|
Утверждена Решением IV сессии I созыва
Совета Лоухского муниципального района
№ 119 от 24 апреля 2007 г.
Муниципальная целевая программа
"Развитие туризма в Лоухском районе на 2007-2010 годы"
[ Загрузить ]
ПАСПОРТ
Муниципальной целевой программы
"Развитие туризма в Лоухском районе
на 2007-2010 годы"
1. Наименование Программы
|
Муниципальная целевая программа "Развитие туризма в Лоухском районе на 2007-2010 годы"
|
2. Основания для разработки Программы
|
- Концепция социально-экономического развития Республики Карелия до 2012 г.;
- Республиканская целевая программа "Развитие туризма в Республике Карелия на 2003-2006 гг.";
- Закон "О бюджетных целевых программах Республики Карелия", № 909 ЗРК (принят ЗС РК 22 сентября 2005 года);
- Программа социально-экономического развития муниципального образования "Лоухский район" на 2005-2006 и до 2010 года".
|
3. Государственный заказчик Программы
|
Администрация Лоухского муниципального района
|
4. Разработчики Программы
|
Институт экономики Карельского научного центра Российской Академии Наук
Администрация Лоухского муниципального района
|
5. Цель Программы
|
Создание развитого конкурентоспособного туристского комплекса в Лоухском районе, удовлетворяющего потребности рос-сийских и иностранных граждан в туристских услугах и форми-рование благоприятного туристского имиджа района в республике и за ее пределами.
|
6. Основные задачи Программы
|
- Повышение уровня использования туристско-рекреационного потенциала района;
- Рациональное использование природного и культурного наследия района;
- Привлечение инвестиций в сферу туризма в целях совершенствования туристской инфраструктуры;
- Создание дополнительных рабочих мест в районе;
- Повышение качества предоставляемых туристских услуг в соответствии с международными стандартами.
- Подготовка туристских кадров и повышение квалификации работников сферы туризма.
- Вовлечение местного населения в процесс формирования туристских услуг в районе, развитие народных промыслов и ре-месел.
- Организация и проведение национальных праздников, фольклорных фестивалей, выставок, ярмарок и других мероприятий способствующих привлечению туристских потоков.
- Разработка новых и повышение конкурентоспособности существующих в районе туристских продуктов.
- Реализация мероприятий по улучшению туристского имиджа Лоухского района и разработка элементов общего туристско-го бренда.
- Развитие международных связей и участие в международных проектах в сфере туризма.
|
7. Этапы реализации Программы
|
- первый этап - 2007-2008 годы,
- второй этап-2009-2010 годы
|
8. Исполнители основных мероприятий Программы
|
- Администрация Лоухского муниципального района;
- Органы государственной власти РК, указанные в программ-ных мероприятиях;
- Хозяйствующие субъекты, научные, образовательные и другие организации по профилю предусматриваемых мероприятий
|
9. Объемы и источни-ки финансирования Программы (в ценах 2006 года)
|
- общий объем финансовых средств, необходимых для реализа-ции Программы, составляет 132 490 тыс. руб.
- финансирование инвестиционных проектов развития инфра-структуры туризма предполагается осуществлять преимуще-ственно за счет привлечения внебюджетных источников
|
10. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
|
Создание условий и предпосылок для формирования в районе современного туристского комплекса, увеличение вклада туриз-ма в социально-экономическое развитие района, создание новых рабочих мест, сохранение и рациональное использование при-родного и культурного наследия
|
11. Период, основание и порядок корректировки Программы
|
Корректировка Программы производится Администрацией Лоухского муниципального района ежегодно после разработки прогноза социально-экономического развития и утверждения муниципального бюджета на очередной год.
|
12. Мониторинг реализации Программы
|
Ежегодная отчетность по результатам реализации Программы представляется исполнителями основных мероприятий Про-граммы в первой декаде января года, следующего за отчётным в Администрацию района.
|
1. Обоснование программы
Лоухский район Республики Карелия является самым крупным по территории рай-оном и расположен в северной ее части. Площадь района составляет 22,5 тыс. кв. км. (12,4% территории республики), однако здесь проживает только около 3% от общей чис-ленности населения Республики Карелия. Район занимает уникальное экономико-географическое положение: на западе граничит с Финляндией, на севере примыкает к По-лярному кругу, восточная граница проходит по Белому морю (протяженность береговой черты более 150 км).
В настоящее время лесозаготовительная отрасль составляет основу экономики рай-она. При этом следует отметить неустойчивый характер ее функционирования. В 2006 г. индекс производства в районе составил 79,1, по добыче полезных ископаемых 56,5% к предыдущему году по данному показателю. Согласно мониторингу социально-экономических показателей районов Республики Карелия за 2006 год Лоухский район за-нимает 12 место (в 2002 году район занимал 5 место), в том числе по экономическим пока-зателям - 17. Кроме того, в последние годы наблюдается повышение уровня безработицы: если в 2004 г. этот показатель составлял 6,2%, то на 1 января 2007 г. - 8,7%. Низкий уро-вень диверсификации экономики Лоухского района является негативным фактором в от-ношении его социально-экономического развития. В этих условиях возникает необходи-мость стимулирования различных секторов экономики, способных расширить экономиче-скую специализацию. Одним из наиболее перспективных направлений развития в данной сфере является туризм.
В качестве факторов, определяющих туристско-рекреационный потенциал района, необходимо выделить такие как, благоприятная экологическая обстановка, развитая гидро-графическая сеть, низкий уровень хозяйственного освоения территории, наличие культур-ных традиций и т.д. Развитию туризма способствует участие района в различных междуна-родных проектах.
В районе имеется четыре типа особо охраняемых природных территорий: националь-ный парк "Паанаярви", занимающий площадь 104,3 тыс. га в северо-западной части рай-она, комплексный заказник "Полярный круг" (28,3 тыс. га) на побережье и островах Белого моря, охотничий заказник "Керетьский" (21,0 тыс. га), а также группа небольших островов, входящих в состав заповедника "Кандалакшский".
В последние годы туризм в районе является одной из самых динамичных сфер эконо-мики. Так, например, количество посетителей национального парка "Паанаярви" за послед-ние годы возросло в несколько раз (рис.1). В 2005 году Парк получил сертификат качества "ПАП Парк" и сертификат Федерации "Евро Парк". Принимали участие в выставке в г.Куусамо. Ежегодно на базе визит - центра национального парка проводятся природо-охранные выставки и экспозиции, научно - практические школьные конференции, участ-никами которых являются школьники, занимающиеся научно-исследовательской работой.
Общий туристский поток в районе по оценкам специалистов составляет более 10 тыс. человек в год. В то же время соседние области Финляндии в настоящее время посещает около миллиона туристов в год. В связи с этим особо следует отметить роль нового меж-дународного автомобильного пункта пропуска "Суоперя". Ввод в действие данного пункта является дополнительным стимулом для развития туризма в районе и позволит привлекать международные туристские потоки со стороны Финляндии.
Численность работающих в сфере туристских услуг в Лоухском районе составляет более 40 человек. Примерный объем инвестиций в туристскую инфраструктуру за 2006 год составил более 10 млн.руб.
На территории Лоухского района зарегистрированы 1 государственное учреждение, 6 турфирм и несколько индивидуальных предпринимателей, которые работают в сфере ту-ризма. Гостиничная сеть в районе развита слабо. Имеется гостиница в ПМС-283 п.Лоухи ( ОАО "РЖД") на 20 мест, Лоухское райпо - 1008 км трассы СПб - Мурманск - 15 мест, ООО "Ремстройреконструкция" п.Лоухи - 23 места, ООО "Вика" и ИП Корбанков В.И. п.Пяозерский - 38 места, ООО "Нереис" п.Чкаловский - 22 места.
В районе активно ведется работа по развитию и популяризации различных видов ту-ризма, продвижению различных туристских продуктов. Ежегодно турфирмы участвуют в туристских выставках и ярмарках, в том числе зарубежных. Проводится работа со школь-никами, в конференциях и лагерях принимают участие школьники из разных регионов страны. За 2006 год проведено пять экологических лагерей.
Активно пропагандирует развитие туризма на побережье Белого моря Общественная организация "Бассейновый Совет Северо-Карельское побережье", которая создана в 2003 году, в целях общественного содействия устойчивому развитию и охране окружающей среды в Северной Карелии. Открыт информационный центр, где можно получить инфор-мацию об отдыхе на территории побережья, о размещении туристов, о турфирмах Лоух-ского района, разработанных маршрутах и пр. Центром организуются экологические и гео-логические экскурсии.
При этом в районе существует ряд нерешенных задач, среди которых, прежде всего, следует отметить недостаточный объем инвестиций в сферу туризма и, как следствие, низ-кий уровень развития туристской инфраструктуры; недостаток квалифицированных кад-ров; отсутствие эффективной маркетинговой политики, направленной на усиление конку-рентных позиций района в сфере туризма.
В ближайшие годы ожидается увеличение туристского потока в Лоухском районе. Приток иностранных туристов, связанный с открытием МАПП "Суоперя", требует расши-рения возможностей по приему туристов: увеличение мощности номерного фонда, разви-тие сектора общественного питания, придорожной инфраструктуры, информационного обеспечения и т.д. Кроме того, в районе существует необходимость создания Координаци-онного туристского центра, деятельность которого была бы направлена на создание усло-вий для развития туризма и решения существующих проблем при непосредственном уча-стии туристских фирм района.
Перспективы дальнейшего развития туризма в Лоухском районе будут непосредст-венно связаны с притоком иностранных туристов, предъявляющих достаточно высокие требования к качеству туристских услуг. Соответственно, возможность реализации турист-ско-рекреационного потенциала района будет определяться как конкурентоспособностью туристского комплекса района в целом, так и отдельных турпродуктов. В этих условиях возникает необходимость поддержки туристского сектора в районе со стороны органов республиканской власти и местного самоуправления.
Решение существующих проблем в значительной степени зависит от активной пози-ции и регулирующей роли Органов государственного управления Республики Карелия и Администрации Лоухского муниципального района. Программно - целевое управление является одним из методов реализации туристской политики на местном уровне. Данная программа является практическим среднесрочным программным инструментом, позво-ляющим координировать усилия органов республиканской власти, местного самоуправле-ния и бизнеса по развитию туризма в районе.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Основной целью Программы является создание развитого туристского комплекса в Лоухском районе, повышение конкурентоспособности местных туристских продуктов и формирование благоприятного туристского имиджа района в республике и за ее предела-ми. Цель программы ориентирована на удовлетворение потребностей российских и ино-странных граждан в туристских услугах и включение района в российскую и международ-ную туристскую логистику. При этом особое значение приобретает возможность использо-вания существующего природного и национально-культурного потенциала района, которая зависит от вовлечения местного населения в процесс создания туристских услуг, привлече-ния инвестиций в сферу туризма и повышения в целом конкурентоспособности туристско-го комплекса района. Достижение данной цели требует решения следующих задач:
- - Привлечение инвестиций в сферу туризма в целях совершенствования туристской инфраструктуры.
- - Разработка новых и повышение конкурентоспособности существующих в районе туристских продуктов. Повышение качества предоставляемых туристских услуг в соот-ветствии с существующими международными стандартами.
- - Подготовка туристских кадров и повышение квалификации работников сферы туризма.
- - Вовлечение местного населения в процесс формирования туристских услуг в районе, развитие народных промыслов и ремесел.
- - Организация и проведение национальных праздников, фольклорных фестивалей, выставок, ярмарок и других мероприятий, способствующих привлечению туристских потоков.
- - Реализация мероприятий по улучшению туристского имиджа Лоухского района и разработка элементов общего туристского бренда.
- - Развитие международных связей и участие в международных проектах в сфере туризма.
Сроки реализации Программы - 2007-2010 годы. Работа по ее осуществлению организационно разделена на два этапа.
Первый этап - 2007-2008 годы: Основной целью первого этапа является информационное и маркетинговое обеспечение реализации программных мероприятий, создание ус-ловий для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру. Данный этап в органи-зационном плане предполагает подготовку и начало реализации системы программных ме-роприятий, анализ промежуточных результатов работы, корректировку системы программ-ных мероприятий второго этапа. На этом этапе планируется осуществление активного ин-формационно - маркетингового обеспечения реализации программы и развития туризма в районе. Предполагается создание различных информационных продуктов о существующем туристско-рекреационном потенциале района, обеспечивающих формирование благопри-ятного туристского имиджа района и способствующих привлечению инвестиции в сферу туризма. Кроме того, решение данной задачи предполагает участие в различных выставках, конференциях, разработку новых и продвижение существующих в районе турпродуктов на российском рынке и за рубежом.
Второй этап - 2009-2010 годы: включает реализацию двух основных направлений. Первое направление - привлечение инвестиций в сферу туризма, разработка инвестицион-ных проектов и предложений, поиск инвесторов и партнеров. Второе направление - разви-тие туристской инфраструктуры в соответствии с существующим туристским спросом и перспективами привлечения дополнительных туристских потоков. В рамках этого направ-ления планируется строительство объектов инфраструктуры, подготовка и повышение ква-лификации туристских кадров, вовлечение местного населения в предпринимательскую деятельность в сфере туризма. В организационном плане этап предусматривает продолже-ние программных мероприятий первого этапа, реализацию основных направлений второго этапа, создание условий для завершения программы, оценку ее реализации и разработку основных направлений совершенствования туристской политики в Лоухском районе на дальнейшую перспективу.
3. Система программных мероприятий
Исходя из целей и задач Программы, состояния и современных тенденций развития туризма в Республике Карелия и Лоухском районе, разработана система программных ме-роприятий, включающая пять направлений (см. раздел VII):
- информационно-маркетинговое обеспечение развития туризма в районе;
- совершенствование обслуживания туристов и повышение качества туристских услуг;
- привлечение инвестиций и поддержка предпринимательства в сфере туризма;
- развитие инфраструктуры туризма и формирование конкурентоспособного туристского комплекса;
- развитие рекреационных территорий, зон туризма и отдыха.
Информационно-маркетинговое обеспечение развитие туризма предполагает реа-лизацию следующих мероприятий туристкой маркетинговой политики и мероприятий, на-правленных на создание эффективного информационного сопровождения развития туриз-ма в районе:
- повышение туристской привлекательности района и известности местных туристских продуктов в республике и за ее пределами, формирование конкурентоспособного тури-стского брэнда района;
- развитие системы маркетинга существующих и разрабатываемых турпродуктов;
- формирование информационного сопровождения мероприятий по развитию туризма;
- разработка информационных материалов о туристско-рекреационном потенциале рай-она и существующих туристских продуктах.
Совершенствование обслуживания туристов и повышение качества туристских услуг включает в себя мероприятия по подготовке специалистов в сфере туризма. Главным мероприятием в рамках данного направления является создание образовательного инфор-мационного туристского центра в районе, который будет способствовать улучшению каче-ства образования в туризме, развитию экономики и повышению занятости в сфере предос-тавления туристских услуг. В целях решения этих задач предполагается проведение обу-чающих семинаров, конференций по проблемам развития туризма, организация конкурсов среди предприятий и индивидуальных предпринимателей района, осуществляющих тури-стскую деятельность, а также подготовка туристских кадров.
Привлечение инвестиций и поддержка предпринимательства в сфере туризма является предпосылкой для развития современной туристской инфраструктуры, участвую-щей в создании качественных туристских услуг, соответствующих международным стан-дартам. Мероприятия, запланированные в рамках реализации этого направления, ориенти-рованы на создание благоприятных условий для привлечения и реализации инвестицион-ных проектов в сфере туризма:
- формирование перечня инвестиционных предложений и разработка технико-экономических обоснований инвестиционных проектов в сфере туризма;
- подготовка инвестиционных площадок, которые могут быть использованы для созда-ния туристской инфраструктуры;
- участие в инвестиционных выставках, форумах, поиск потенциальных инвесторов и партнеров;
- информационное и правовое сопровождение реализуемых инвестиционных проектов.
Развитие инфраструктуры туризма и формирование конкурентоспособного ту-ристского комплекса определяет возможности по созданию конкурентоспособных тури-стских продуктов. В рамках данного направления основной задачей органов местного са-моуправления Лоухского района является реализация мероприятий, направленных на со-вершенствование существующей и создание новой инфраструктуры, участвующей в про-цессе создания туристских услуг. Это направление включает в себя следующие группы ме-роприятий:
- изготовление и установка дорожных указателей, строительство и обустройство стоя-нок, мест отдыха и т.д.;
- совершенствование услуг по размещению туристов и увеличение номерного фонда (в рамках данных мероприятий основная роль принадлежит хозяйствующим субъектам);
- реализация международных проектов в сфере туризма, в т.ч. в целях разработки и реализации совместных турпродуктов, а также совместного использования объектов туристской инфраструктуры.
Развитие рекреационных территорий, зон туризма и отдыха предполагает реали-зацию следующих мероприятий:
- разработка Карты - схемы зон туризма и отдыха в районе, включенных в Генераль-ную схему размещения объектов и инфраструктуры туризма в Республике Карелия;
- подготовка пояснительной записки, включающей информацию о количестве и харак-теристиках действующих объектов туризма и инфраструктуры, о природных, в том числе геологических, сейсмических, климатических условиях, наличии лечебно-оздоровительных и иных ресурсов, экскурсионных объектов в районе;
- подготовка предложений по планировке зон туризма и отдыха в виде планировочных эскизов, включающих действующие, а также перспективные объекты туризма и ин-фраструктуры в районе;
- технико-экономическое обоснование создания объектов туристской инфраструктуры, запланированных в рамках Карты - схемы зон туризма и отдыха.
Запланированные мероприятия данного направления будут реализованы в рамках разработки Генеральной схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма в Респуб-лике Карелия и позволят повысить эффективность использования туристско-рекреационного потенциала район, а также будут содействовать привлечению инвестиций в туристскую инфраструктуру.
Представленные направления реализации Программы и программные мероприятия должны способствовать социально-экономическому развитию района, решению проблем занятости населения и эффективного использования средств, направленных на реализацию политики развития туризма в Лоухском районе.
4. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование Программы предполагается за счёт следующих источников:
- - средства республиканского бюджета, в том числе выделяемые на конкурсной основе в виде централизованных инвестиционных ресурсов;
- - средства муниципального бюджета Лоухского района, направляемые на реализацию основных мероприятий реализации программы;
- - внебюджетные средства, включая собственные средства организаций сферы туризма, кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, средства частных отечественных и зарубежных инвесторов, целевые отчисления от прибыли организа-ций, заинтересованных в развитии туризма (на добровольной и договорной основе).
Общий объём финансовых средств, необходимых для реализации системы программ-ных мероприятий, составляет 132 490 тыс. рублей, в т.ч. средства республиканского бюд-жета - 2 500 тыс. руб., муниципального бюджета Лоухского района - 665 тыс.руб., 129 325 тыс.руб.- внебюджетные источники.
5. Механизм реализации,
организационное сопровождение и мониторинг выполнения Программы
Механизм реализации Программы предусматривает отработку организационно-финансовых схем обеспечения системы мероприятий и проектов развития материальной базы туризма в соответствии с содержанием Программы.
Подготовка системы программных мероприятий и начало их реализации будут осу-ществляться путем ежегодного выделения бюджетных средств на выполнение Программы Министерству экономического развития Республики Карелия и Администрации Лоухского муниципального района как государственному заказчику - главным распорядителям бюд-жетных средств и основным исполнителям Программы. Министерство экономического развития Республики Карелия и Администрация Лоухского муниципального района обес-печивает выполнение Программы и в случае необходимости определяет соисполнителей по профилю предусматриваемых мероприятий посредством заключения договоров и на осно-ве проведения открытых конкурсов для выбора исполнителей с целью наиболее эффектив-ного размещения заказов на выполнение работ по каждому мероприятию. Развитие мате-риальной базы туризма будет осуществляться путем реализации конкретных приоритетных проектов в основном за счет внебюджетных средств, привлекаемых в ходе проведения мер прямой и косвенной государственной поддержки при реализации инициативных негосу-дарственных инвестиционных проектов (в том числе и с участием зарубежных инвесто-ров).
Прочие меры государственной и муниципальной поддержки развития материальной базы туризма включают в себя предоставление налоговых льгот, государственных гаран-тий, разработку наиболее перспективных проектов развития материальной базы туризма (в том числе путем оказания организационно-методической помощи в бизнес-планировании), содействие в продвижении инвестиционных проектов, направленных на развитие объектов туристской инфраструктуры, участие во внутренних и международных инвестиционных конкурсах, ярмарках и выставках, осуществление переговоров с потенциальными инвесто-рами.
Предусматривается активное привлечение кредитов банков, средств фондов и обще-ственных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в выгодном вложении средств и в получении прибыли, а также другие внебюджетные средства. При этом условия и меры государственной и муниципальной поддержки инвестиционных проектов будут определяться в каждом конкретном случае путём переговоров с инвесторами. Государст-венный заказчик Программы при необходимости может обращаться в установленном по-рядке в федеральные органы исполнительной власти, Правительство Республики Карелия с ходатайством о предоставлении организациям, участвующим в реализации Программы, инвестиционных кредитов, целевых субсидий, а также с предложениями о других видах государственной поддержки. Организация эффективного взаимодействия, координации совместной работы и сотрудничества с ведущими туристскими образовательными учреж-дениями России и Карелии, туристскими фирмами и предприятиями является важным ус-ловием реализации программных мероприятий.
С целью координации работ по реализации Программы создается Координационный Совет по вопросам развития туризма в Лоухском районе, возглавляемый Главой Админист-рации Лоухского района. В состав Координационного Совета входят представители Адми-нистрации Лоухского муниципального района, туристских хозяйствующих субъектов, а так-же различных общественных организаций, заинтересованных в развитии туризма. Организа-ционная схема реализации мероприятий Программы развития туризма в Лоухском районе на 2007-2010 гг. представлена на рис.2 Через Совет осуществляется взаимодействие с респуб-ликанскими органами власти. Взаимодействие с субъектами туристской деятельности, нахо-дящимися за пределами Лоухского района, по реализации отдельных мероприятий Програм-мы осуществляется через создаваемый Координационный Совет и Информационный турист-ский центр Республики Карелия. Работа Координационного Совета по развитию туризма в районе осуществляется при непосредственном взаимодействии с Республиканским Коорди-национным Советом по вопросам развития туризма.
Координационный Совет ежегодно рассматривает отчет о ходе реализации мероприя-тий Программы, об эффективности использования финансовых средств и направляет его после одобрения в Администрацию Лоухского муниципального района и в Министерство экономического развития Республики Карелия. В состав создаваемого Координационного Совета входят следующие Комиссии:
Комиссия по подготовке нормативных актов осуществляет подготовку проектов и предложений по разработке нормативных актов, необходимых для реализации отдельных инвестиционных проектов и развития туризма в целом, которые поступают в Администра-цию Лоухского муниципального района.
Комиссия по землепользованию и застройке занимается подготовкой документов территориального планирования, разработкой местных нормативов градостроительного проектирования, утверждением правил землепользования и застройки, рассматривает пред-ложения по строительству и реконструкции объектов туристской инфраструктуры, осуще-ствляет подготовку документов, необходимых для реализации инвестиционных проектов в сфере туризма.
Комиссия по культуре и кадровой политике участвует в организации национальных праздников и фестивалей, решает организационные вопросы и вопросы финансирования культурно-массовых мероприятий, способствующих развитию событийного туризма, содей-ствует подготовке туристских кадров в районе, организации обучающих семинаров, ориен-тированных на вовлечение местного населения в туристскую деятельность, развитие народ-ных промыслов и ремесел.
Туристский образовательный информационный центр осуществляет подготовку специалистов в сфере туризма, будет способствовать улучшению качества образования, обеспечивать информационное сопровождение развития туризма в районе. Планируется соз-дание ТОИЦ в рамках международного проекта.
Решения Комиссий Координационного совета по развитию туризма в районе доводят-ся до сведения Главы Администрации местного самоуправления и носят рекомендательный характер.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы
и её социально-экономическая эффективность
Важнейшим итогом осуществления Программы, станет создание условий для посте-пенного формирования в Лоухском районе современного туристского комплекса, позво-ляющего обеспечить стабильный приток туристов на территории, увеличение налоговых сборов, повышение розничного товарооборота, инвестиций в основные производственные фонды, самозанятость населения, сохранение, рациональное и наиболее эффективное ис-пользование национально-культурного и природного наследия района.
Социальный и гуманитарный эффекты. Результатом Программы станет создание предпосылок и условий для сохранения и приумножения национально-культурного насле-дия, формирование на их основе дополнительных источников дохода, развитие альтерна-тивных сфер занятости местного населения, приобщение жителей района к культурным ценностям и снижение миграционного оттока населения.
Однако следует отметить, что в настоящее время туризм не является отраслью, спо-собной обеспечить занятость населения района. Как показывает практика, в связи с высо-кой производительностью труда в данной сфере, темпы увеличения туристского потока превышают темпы создания дополнительных рабочих мест. При этом основной социаль-ный эффект заключается в развитии смежных секторов экономики, развитии сферы услуг в целом и развитии малого бизнеса. Туризм с этой точки зрения способен стимулировать развитие предпринимательства в районе и организацию различных видов самозанятости населения. Кроме того, развитие туризма обеспечивает сохранение национальных тради-ций, культуры и образа жизни местного населения. Данный вопрос приобретает особую актуальность для коренного населения в условиях сложной демографической ситуации, от-тока населения из района.
Экономические эффекты. Выполнение программных мероприятий позволит создать условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, обустройство терри-торий и объектов туристского показа, разработку новых турпродуктов. Увеличение турист-ского потока в районе обеспечит увеличение прямых и косвенных доходов от туризма, бу-дет способствовать развитию предпринимательства не только в сфере туризма, но и в смежных секторах экономики, а также в целом в сфере услуг. Экономический эффект от туризма будет непосредственно зависеть от доли организованных туристов, и туристов, использующих туристскую инфраструктуру района, следовательно, мероприятия програм-мы, направленные на привлечение инвестиций в развитие материальной базы туризма в конечном итоге будут способствовать увеличению прямых доходов от туризма. Кроме то-го, развитие туристского сектора станет основой для диверсификации экономики района, обеспечения устойчивости и снижения рисков в социально-экономическом развитии рай-она. Расширение специализации на основе развития туризма позволит снизить зависимость экономики от традиционных отраслей: лесопромышленного и горнопромышленного ком-плексов, функционирование которых в настоящее время является нестабильным. Помимо социального, гуманитарного и экономического, следует выделить бюджетный эффект, ко-торый выражается в увеличении налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Планируемое увеличение потока туристов в Лоухском районе, объема платных тури-стских услуг и совокупного валового дохода от туризма представлены в таблице 1 и на ри-сунке 3. Предполагается, что общий туристский поток в районе к 2010 г. увеличится в два раза, кроме того, увеличится доля организованного туризма. При этом темпы прироста ту-ристского потока в первые годы реализации Программы будут выше, что объясняется от-крытием международного автомобильного пункта пропуска "Суоперя".
Табл.1. Основные прогнозные показатели развития туризма в Лоухском районе
Наименование показателя |
2006 |
2007 прогноз |
2008 прогноз |
2009 прогноз |
2010 прогноз |
Общее количество туристов, человек |
11 800 |
15 500 |
18 500 |
19 500 |
20 500 |
в т.ч. самодеятельные туристы, человек |
6 000 |
6 500 |
7 000 |
7 500 |
8 000 |
Организованные туристы, человек |
5 800 |
9 000 |
11 500 |
12 000 |
12 500 |
Объем туристских услуг, млн. руб. |
3,4 |
4,0 |
5,2 |
5,4 |
5,6 |
Совокупный валовой доход от туризма, млн. руб. |
17,2 |
25,8 |
30,9 |
32,6 |
35,4 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Система программных мероприятий
|