -ул. Судостроительная - ул. Кемская. Сохранил свою прежнюю нумерацию - №10.

65 Древлянка - бул. Интернационалистов - пр. Лесной - Республиканская больница - Слюдяная фабрика - пл. Гагарина - Университет - Гостиница «Северная» - Театр «Творческая мастерская - ул. Кирова - пл. Кирова и обратно.  Остался маршрутом №15.

70 Мясокомбинат - ул. Заводская - пр. Первомайский - пр. Ленина - пл. Гагарина - ул. Красноармейская - ул. Гоголя -ш. Лососинское - Древлянка и обратно. Сохранил старый №7.

 

            В газете «Все» от 23-29 апреля 2002 г. размещена схема городского пассажирского транспорта, в которой помимо существовавших отражены также маршруты автобуса №42 и №42а соответственно Древлянка – ул. Сыктывкарская – ул. Чапаева – пр. Ленина – пл. Кирова и Древлянка – пл. Кирова – хлебокомбинат, а также уже упоминавшийся маршрут №12.

 

31 октября 2002 г. распоряжением главы самоуправления г. Петрозаводска №536-р был утвержден перечень городских маршрутов движения общественного транспорта на осеннее-зимний период (см. газету Официальный вестник (Горожане – это мы) №2 от 1 ноября 2002 г.). В него, помимо действующих в 2002-2003 г. маршрутов автобусов и маршрутных такси включены маршруты:

№2 Диспетчерская Сулажгора – ул. Сулажгорская – ул. Новосулажгорская – Ветеринарный переулок – ул. Пограничная – ул. Боровая – ул. Профсоюзов – ул. Связи – ул. Матросова – ул. Муезерская – ул. Чапаева – ул. Шотмана – пл. Гагарина – ул. Красноармейская – Комсомольский пр. – ул. Ровио – ул. Лыжная – Ключевское шоссе – ул. Репникова – ул. Ключевая – ул. Судостроительная – ул. Кемская и обратно по тому же маршруту.

№3 Ст. Товарная – ул. Разина – Первомайский пр. – ул. Московская – Октябрьский пр. – ул. Ленинградская – ул. Кирова – пр. Ленина – пл. Гагарина – ул. Красноармейская – Комсомольский пр. – ул. Ровио – ул. Лыжная – ул. Калинина – пр. А. Невского – ул. Мерецкова – ул. Антикайнена – пр. Ленина – ул. Кирова – ул. ленинградская – Октябрьский пр. ул. Московская – Первомайский пр. – ул. Краснофлотская – Товарная станция.

№24 К/ст «Лыжная» - ул. Лыжная – ул. Ровио – Комсомольский пр. – ул. Красноармейская – пл. Гагарина – ул. Шотмана – ул. Чапаева – пр. Лесной – и обратно по тому же маршруту.

№46 Древлянка-4 (ул. Хейкконена) – Лососинское шоссе – Лесной пр. – Комсомольский пр. – ул. Ровио – ул. Лыжная – ул. «Правды» - пр. К. Маркса – пл. Ленина – ул. Энгельса – пр. Ленина – ул. Куйбышева и обратно.

 Маршрут №46 также был отражен в схеме городского пассажирского транспорта в газете «Все» от 19 ноября 2002 г., но там показана следующая схема движения: Древлянка – Лососинское шоссе – Комсомольский пр. (обратно – Лесной пр.) – ул. Ровио – ул. «Правды» - пл. Кирова – пр. К. Маркса – пл. Ленина – ул. Куйбышева – пл. Кирова и обратно.

 

Один из проектов сети городского пассажирского транспорта, разработанных администрацией г.Петрозаводска в 2002 г. (Информацию прислал С. Гайдук – автор сайта Петрозаводск-2)

 

6 мая 2003 г. в администрации Петрозаводска состоялось заседание Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, главным вопросом которой стала работа частного маршрутного транспорта. В ходе совещания участники ознакомились с проектом маршрутной сети, который практически не претерпел изменений. Непродолжительные дебаты возникли вокруг маршрута №41, который ранее следовал с ул. Попова через улицы Сыктывкарскую, Чапаева, пр. Ленина и далее по маршруту троллейбуса №1. Коллегиальным решением в целях безопасности на дороге участники встречи постановили новый маршрут для автобуса №41 - с ул. Попова через Лососинское ш., ул. Гоголя, площади Ленина и Кирова и далее по маршруту троллейбуса №1. Движение по указанному маршруту на практике не осуществлялось – автобусы маршрута №41 ходили как и раньше.

 

Май 2003 г. – В Приложении к распоряжению главы местного самоуправления г.Петрозаводска от 05.05.2003 №227-р приводится Перечень основных маршрутов общественного транспорта в г.Петрозаводске (Официальный вестник, 2003, 5 июня):

Наряду с №4 Древлянка – Соломенский кирпичный завод, №5 Сулажгора – Птицефабрика – Ужесельга, №6 Древлянка – пл. Кирова, №9 Древлянка – Томицы указан №12 Сулажгора – ул. Сулажгорская – ул. Новосулажгорская – Ветеринарный пер. – ул. Боровая – ул. Профсоюзов – ул. Чапаева – пл. Гагарина – пр. Ленина – ул. Куйбышева – пл. Кирова – ул. «Правды» - ул. Лыжная – ул. Ломоносова – ул. Гвардейская - Сайнаволок – Родниковый пер. – Вознесенское шоссе – Ужесельга и обратно.

В перечне Дополнительных коммерческих маршрутов упоминаются существующие маршруты (7, 8, 10, 11, 13, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 31, 33, 36, 41, 45, 46, 47, 71 и 77), а также:

№2 Диспетчерская Сулажгора – ул. Сулажгорская – ул. Новосулажгорская – Ветеринарный переулок – ул. Пограничная – ул. Боровая – ул. Профсоюзов – ул. Связи – ул. Матросова – ул. Муезерская – ул. Чапаева – ул. Шотмана – пл. Гагарина – ул. Красноармейская – Комсомольский пр. – ул. Ровио – ул. Лыжная – Ключевское шоссе – ул. Репникова – ул. Ключевая – ул. Судостроительная – ул. Кемская и обратно по тому же маршруту.

№3 Ул. Лыжная – ул. «Правды» - пр. А. Невского – ул. Мерецкова – Первомайский пр. – ул. Заводская – ДСК и обратно.

№16 Диспетчерская Древлянка –Лососинское шоссе– ул. Красноармейская – пл. Гагарина - пр. Ленина – Первомайский пр. – ул. Сулажгорская – Диспетчерская Сулажгора и обратно.

№24 Завод «Авангард» - ул. Онежской флотилии – ул. Ключевая – ул. Репникова – Ключевское шоссе – ул. Лыжная – ул. Ровио – Комсомольский пр. – пл. Гагарина – Красноармейская ул. – ул. Гоголя – Лососинское шоссе – ул. Попова – ул. Сыктывкарская – пр. Лесной – Лососинское шоссе – ул. Черняховского – ул. Пархоменко – ул. Ватутина – ул. Чапаева – ул. Шотмана – Красноармейская ул. – Комсомольский пр. – ул. Ровио – ул. Лыжная и далее до завода «Авангард».

 

27 августа 2003 г. в газете «Губерния» (№35) – информация о предложении транспортной компании «Магистраль» о введении нового маршрута: ул. Лыжная – ул. Ровио – пл. Гагарина – пр. Ленина – Первомайский пр. – Достоевского – ул. Заводская – ДСК – ул. Зайцева – наб. Варкауса и далее до ул. Лыжной с двумя местами для льготников.

 

4 декабря 2003 г. в газете «Петрозаводск» в заметке «Соломенное на связи» упоминается о планах администрации города ввести новый маршрут №23 ул. Лыжная – Соломенное на 16 автобусах с интервалом движения 7 минут. Данный маршрут поможет жителям Соломенного без пересадки доехать до поликлиники на Первомайском пр. Маршрут Соломенное - ул. Лыжная появился с 11 марта 2004 г.

 

В номере 16 газеты «Официальный вестник» за 31 декабря 2003 г. в качестве приложения к Распоряжению главы местного самоуправления г. Петрозаводска от 19 декабря 2003 г. №677-р «Об утверждении перечней основных и дополнительных маршрутов движения пассажирского транспорта на период с 20 декабря 2003 г. по 1 июня 2004 г.» опубликован перечень основных и дополнительных маршрутов движения пассажирского транспорта общего пользования г.Петрозаводска. Интересны описания основной и дополнительной автобусной маршрутной сети пассажирского транспорта общего пользования. Ряд из описаний путей следования автобусов на день опубликования данного акта в печати по февраль 2004 г. пока можно отнести к проектам (многие из маршрутов фактически не существуют или их движение осуществляется по иной схеме следования). Так, в основном перечне автобусных маршрутов, перечислены маршруты №4, 5, 6 и 9, причем в описании маршрута №5 указано, что он следует до Сулажгорского кладбища в выходные дни с 9 до 16 час.). В перечне дополнительных маршрутов движения пассажирского транспорта перечислены маршруты №1, 7, 8, 10, 11, 13, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 25, 27, 31, 32, 33, 36, 41, 44, 45, 46, 47, 71, 77.

Из них - №27 (конечная станция Щербакова – ш. Вытегорское – ул. «Правды» - пр. А. Невского – ул. Мерецкова – ул. Антикайнена – пр. Первомайский – ул. Заводская – мясокомбинат – ул. Заводская – пр. Первомайский – ул. Антикайнена – ул. Мерецкова – пр. А. Невского- ул. «Правды» - ул. Лыжная – ул. Ломоносова – ул. Щербакова - конечная станция Щербакова) и №32 (конечная станция Балтийская – ул. Парфенова –ул. Ровио – пр. Комсомольский – пр. Лесной – ш. Лососинское – ул. Попова – ул. Сыктывкарская (обратно по пр. Лесному) – пр. Лесной – съезд с ул. Боровой – ул. Боровая – ул. Пограничная – пер. Ветеринарный – ул. Сулажгорская – конечная станция Сулажгора – в выходные дни с 9 до 16 час. кладбище Сулажгорское и обратно). Изменения в существующих маршрутов, пока не коснувшиеся их на практике - маршрут №7 утвержден как следующий до конечной станции мясокомбинат, №11 (отменен 25 января 2004 г.) до второго военного городка, №17 – путь следования согласно перечню продлен от конечной станции Древлянка по ул. Сыктывкарской и пр. Лесному до радиозавода с возвращением по ул. Древлянка, №18 – предполагается следование от ул. Мелентьевой по ул. Зайцева и Заводской до мясокомбината, №19 – по существующему маршруту до ул. Ленинградской, далее по пр. Октябрьскому до рынка «Главный», №23 – от ул. Щербакова по существующему маршруту до мясокомбината, далее по ул. Заводской, Соломенском ш. до Соломенного. на данный момент пока сложно сказать, отразятся ли утвержденные в данном нормативно-правовом акте изменения путей следования маршрутов частных и муниципальных автобусов и маршрутных такси на реально существующих путях их движения (в перечне не отражены, к примеру существующие на январь-февраль 2004 г. маршруты №55 и 71.1).

 

В информационной предвыборной листовке «Древлянка» в интервью кандидата в депутаты Петрозаводского городского совета Бородатова П.Ю. содержится обещание выполнить наказ избирателей о восстановлении «короткого»автобусного маршрута №16 «Древлянка – пл. Гагарина», «который бы решил проблему выезда в центр пенсионеров, ветеранов и др. льготников», которым гарантировано право на льготный проезд.

 

В мае - июне 2004 г. в ряде периодических печатных и электронных изданий республики появились сообщения о закупке администрацией г. Петрозаводска 15 автобусов "ЛиАЗ", которые будут переданы Петрозаводскому троллейбусному управлению. Назывались следующие будущие маршруты автобусов: Древлянка - ул. Чапаева - пл. Гагарина - ул. Куйбышева - ул. Лыжная (в интервью главы м. с. у.  в газете «Петрозаводск» от 23 июня 2004 г. содержалась уже информация о маршруте Древлянка – пл. Кирова); Древлянка - ул. Чапаева - пл. Гагарина - ул. Заводская; ул. Заводская - Соломенное; ул. Лыжная - Птицефабрика. В выпуске газеты "Карельская Губерния" от 9-15 июня 2004 г. содержатся сведения также о маршрутах в районы Сулажгорского кирпичного завода и Железнодорожного поселка.

 

В перечне дополнительных маршрутов движения пассажирского транспорта, являющемся приложением №2 к распоряжению главы самоуправления г. Петрозаводска №330-р от 8 июня 2004 г. (см. Официальный вестник от 17 июня 2004 г.) содержатся следующие изменения в сети маршрутов коммерческих автобусов (на 21 июня 2004 г. остаются не осуществленными на практике): №17 – от Лесного пр. в сторону Лососинского ш. следует по ул. Древлянка, а не так как существует в реальной практике - по ул. Сыктывкарской, №18 продлен по ул. Зайцева, Заводской до мясокомбината); №19 уже «традиционно» продлен от ул. Ленинградской по Октябрьскому пр. до рынка «Главный»;  №23 – от ул. Щербакова по ш. Вытегорскому – ул. Ульянова – ул. Ломоносова – ул. Лыжная и далее по существующему маршруту. В перечне пригородных маршрутов, утвержденных данным распоряжением новый маршрут №511 – ул. Беломорская – ул. Пограничная – ул. Боровая – ул. Профсоюзов - ул. Связи – ул. Чапаева – ул. Шотмана – ул. Красноармейская – Комсомольский пр. – пр. А. Невского – ул. «Правды» – Ключевское ш. – ул. Репникова – ул. Гвардейская – автодорога Петрозаводск-Ошта – д. Ужесельга. Движения по маршруту пока нет. В списке основных маршрутов – автобусный маршрут №5 продлевается в выходные дни с 9 до 16 ч. до кладбища «Сулажгорское», чего тоже пока нет.

 

          В июне 2004 г. в связи с появлением в городе муниципальных автобусов помимо действующих в настоящее время были разработаны также маршруты: №78 – ул. Заводская – Соломенский кирпичный завод, № 79 – ул. Заводская – железнодорожная станция Томицы, № 84 – Троллейбусное управление – рынок «Главный» (в прямом направлении) – пр. Октябрьский – пр. Ленина - республиканская больница – Древлянка, а также, несколько позднее – маршрут №81 - Троллейбусное управление – Первомайский пр. – ул. Мерецкова – ул. Калинина – Старая Кукковка – Птицефабрика.

 

В газете «Официальный вестник» от 12 августа 2004 г. был объявлен открытый конкурс на право транспортного обслуживания по регулярному маршруту пассажирского транспорта №14. Путь следования был указан следующий: Студенческий городок – ул. Чапаева – ул. Шотмана – пл. Гагарина – пр. Ленина – ул. Кирова – пр. К. Маркса – пл. Кирова – ул. «Правды» - Ключевское ш. – наб. Онежской флотилии – завод «Авангард» и обратно. Срок выполнения был указан – до 31 декабря 2004 г. Результаты конкурса не известны. В новом перечне маршрутов движения пассажирского транспорта, утвержденного распоряжением главы самоуправления г.Петрозаводска от 11 октября 2004 г. данного маршрута нет.

 

2004 г., проект маршрута - Сулажгора – Пограничная ул. – просп. Лесной– ул. Чапаева – просп. Ленина – пл. Кирова – ул. «Правды» - ул. Кемская.

 

19 ноября 2004 г. администрацией местного самоуправления г. Петрозаводска был утвержден маршрут №32: Сулажгора –- ул. Сулажгорская - пер. Ветеринарный - ул. Пограничная - ул. Халтурина - пр. Лесной - ул. Древлянка - ул. Попова - Лососинское шоссе - пр. Лесной - пр. Комсомольский - ул. Ровио - ул. Лыжная - ул. Балтийская. Движение по маршруту не осуществляется и по настоящее время.

 

В перечне дополнительных маршрутов движения пассажирского транспорта, являющемся приложением №2 к распоряжению главы самоуправления г. Петрозаводска №288-р от 19 июня 2006 г. (см. Официальный вестник от 29 июня 2006 г.) маршруты автобуса № 7 и 77– продлены по Шуйскому шоссе до к/ст. проезд Автолюбителей, № 18, 25 и 48 до аэропорта «Пески», введен маршрут № 14 Древлянка – ул. Гоголя – ул. Красноармейская – ул. Ровио - - ш. Ключевское – Кемская, а также присутствует недействующий маршрут № 45.

 

2006 г. – проекты продления маршрута № 74 до Сулажгоры или проезда Автолюбителей.

 

Проект Управления транспорта и связи администрации г. Петрозаводска - автобусный маршрут № 34 Сулажгора – 5 поселок – пр. Ленина – Кемская (ТВР-Панорама, 2006, 13 декабря).

 

Некоторые другие проекты развития общественного транспорта г. Петрозаводска (Автор материала А.Р. Хабибулин – один из авторов сайта «Петрозаводск-Транспортный») – 1, 2.

 


Внутригородской поезд

 


В 1990 г. постоянная комиссия Петрозаводского городского совета по вопросам охраны природы и экологии предлагала «ввести в час «пик» маршрут рабочего поезда через весь город от Южной промышленной зоны до Северной со строительством платформ на Ключевой и Голиковке». Тем самым снимались бы транспортные проблемы этих районов. (См. НА РК, ф.р.-460, оп.10, д.3/13, л.30).


Трамвай – см. petrotram.htm


Метрополитен :-)

 

Из статьи Виталия Слепкова «Метро имени избирателей» в газете «Петрозаводск» от 14 февраля 1992 г.:

Время от времени исполкому Петросовета получает письма, содержащие фантастические, сумасшедшие или сумасшедше-фантастические проекты… Самый знаменитый проект до сих пор хранится в архиве управления архитектуры и градостроительства. Он адресован мэру города Петрозаводска. Подписан он фамилиями избирателей вроде С.М. Славгородский, В.В. Алтайский. Как оказалось всеми этими именами подписался один человек… В письме предлагается разработка транспорта будущего, но не такого уж далекого будущего…

К письму было приложена карта города, на которой фломастером изображены маршруты метро и автоэстакады… И то и другое должно было связать все районы города вплоть до Соломенного…

Работников исполкома, к которым попало письмо, насторожили красивые фамилии авторов проекта… Получатели обратились за консультацией в здравотдел, там установили, что автор мыслей, заметок и т.д. состоит на учете в соответствующем заведении».


 


На главную страницу

 



* Неудовлетворительная работа автобусного транспорта не раз становилась темой для публикаций в печати. так, в 7 января 1972 г. Н. Чернооким в статье «Автобус не вышел в рейс», опубликованной в республиканской газете «Ленинская правда» поднималась проблема невыхода автобусов на линию. Так, в ноябре 1973 г. по этой причине было сорвано 2125 рейсов. Наиболее проблемными в этом отношении были маршруты №3 – 497 случаев невыхода на линию, №4 – 374, №8 – 236. Причинами этого назывались технические неисправности, нехватка резины, невыход на работу шоферов и кондукторов, использование автобусов для спецрейсов, аварии.