Жилищно-коммунальное
хозяйство
| Итоги соц-эк развития | Доклады | Промышленость | Торговля | Малый бизнес | Сельс. хоз. | Транспорт | Связь | ЖКХ |
Районная целевая программа
"Реформирование и модернизация
жилищно-коммунального хозяйства
Лоухского муниципального района
на 2007-2010 годы"



ВВЕДЕНИЕ

В районной целевой программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Лоухского муниципального района Республики Карелия на 2007 - 2010 годы ставятся задачи ликвидации дотационности, привлечения инвестиций, становления конкурентных договорных взаимоотношений в жилищно- коммунальной сфере. Программа определяет комплекс мероприятий, способствующих повышению надежности в работе коммунальных систем жизнеобеспечения, а так же обеспечению комфортных и безопасных условий проживания людей.

Целью Программы является работа по модернизации оборудования, замене ветхих и устаревших сетей на современные, эффективные, с учетом внедрения ресурсосберегающих технологий и мер стимулирования энергосберегающих программ, возможности использования и привлечения предприятиями ЖКХ всех доступных ресурсов, включая собственные, что позволит решить вопросы надежного и качественного обеспечения потребителей услугами жилищно-коммунального хозяйства.

1. Технические и экономические предпосылки необходимости реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Лоухского муниципального района.

1.Техническое состояние жилищно-коммунального хозяйства.

В Лоухском муниципальном районе проживает 19 тысяч жителей. Услугами отрасли жилищно-коммунального хозяйства в районе пользуются более 16 тысяч жителей. Весь жилищный фонд района составляет 330 тыс. квадратных метров. Муниципальный район имеет в собственности 175 тыс. квадратных метров жилья.

Географическое положение района и процессы, происходящие в экономике страны, во многом определили стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства и проблемы его состояния в настоящее время.

Из-за удаленности строений друг от друга тепловые и водопроводные сети имеют большую протяженность
Протяженность водопроводных сетей - 59,9 км
Протяженность тепловых сетей - 46,8 км.
Протяженность канализационных сетей - 43,8 км.

В Лоухском муниципальном районе работают 26 котельных, из них 25 муниципальных котельных, в том числе 2 котельные работают на мазуте, 20 котельных на угле, 4 котельные на дровах.

В процессе выполнения Республиканской целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на 2004-2010 годы" (далее по тексту "ПРОГРАММА") в 2005 году капитально отремонтировано здание и поставлено новое оборудование в котельной № 6 "Совхоз" п.Лоухи, проведен частичный ремонт котельной ЦПК в. Чупа. В 2006 году поставлено новое оборудование в котельных п. Малиновая Варакка , п. Плотина за счет средств бюджета Республики Карелия. Котельная "Школа" п. Кестеньга отремонтирована за счет софинансирования средств бюджета Республики Карелия и бюджета Лоухского муниципального района. Однако остальные котельные требуют капитального ремонта, особенно в удаленных поселках таких как п. Пяозерский, п. Кестеньга котельная "Детского сада", п. Энгозеро "Школа" и др. Ряд котельных планируется к закрытию - из-за технического состояния котельная №2 "ЦРБ" п. Лоухи для этой цели средства выделены из Республиканского бюджета, а котельная УКК ул. Слюдяная п. Чупа, котельная №5 "СУ" из-за их убыточности. Нерентабельные котельные так же в . п. Хетоламбино и п.Тэдино, но для решения проблемы перевода жилых домов на отопление электрическими конвекторами необходимо решить проблему водоснабжения этих поселков, так как система водоснабжения проложена спутником системы теплоснабжения.

Потери тепловой энергии в результате отсутствия эффективной изоляции и ветхости теплотрасс достигают 35 процентов. Большая работа проведена по ремонту систем теплоснабжения в 2005-2006 году в рамках выполнения ПРОГРАММЫ-заменены теплотрассы на ул. Юбилейная п. Лоухи, реконструкция участков тепловых сетей и смена изоляции головного участка теплотрассы п.Чупа, смена самого ветхого участка теплотрассы п.Малиновая Варакка. Однако для нормального функционирования системы водоснабжения необходимо в ближайшие годы как минимум заменить 6705 п.м. теплотрасс или 14,3% от эксплуатируемых теплотрасс и произвести смену утеплителя на 3320 п.м. теплотрассы..

Потери холодной воды достигают 20-25 %. Огромная работа выполнена по замене напорных водоводов п. Лоухи в рамках Республиканской целевой "ПРОГРАММЫ". - заменены участки напорного водовода по ул. Советская, ул. Гвардейская, ул. Совхозная. Большую работу предстоит выполнить для уменьшения потери воды из системы водоснабжения в предстоящие три года - заменить 3,3 км труб водопровода или 5,5% эксплуатируемых сетей.

По данным бухгалтерского учета износ системы канализации составляет 85%. Работа системы канализации в Лоухском муниципальном районе поддерживается за счет финансовых средств предприятий ЖКХ и местного бюджета. В Лоухском муниципальном районе в конце 80-х годов поднимался вопрос строительства очистных сооружений в п. Лоухи, разработан проект на строительство КОС, однако в силу произошедших экономических изменений в стране этот проект не воплощен в жизнь. Очистные сооружения п. Пяозерский имеют 100 % износ, поэтому необходимость капитального ремонта давно назрела.

Стабильность работы жилищно-коммунального хозяйства главным образом зависит от обеспечения надежного электроснабжения. Износ муниципальных систем электроснабжения более 90%. Впервые в 2006 году из Республиканского бюджета выделены средства на обеспечение надежного электроснабжения - отремонтирована воздушная линия электропередачи п. Тэдино. В Лоухском муниципальном районе 147,5 км. линий электропередачи, из них требуют неотложного ремонта 9,5 км, или 6,4% от эксплуатируемых.

Несмотря на разнородность услуг, все они имеют единые признаки:
  • - использование в технологическом процессе сложной инженерной инфраструктуры,
  • - строгая последовательность всех стадий технологического процесса,
  • - невозможность потребителя отказаться от данного вида услуг на длительное время,
  • - невозможность компенсации предоставляемых не в полном объеме услуг в один период за счет их более полного использования в другой период.
На территории Лоухского муниципального района коммунальные услуги оказывают 5 предприятий, из них 3 муниципальных предприятия - МП МО "Лоухский район" Лоухское "Энергопредприятие" , МП МО "Лоухский район" "Приполярные ТВС", МП МО "Лоухский район" "Чупа-Теплосеть" и 2 частное предприятие -общество с ограниченной ответственностью "Пяозерские ТВС", общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнергия Пяозерский".

Объемы обслуживания объектов ЖКХ, существующие темпы строительства и капитального ремонта в районе не обеспечивают прямого воспроизводства коммунальных объектов и жилищного фонда.

Капитальный ремонт жилых домов из-за отсутствия в местном бюджете средств не производится, в связи с этим увеличивается площадь ветхого и аварийного жилья, а так же количество аварийных ситуаций на инженерных сетях и в котельных.

Изношенность коммуникаций, усиление риска разрушения конструкций жилых домов по причине их ветхости, оказали существенное влияние на потенциальную возможность оказания в полном объеме и качественных жилищно-коммунальных услуг, резко снизили условия комфортного проживания.

В связи с этим возникла объективная необходимость продолжить переоснащение коммуникационных сетей, замену котельного оборудования, переход на более экономные виды топлива и наконец-то начать осуществлять реконструкцию и модернизацию существующего жилищного фонда.


2. Финансовое состояние предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Общий объем предоставленных предприятиями ЖКХ услуг за 1 полугодие 2006 года составил -107,9 млн. руб. Рост объемов в стоимостном выражении связан с увеличением цен и тарифов на услуги ЖКХ как из-за роста стоимости энергоресурсов, инфляции, так и потерь в сетях при эксплуатации изношенного и неэффективного оборудования.

В настоящее время решена проблема кредиторской задолженности бюджета и бюджетных организаций перед предприятиями ЖКХ. Возникла другая проблема - резкий скачок цен на топливо энергетические ресурсы. Цены на мазут возросли почти в два раза по сравнению со стоимостью топлива, заложенной при расчете тарифа. Правительство Республики Карелия решило проблему возмещения затрат разницы в стоимости топлива потребленного бюджетными учреждениями и населением. Разница в стоимости топлива, потребленного коммерческими предприятиями, легла в основу убытков предприятия.

Безработица в Лоухском муниципальном районе из-за закрытия градообразующих предприятий, таких как леспромхозы, предприятий железнодорожного транспорта, звероводческого хозяйства, горнообоготительного комбината и геологоразведочной партии вынудило большинство трудоспособных граждан выехать за пределы Лоухского муниципального района, одновременно и пополнила квалифицированными кадрами жилищно-коммунальное хозяйство. Часть населения осталась невостребованной и пополнила армию безработных, а, следовательно, неплатежеспособных граждан.

Задолженность населения перед предприятиями ЖКХ по состоянию на 01.07.06 г. составила - 8,6млн. руб., в том числе просроченной 5,4 млн. руб.

В соответствии с федеральным законодательством уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги к затратам на производство этих услуг установлен в размере 100 %. Доведение тарифов на коммунальные услуги до уровня их экономически обоснованного размера позволило сократить разницу в установленных тарифах для различных групп потребителей.

Система дотирования жилищно-коммунальных предприятий в отличие от прямого субсидирования малообеспеченных семей не позволяла обеспечить адресности выделяемых субсидий. В настоящее время субсидия малообеспеченным семьям перечисляется в сбербанк на персонифицированный счет получателя субсидии или почтовым переводом.

II. Цели, задачи и сроки реализации ПРОГРАММЫ

Ресурсный блок элементов Программы имеет своей целью повышение надежности оказываемых услуг и снижение их удельного потребления за счет повышения технологических характеристик зданий и сооружений, модернизации генерирующего, электротехнического, прочего оборудования и сетевого хозяйства жилищно-коммунального комплекса Республики Карелия.

Финансово- экономические и одновременно социальные цели программы теснейшим образом связаны с техническими моментами и направлены:
  • - на подготовку и создание условий инвестиционной привлекательности отрасли, путем осуществления последовательных действий органов ценового регулирования по формированию экономически обоснованных тарифов на услуги ЖКХ.
  • - на финансово- экономический и технологический аудит, конечным итогом которых должно стать снижение непроизводительных затрат и увеличение необходимых расходов на оплату эксплуатационных затрат предприятий ЖКХ.
  • - на обновление основных фондов
Основные цели программы:
  • - повышение устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, снижение финансовой нагрузки на бюджет
  • - обеспечение самоокупаемости предприятий ЖКХ
  • - улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат
  • - привлечение инвестиций, энергосберегающих технологий и модернизация ЖКХ
  • - адресная социальная защита населения в оплате жилищно-коммунальных услуг
Основными задачами Программы являются:
  • - финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации задолженности
  • - формирование инвестиционной привлекательности коммунальной инфраструктуры путем создания эффективных и прозрачных процедур тарифного регулирования предприятий - естественных локальных монополистов, экономически заинтересовывающих их в сокращении затрат
  • - обеспечение поддержки процесса модернизации ЖКХ как путем предоставления бюджетных средств, так и формирования финансовых инструментов предоставления государственных и муниципальных гарантии по привлекаемым инвестициям
  • - создание благоприятных условий и государственных гарантий по бразованию объединений собственников жилья с целью совместной эксплуатации жилищного фонда
При проведении преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве необходимо учитывать следующее:
  • - гарантию безопасности проживания, обеспечив при этом предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг, а также приоритет защиты прав потребителей (населения) при формировании условий договоров о предоставлении жилищно-коммунальных услуг между всеми субъектами этих правоотношений с учетом адресной социальной защиты населения
  • - последовательность и этапность в осуществлении мероприятий по реформированию ЖКХ
  • - анализ и поддержку инициатив населения по развитию самоуправления в жилищной сфере
  • - принятия мер по стимулированию предприятий - монополий к повышению качества предоставляемых услуг, сокращению затрат, привлечению инвестиций
  • - информационную доступность проводимых преобразований
  • - принимаемые решения в тарифной политике должны обеспечивать баланс интересов всех заинтересованных сторон: потребителей и производителей жилищно-коммунальных услуг, а также бюджетов всех уровней
  • - регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения с учетом качества предоставляемых услуг и платежеспособности населения.

III. Система программных мероприятий

Исходя из анализа существующего положения дел в ЖКХ, целей Программы определяются следующие направления ее реализации
  • - обеспечение финансовой стабильности ЖКХ,
  • - тарифное регулирование,
  • - формирование рыночных механизмов функционирования комплекса и условий для привлечения инвестиций,
  • - государственная поддержка инвестиций в модернизацию ЖКХ,
  • - обеспечение надежности и долговечности объектов ЖКХ,
  • - сокращение эксплуатационных затрат,
  • - энергосбережение в ЖКХ,
  • - обеспечение мер социальной защиты населения,
  • - создание условий для реализации прав собственников жилья по управлению жилищным фондом
3.1.Финансовая стабильность жилищно-коммунального хозяйства


Решение проблемы финансовой стабильности предприятий жилищно-коммунального хозяйства является основной предпосылкой формирования экономических взаимоотношений в этом секторе экономики и предусматривает решение следующих задач:
  • - проведение комплексной инвентаризации задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства,
  • - определение методов реструктуризации в целях сокращения задолженности и полного его погашения,
Для выполнения этих задач необходимо:
  • - на уровне администрации района создать рабочую комиссию, в которую должны войти представители депутатского корпуса, финансовых органов, налоговых органов, органов управления отраслью ЖКХ,
  • - провести инвентаризацию задолженности перед поставщиками товаров, работ и услуг с целью подписания актов сверки задолженности с кредиторами и определения размеров задолженности, признаваемой бюджетами,
  • - усилить работу с дебиторами,
  • - провести работу по совершенствованию механизма оплаты жилищно-коммунальных услуг с целью своевременного перечисления средств населения непосредственно поставщикам коммунальных услуг через систему расчетных центров, индивидуальных счетов на многоквартирные дома, персонифицированных счетов для субсидируемых граждан.
3.2. Тарифное регулирование.


До проведения рыночных преобразований отрасль в основном финансировалась путем централизованного распределения бюджетных ресурсов. По мере углубления реформ финансовые возможности бюджетов (муниципальных и региональных) по финансированию ЖКХ резко снизились, потребности же самих коммунальных предприятий в финансировании, в реальном выражении остались примерно такими же, а с учетом инфляции, то есть в номинальном исчислении, резко возросли.

Данная ситуация увеличила значимость тарифной политики, проводимой органами местного самоуправления. В сложившихся экономических условиях одна из задач тарифной политики должна состоять в формировании эффективной финансовой базы предприятий жилищно-коммунального комплекса. Однако в реальности этого не происходит.

Основные недостатки существующей системы тарифного регулирования заключаются в следующем:
  • - разбалансированность тарифного регулирования на разных уровнях, когда изменение стоимости топлива и электроэнергии не сопровождается адекватным изменением тарифов на тепловую энергию и воду,
  • - тарифы на тепловую энергию, электроэнергию, газ, воду устанавливаются вне зависимости от платежеспособности потребителей, в результате появляются неплатежи, что приводит к прямым убыткам коммунальных предприятий,
  • - у многих муниципальных предприятий отсутствуют целевые задачи, решение которых они должны обеспечить при заданном значении тарифа.
В настоящее время приведен в соответствие уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населения к федеральному стандарту и прекращено перекрестное субсидирование потребителей коммунальных услуг. Отрасль жилищно-коммунального хозяйства перешла на самоокупаемость.

Одна из основных целей работы по реформе системы тарифного регулирования- привлечение инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры и создание мотивации снижения издержек, перехода к энерго-, ресурсосбережению.

Система тарифного регулирования должна обеспечивать предприятию необходимый для реализации производственной и инвестиционной программы объем финансовых потребностей. Необходимо, чтобы тарифная политика реализовывала следующие принципы:
  • - полное возмещение экономически обоснованных затрат всем участникам процесса предоставления жилищно-коммунальных услуг конечному потребителю
  • - принцип баланса интересов всех сторон, когда процесс формирования тарифа на жилищно-коммунальные услуги заключаются в поиске компромисса между техническими задачами, финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособным спросом потребителей,
  • - последовательность и прогнозируемость изменения тарифов, что способствует экономической определенности для потребителей коммунальных услуг,
  • - принцип публичности и открытости для достижения баланса интересов в процессе регулирования тарифов.
Эффективное регулирование тарифов предприятий отрасли жилищно-коммунального хозяйства должно основываться на системе, состоящей из трех частей:
  • - определение целей деятельности предприятий, формирование их производственной и инвестиционной программ, разработка перспективных схем развития систем теплоснабжения и водоснабжения района,
  • - решение вопросов формирования и утверждения тарифов как средства финансового обеспечения указанных программ,
  • - проведение экономического и технического мониторинга предприятий ЖКХ.

Тарифное регулирование должно быть выстроено таким образом, чтобы предприятия были заинтересованы в снижении издержек и повышении качества услуг, а потребители - в экономии ресурсов.

Предприятия ЖКХ, обеспечивающие тепло-, водоснабжение и водоотведение населенных пунктов по распределительным сетям, являются естественными локальными монополистами. Их деятельность подлежит регулированию.

В рамках структуры исполнительной власти Республики Карелия функции по регулированию и экспертизе энерготарифов возложены на Региональную энергетическую комиссию Республики Карелия.

В органах местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен на услуги локальных монополий, необходимо создать постоянно действующие комиссии (группы) с участием представителей различных структурных подразделений исполнительной и представительной власти. Комиссия принимает решение, которое затем представляется главе муниципального образования для окончательного утверждения в соответствии с установленном порядком.

Важным фактором эффективного тарифного регулирования является профессиональная подготовленность регулирующих органов, комиссий.

3.3.Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно- коммунального хозяйства и условий для привлечения инвестиций.


Большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры потенциально коммерчески привлекательны, имеют относительно короткие сроки окупаемости инвестиций, однако неэффективная система управления, дотационность жилищно-коммунальной сферы, ее затратность, неразвитость конкурентной среды и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обуславливают инвестиционную непривлекательность отрасли.

Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли в долгосрочной перспективе.

Развитие рыночных отношений в жилищно-коммунальном секторе должно сопровождаться поиском методов государственного (муниципального) регулирования, в частности, тарифов, что является основным инструментом для повышения привлекательности отрасли для частных инвестиций.

Совершенствование системы ценообразования должно исходить из условия дифференцированных тарифных схем и тарифов.

Главная задача при проведении реформы в жилищной сфере - создание рынка жилищного фонда, который сегодня недостаточно развит ввиду низкой платежеспособности граждан и несовершенства механизмов, обеспечивающих доступность приобретения жилья.

Создание конкурентной среды в жилищной сфере требует совершенствования структуры управления данным комплексом.

Муниципальные предприятия, а в последнее время предприятия частной формы собственности исполняют роль управляющих компаний по управлению и эксплуатации общего имущества многоквартирных жилых, домов, а подрядные организации, выбираемые на конкурсной основе, работают согласно договорам на предоставление жилищно-коммунальных услуг.

Однако в настоящее время имеет место передача функций управления ЖКХ подрядным предприятиям, обслуживающим жилищный фонд, возврат в прежней схеме функционирования ЖКХ.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года №797 утвердившем подпрограмму "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной программы "Жилище" на 2002-2010 годы, особое внимание уделено роли управляющих компаний (служб заказчика) в развитии рыночных механизмов функционирования жилищного хозяйства.

Решение проблемы формирования рыночных механизмов, функционирования комплекса и условий для привлечения инвестиций предусматривает следующие задачи:
  • - создание рыночных механизмов функционирования жилищного хозяйства, для чего необходимо обеспечить рынок жилья и его собственника,
  • - разделение функций и формирование реальных договорных отношений между собственниками ( органы местного самоуправления района, жилищно-строительные кооперативы, жилищные кооперативы, товарищества собственников жилья и другие), управляющими компаниями и подрядными жилищными организациями.
Основными функциями управляющих компаний должно быть:
  • - поддержание в надлежащем состоянии и развитие жилищного фонда,
  • - выбор подрядчиков на конкурсной основе,
  • - заключение договоров с подрядчиками,
  • - обеспечение контроля над выполнением договоров,
  • - организация сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Необходимо разработать методические рекомендации по системе договорных отношений между собственниками жилищного фонда, управляющими компаниями, подрядными и ресурсосберегающими предприятиями и непосредственными потребителями услуг (жильцами).

Важной задачей для собственников жилищного фонда и управляющих компаний должна стать реконструкция и модернизация жилищного фонда, главными направлениями, которых являются:
  • - капитальный ремонт жилищного фонда с доведением до нормального уровня,
  • - реконструкция и модернизация жилых домов, в том числе серийных домов 60-х годов постройки, с применением мансардного строительства, утепление наружных ограждающих конструкций зданий, снос ветхого и аварийного жилищного фонда, установка домовых и квартирных приборов учета и регулирования потребления энергоресурсов, ремонт и оптимизация внутренних систем топления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения,

Стратегической целью дальнейшего развития отношений в жилищной сфере является создание оптимальных условий, которые на практике должны привести к повышению заинтересованности каждого жильца, проживающего в многоквартирном доме к объединению со своими соседями в организацию, которая станет органом, контролирующим наиболее эффективное и экономичесное содержание общего имущества.

Первым шагом в этом направлении является восстановление школы "домкомов" и создание территориальных общественных самоуправлений (ТОС).

Следующим шагом должно стать создание товариществ собственников жилья (ТСЖ). В данном вопросе пока отсутствует необходимая правовая и финансовая база, заинтересовывающая собственников жилищного фонда создавать ТСЖ.

Важное значение для организации и развития ТСЖ имеют:
  • - информационная компания по разъяснению возможностей, которые получают собственники, объединенные в ТСЖ,
  • - организация обучения руководителей товариществ основам управления недвижимостью,
  • - упрощение процедуры регистрации ТСЖ,
  • - передача недвижимости им в управление,
  • - безусловная передача бюджетных дотаций,
  • - оформление прав собственности на домовладение.

Вопросы реформирования коммунальной энергетики требуют особого внимания. В условиях активного развития рыночных отношений во всех сферах экономики, существующая структура управления муниципальными коммунальными предприятиями утратила способность в полной мере обеспечивать эффективную координацию деятельности предприятий. В этой связи возникла объективная необходимость реформирования структуры управления коммунальными предприятиями и разработки мероприятий, направленных на повышение управляемости и экономической эффективности предприятий отрасли.

Реформирование коммунальной энергетики, нацеленное на режим устойчивого развития, предполагает структурное изменение объектов коммунальной инфраструктуры районов и городов республики и по решению органов местного самоуправления предполагает акционирование предприятий коммунальной энергетики и создание на их основе межрайонных сетевых компаний.

Первоочередными мероприятиями реформирования коммунальной энергетики должна стать:
  • - комплексная инвентаризация объектов ЖКХ- тепловых, электрических, водопроводных, канализационных сетей,
  • - рассмотрение в дальнейшем возможности передачи функций по содержанию и эксплуатации конкретных сетей отдельным юридическим лицам,
  • - регистрация права собственности на объекты имущества,
  • - оценка имущественного комплекса,
  • - определение имущества, находящегося на территории района , которое войдет в уставной капитал создаваемых сетевых компаний,
  • - разработка условий передачи имущества создаваемым сетевым компаниям.

Создание условий для привлечения инвестиций с использованием экономической привлекательности ресурсосберегающих проектов, которые предусматривают, что в качестве источников погашения заемных средств, взятых на реализацию проектов, могут использоваться средства, сэкономленные в результате сокращения себестоимости производства и потребления коммунальных услуг. Реконструкция и модернизация предприятий ЖКХ приведет к снижению себестоимости производства единицы их продукции, а модернизация жилищного фонда - к сокращению потребления ресурсов и получению экономического эффекта от инвестиций.

Орган местного самоуправления, заинтересованный в создании условий для привлечения долгосрочных заемных ресурсов на финансирование инвестиционных проектов по модернизации ЖКХ, которые могут быть профинансированы за счет собственных доходов предприятий или бюджета, должны взять на себя кредитные риски через предоставление бюджетных гарантий и осуществлять организационные меры по отработке стандартов, процедур и форм обеспечения привлечения заемного финансирования.

В процессе реализации Программы будет происходить создание из отдельных собственников квартир различных видов объединений (товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов и других) и полная передача жилых домов в собственность этих объединений с целью появления реального владельца собственности (хозяина) и возложения на него всей ответственности за содержание и эксплуатацию этой собственности.


3.4. Государственная поддержка инвестиций
в модернизацию жилищно-коммунального хозяйства.


Государственная поддержка инвестиций в модернизацию ЖКХ включает три взаимосвязанных направления:
  • - привлечение средств федерального бюджета, предусмотренных в федеральных целевых программах,
  • - использование средств местных бюджетов на капитальный ремонт жилищного фонда, реконструкцию и модернизацию инженерных коммуникаций при поддержке республиканского бюджета по целевым программам,
  • - привлечение частных заемных и прямых инвестиций в ЖКХ, в том числе путем предоставления государственных или муниципальных гарантий.


3.5.Структура управления отраслью.


Жилищно-коммунальное хозяйство района представляет собой сложный механизм взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления, предприятий различных форм собственности и потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Роль координатора всех происходящих в жилищно-коммунальном хозяйстве процессов выполняет Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который осуществляет свою деятельность в тесном контакте с другими министерствами и ведомствами, руководствуясь нормативными, правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия.

Региональная энергетическая комиссия Республики Карелия устанавливает тарифы на электро-, теплоэнергию и газ для локальных монополий ЖКХ проводит экспертизу обоснованности затрат на прочие коммунальные услуги.

Предприятия ЖКХ предоставляют свои услуги либо напрямую потребителям (юридическим и физическим лицам), либо через управляющую компанию.

В связи с этим целесообразно заключение с органами местной власти соглашений о координации действий Государственного комитета Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Региональной энергетической комиссии Республики Карелия и органов местного самоуправления муниципальных образований в жилищно-коммунальной сфере.

Рыночная экономика требует совершенствования договорных отношений в ЖКХ, для развития которых существует разделение административных и хозяйственных функций между органами местного самоуправления, управляющими компаниями и подрядными организациями.

Но функционирование дирекций единого заказчика представляется не очень эффективным, так как реального разделения функций полностью не происходит. Целесообразно передавать функции управления предприятиям и организациям различных организационно-правовых форм с проведением конкурсов не формальных, а реальных.

Передача подрядов предприятиям должна осуществляться также на реальной конкурсной основе с участием предприятий всех форм собственности. Причем подрядные договоры должны заключаться с определенными условиями со стандартами высокого обслуживания жилищного фонда. Ежемесячно необходимы проверки (плановые, внеочередные, выборочные) выполнения условий договора подрядной организацией. В состав комиссии должны входить представители поселковых (сельских) администраций, района, управляющей компании, государственной жилищной инспекции, подрядной организации и жильцов.

Только четкая система управления (управляемости) ЖКХ с прозрачными, одинаковыми для всех правилами позволяет эффективно развивать ЖКХ.

3.6. Обеспечение мер социальной защиты населения.


Новая система экономических отношений в ЖКХ предполагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков. Коренным образом изменится система текущего финансирования жилищно-коммунальных предприятий.

Основной целью экономической реформы в этой сфере является передача права распоряжения бюджетными ресурсами, выделяемыми на субсидирование отрасли, от жилищных и коммунальных предприятий непосредственно гражданам - субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.

Главными участниками экономических отношений в ЖКХ таким образом станут жилищно-коммунальные организации и непосредственные потребители их услуг - граждане, а бюджетные средства, расходуемые на субсидирование отрасли будут полностью переориентированы на предоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам.

IV. Ресурсное обеспечение Программы


4.1. Финансирование затрат на модернизацию
коммунальных систем теплоснабжения,
водоснабжения, электроэнергии.


Работа по оздоровлению коммунальной энергетики систематизирована с 1998 года, когда был принят Закон Республики Карелия "Об энергосбережении". На базе этого разработана и действовала программа "Внедрение теплоэнергетических станций (котельных), работающих на древесной щепе, отходах лесозаготовок, лесопиления и смешанном биотопливе на территории Республики Карелия". В настоящее время в республике принята Республиканская целевая программа по энергосбережению на период до 2006 года, в которой определены конкретные объекты и источники финансирования по внедрению новых технологий и модернизации систем жизнеобеспечения.

В условиях тотальной зависимости Лоухского муниципального района от внешних поставок топлива и электрической энергии, оптимальным выходом является переход на использование местных энергетических ресурсов или использование газа при прокладке газопровода по территории Лоухского района.

Реализация проектов по сокращению привозного топлива и создание собственной сырьевой базы позволит уменьшить зависимость тарифов на тепловую энергию о цен на привозное топливо.

Реализация программы по энергосбережению буде способствовать расширению использования местных энергетических ресурсов, устойчивому уровню теплоснабжения населенных пунктов, сокращению потерь и повышению эффективности использования энергии.

Одним из основных источников финансирования проектов по использованию возобновляемых источников энергии в Республике Карелия являются инвестиции и кредиты.

Условия кредитования предусматривают целевое использование заемных средств, обеспеченность кредита соответствующими гарантиями, платность и возвратность средств.

Теоретически источником возврата заемных средств является хозяйственная деятельность заемщика. Заемщик реализует тепловую энергию и получает выручку, которая направляется на погашение кредита. Эффективность проекта зависит:
  • - от оптимального размера тарифа на тепловую энергию, который позволит обеспечить возвратность кредита, платежи по обслуживанию долга и нормальную текущую хозяйственную деятельность;
  • - от полноты сбора платежей за реализованную тепловую энергию.
Реализация проектов осуществляется на инвестиционной основе при государственной поддержке. Инвестиции на финансирование проектов привлекаются по двум направлениям:
  • - путем оказания государственной поддержки в объемах, необходимых для финансирования проекта, в виде
    1. а) выделения средств местных бюджетов до 23 процентов от необходимого объема:
    2. б) выделение средств республиканского бюджета до 40 процентов от необходимого объема;
    3. в) средства федерального бюджета до 6 процентов от необходимого объема;
    4. г) за счет использования внебюджетных источников - до 31 процента от необходимого объема.
Не менее важным направлением модернизации ЖКХ является оснащение приборами учета расхода энергоресурсов нежилых зданий, жилищного фонда и индивидуальных квартир. Эффективность использования приборов учета позволяет:
  • - производить платежи за фактически использованную тепловую энергию и обеспечить условия экономии потребителями тепловой энергии до 20-30 процентов;
  • - за счет регулирования систем отопления и горячего водоснабжения обеспечить реальную возможность экономии до 30 процентов тепловой энергии;
  • - уменьшить на 30-40 процентов расход холодной и горячей воды;
  • - замена имеющихся электросчетчиков на много тарифные позволит снизить пиковые нагрузки в системах электроснабжения, так как значительная часть процессов электронагрева может быть перенесена на время наиболее выгодное с экономической точки зрения для потребителей;
  • - оснащение жилищного фонда индивидуальными приборами учета природного газа снижает потребность в нем на 30-40 процентов.
Особое внимание следует уделить модернизации тепловых сетей, использовать при капитальном ремонте предизолированные трубы.

4.2. Информационное обеспечение


Активная пропаганда самого процесса реформирования и модернизации ЖКХ, его механизмов и итоговых результатов, большая воспитательная и разъяснительная направленность мероприятий Программы постепенно должны изменить менталитет населения, особенно подрастающее поколение, снять нарастающую социальную напряженность.

Информационное обеспечение Программы предусматривает следующие задачи:
  • - регулярное освещение хода реформы в информационно-аналитических программах на республиканских теле-, радиоканалах, местной прессе;
  • - трансляция по телеканалам и радиостанциям Республики Карелия серии социальных передач о ресурсосбережении;
  • - освещение реализации Программы в республиканских, городских и районных газетах ( с обязательным проведение "горячих линий, "круглых столов", опросов общественного мнения);
  • - организация и проведение тематических республиканских конференций, семинаров, участие в региональных и всероссийских мероприятиях
4.2. Кадровое обеспечение.


Успех внедрения Программы во многом зависит от того, насколько планируемые преобразования будут обеспечены кадровыми ресурсами.

Для того чтобы произошли не только количественные, но и качественные изменения в области обеспечения и использования человеческих ресурсов, необходимо провести следующие кадровые преобразования как составляющие части реформы ЖКХ:
  • - совместно с научными и статистическими организациями мониторинг состояния кадровых процессов, создание единой электронной кадровой базы данных в отрасли, автоматизация системы ее учета и анализ кадровых процессов;
  • - формирование кадрового резерва высококвалифицированных специалистов и управленцев;
  • - повышение уровня профессиональной подготовки работников;
  • - совместная деятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства с высшими и средними специальными учебными заведениями, учреждениями начального профессионального образования по подготовке специалистов и квалифицированных рабочих для отрасли ЖКХ;
  • - оформление на конкурсной основе государственного заказа на обучение и переобучение кадров ЖКХ.

Приложение №1
Мероприятия и сроки реализации
районной целевой программы
"Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства
Лоухского муниципального района на 2007 - 2010 годы"


Приложение №2
Перечень объектов и мероприятий,
проводимых в рамках районной целевой программы
"Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства
Лоухского муниципального района на 2007 - 2010 годы."



| Итоги соц-эк развития | Доклады | Промышленость | Торговля | Малый бизнес | Сельс. хоз. | Транспорт | Связь | ЖКХ |
© 2008 Администрация Лоухского муниципального района.