Начало
1900-1940
Расцвет 78-х
Местная промышленность
Долгоиграющие
Спецвыпуски
Звуковые письма
Конверты
Послушать пластинки
Ремастеринг
Гостевая книга
Радиомузей


ЛИЦА
ЛАКОВОГО ДИСКА

Перед разработчиками и технологами в области грамзаписи всегда стоял вопрос увеличения времени звучания пластинки - пресловутые 2-3 минуты на одну сторону стали к середине 1950-х годов совершенно неприемлемыми. Для уплотнения записываемой информации было необходимо уменьшить шаг звуковой дорожки и скорость записи.

  И то, и другое требовали применения нового, более совершенного материала для пластинок - прежний, неподатливый и крупнозернистый, не соответствовал повышенным требованиям. Однако его модификация позволила в 1951 году начать выпуск так называемых "долгоиграющих" пластинок. При прежней радиальной скорости (78 оборотов в минуту) из-за уменьшения шага дорожки длительность звучания одной стороны пластинки "гранд" возросла до 7 минут. Но этого было, конечно, недостаточно. Перед вами одна из первых отечественных долгоиграющих пластинок (матрица Д-505, начата новая нумерация для нового стандарта)

Радикальным прорывом стало освоение в производстве нового материала для грампластинок - винилита (сополимера винилхлорида и винилацетата), его цвет мог варьироваться в зависимости от вводимых красителей. Попутно была решена еще одна проблема, доставлявшая прежде столько хлопот любителям грамзаписи - хрупкость пластинок. Новый материал был легким, очень прочным и позволял настолько уменьшить шаг звуковой дорожки и скорость записи, что одна сторона все того же формата "гранд" стала звучать до 15 минут.

  После опробования на прежней скорости записи последнюю удалось уменьшить до 33 1/3 оборота в минуту. Она стала стандартной для долгоиграющих пластинок до полного окончания их производства. "Переходные" долгоиграющие пластинки, со скоростью 78 оборотов/мин, выпускались недолго и в небольшом количестве. Справа - редкая этикетка долгоиграющей пластинки Апрелевского завода.

Новый стандарт не был лишен недостатков. Во-первых, остро встала проблема совместимости - вся старая аппаратура не годилась для воспроизведения долгоиграющих пластинок. Для их проигрывания был необходим новый, легкий звукосниматель с малогабаритной корундовой иглой. Вся вновь разрабатываемая аппаратура оснащалась двухскоростными проигрывателями и звукоснимателями с двумя переключаемыми иглами - для обычных и долгоиграющих пластинок. Новые правила пользования пластинками появились на конвертах.

Винилит, в силу большей мягкости, более требователен к условиям хранения - при небрежном обращении долгоиграющая пластинка быстро приходит в полную негодность из-за царапин и пыли. Малое расстояние между дорожками записи (даже при применении переменного шага нарезки) привело к появлению копир-эффекта (проникновение громких сигналов на соседнюю дорожку), который слышен и на современных пластинках. Жесткими были и технологические требования, при несоблюдении которых качество пластинок сильно падало. В результате сохранность 78-х пластинок 1960-х годов позволяет сейчас получить даже лучшее звучание, чем 33-х тех же времен, не выдержавших испытания временем.
За рубежом широко применялась также скорость 45 оборотов в минуту - это позволяло несколько смягчить технологические требования и улучшить качество звучания. С другой стороны, предпринимались попытки понизить скорость до 16 и даже до 11 оборотов в минуту. Но выигрыш в длительности звучания сопровождался неприемлемым снижением его качества.

С возрастанием технологических требований при производстве долгоиграющих пластинок резко сократилась продукция местных фабрик, были закрыты кустарные граммофонные артели. С новыми условиями справились только крупнейшие предприятия местной промышленности, такие, как Ленинградская фабрика "Пластмасс". Показанные этикетки датируются 1960 годом.

Одна из последних по времени этикеток Ленинградской фабрики "Пластмасс" (1961 год). По безликости она напоминает самые первые образцы этикеток этой фабрики.

С 1960 года на этикетках отечественных пластинок стал появляться новый символ, похожий на обручальные кольца - эмблема стереофонии. Но для потребителей он почти на десятилетие так и оставался символом. Стереопроигрыватели начали выпускаться в достаточном количестве и стали доступными для населения по цене только к концу 1960-х годов.
В 1958 году в Москве открылась Всесоюзная студия грамзаписи, а в 1964 году образована Всесоюзная фирма грампластинок "Мелодия", в которую вошли Апрелевский, Ленинградский, Рижский, Ташкентский, Тбилисский и Бакинский заводы. Здесь показаны редкие этикетки Рижского завода.

  В 1960-е - 1970-е годы встречались пластинки фирмы "Мелодия", выпущенные в красном винилите.

Известные с 1938-го года, гибкие грампластинки получили широкое распространение в 1970-х годах. Компактные, удобные и разноцветные, они стали очередным увлечением молодежи. Но быстро открылись и их недостатки - низкая износостойкость (всего несколько десятков проигрываний) и невысокое качество звучания. Стало ясно, что область их применения ограничена ознакомительными записями в звуковых журналах ("Кругозор" и пр.). Гибкие пластинки выпускались с записью на одной или двух сторонах.

Слева - формат стандартной западной пластинки для музыкальных автоматов - диаметром 175 мм, с центральным отверстием 38 мм для скорости 45 об/мин. Для проигрывания таких пластинок на обычном проигрывателе использовался специальный вкладыш на оси диска. Подобные пластинки такого же диаметра на 33 и 45 об/мин выпускались у нас небольшими тиражами в начале 1960-х. Благодаря прорезям вокруг стандартного центрального отверстия они могли, помимо обычного использования, устанавливаться и в музыкальный автомат. Для этого центральная зона выламывалась по прорезям до требуемого для автоматов размера. На этикетках встречались надписи "Для автоматов "Меломан". В 1980-х годах появились несколько серий пластинок-"гигантов" на скорость 45 об/мин (Например, серия "Спорт и музыка"), а несколько позднее - и миньоны-"сорокапятки" (справа)

Среди филофонистов 1980-1990 годов ходили упорные слухи (подтверждаемые практикой), что различные цвета этикеток пластинок фирмы "Мелодия" соответствовали разным частям тиража с одной пресс-матрицы. Наилучшие по качеству пластинки (первая часть тиража с неизношенной матрицы) имели черную этикетку, далее (в порядке ухудшения) - синюю, красную и, наконец, белую. Несмотря на ответы специалистов в журналах о несостоятельности подобного мнения, автор остается в числе непереубежденных. Среди белых пластинок в коллекции попадаются как хорошие, так и посредственные по качеству звучания, а среди цветных - только хорошие и отличные. Подобный расклад совпадает с предположением о частях тиража. А что скажут наши читатели?

В 1981 году на пластинке впервые издана фонограмма, записанная цифровым способом. На этикетках таких пластинок помещалась надпись "цифровыя запись".
Слева - экспериментальная пластинка с четырехканальной записью (квадрапластинка), выпущенная на Московском опытном заводе "Грамзапись" в 1980 году. Для записи четырех каналов на двух гранях звуковой бороздки у нас была применена специальная система электронного кодирования - суммарно-разностная система ABC. Справа для примера - пластинка чехословацкой фирмы Suprafon, записанная по другой системе кодирования - матричной SQ-QS. Квадрапластинки (и квадра-аппаратура воспроизведения) не получили тогда распространения (из-за сложности и дороговизны). Многоканальная запись звука стала широко применяться только в конце ХХ века в цифровых стандартах звуковоспроизведения (DVD,
Dolby Surround и пр.)

В начале 1990-х годов в СССР появились несколько небольших звукозаписывающих компаний (в том числе, полулегальных), выпускавших продукцию под своими лейблами (а также вовсе без таковых). Показанные пластинки изготовлены компаниями Russian German Music (СПб.), SNC Records ("Советская независимая фирма грамзаписи"), АО "Ладъ" (Москва) и Russian Disk.

Последняя изготовлена по технологии DMM (Direct Metal Mastering), разработанной фирмой Teldec. Это - технология прямой записи на металлический диск, с которого производится тиражирование пластинок. Она позволяет заметно улучшить качество воспроизведения. Фирма "Мелодия" в 1990-х годах также выпускала пластинки по технологии DMM.

Эти пластинки 1990-х годов несут логотип студии А.В.Тропилло ("АнТроп") и созданного им "Продюсерского центра рок-н-ролльных приходов Единой Евангелическо-Лютеранской церкви России". Информацию о многочисленных российских звукозаписывающих компаниях нового времени можно найти на сайте rockmusic.ru.

Наверх