Начало
1900-1940
Расцвет 78 оборотов
Долгоиграющие
Спецвыпуски
Местная промышленность
Звуковые письма
Конверты
Послушать пластинки
Ремастеринг
Гостевая книга
Радиомузей

ЛИЦА
ЛАКОВОГО ДИСКА

Russian Version

 

English Version

Эти страницы посвящены истории отечественной грампластинки. В течение целого столетия (с конца ХIХ до конца ХХ века) граммофонный диск оставался основным источником “консервированной” звуковой информации в быту.
Идея записи информации на плоском носителе по спиральной дорожке, предложенная Эмилем Берлинером еще в 1888 году, оказалась столь плодотворной (в силу компактности и простоты тиражирования записей), что находит и поныне применение в современных цифровых устройствах записи-считывания информации (CD-Audio, CD-ROM, DVD и пр.). Имея родоначальником восковой валик Эдисона, для которого предусматривалась возможность записи в бытовых условиях, лаковый диск Берлинера (“пластинка”) не имел такой возможности. Распространившиеся у нас с начала 1960-х годов бытовые магнитофоны, восполняя этот недостаток, тем не менее, так и не достигли уровня, необходимого для передачи качества звучания лучших грампластинок. Появившийся в 1982 году цифровой аудиодиск при существующем стандарте также не смог затмить механическую запись по акустическим показателям.
Не находя смысла повторять многократно изложенную в источниках общую историю механической звукозаписи, предлагаем читателям ознакомиться с ней, например, на сайте Екатеринбургского музея радио. Система датировки пластинок приведена на сайте Алексея Кочанова, расшифровка надписей на этикетках - на сайте Олега Борового. Цель данного обзора – обрисовать развитие и многообразие форм отечественных грампластинок на имеющемся иллюстративном материале, главным образом, с точки зрения потребителя. Обзор не может претендовать на полноту, как и любой, выполненный одним коллекционером-исследователем. Количество и разнообразие материала требует совместных усилий. Отдавая должное огромной работе по лейблам отечественных пластинок на прекрасном сайте Юрия Гришина, приводим здесь документальный материал, не представленный на вышеупомянутом и других сайтах (за редким исключением, когда могла бы пострадать последовательность изложения). Интересующимся рекомендуем также обязательно посетить соответствующий раздел на страницах “Советский джаз 30-40 годов”, а также ознакомиться с нижеприведенными источниками. Выражаем благодарность коллекционеру из Курска Б.Бронникову за некоторые уточнения.

Г.Скороходов. Слушая заново. - "Юность", - №2, 1986 г. - с.4
П.Грюнберг. 90 лет грамзаписи в России. - "Мелодия" (каталог-бюллетень), -№2, 1989 год, - с.16.

(с) Текст и изображения В.Брусникин, 2002

Наверх