Муниципальная
программа
| Краткая информация о районе | Турфирмы | Cредства размещения | Достопримечательности | Муниципальная программа |


Утверждена Решением IV сессии I созыва
Совета Лоухского муниципального района
№ 119 от 24 апреля 2007 г.

Муниципальная целевая программа
"Развитие туризма в Лоухском районе
на 2007-2010 годы"


[ Загрузить ]


ПАСПОРТ
Муниципальной целевой программы
"Развитие туризма в Лоухском районе
на 2007-2010 годы"

1. Наименование Программы Муниципальная целевая программа "Развитие туризма в Лоухском районе на 2007-2010 годы"
2. Основания для разработки Программы - Концепция социально-экономического развития Республики Карелия до 2012 г.;
- Республиканская целевая программа "Развитие туризма в Республике Карелия на 2003-2006 гг.";
- Закон "О бюджетных целевых программах Республики Карелия", № 909 ЗРК (принят ЗС РК 22 сентября 2005 года);
- Программа социально-экономического развития муниципального образования "Лоухский район" на 2005-2006 и до 2010 года".
3. Государственный заказчик Программы Администрация Лоухского муниципального района
4. Разработчики Программы Институт экономики Карельского научного центра Российской Академии Наук
Администрация Лоухского муниципального района
5. Цель Программы Создание развитого конкурентоспособного туристского комплекса в Лоухском районе, удовлетворяющего потребности рос-сийских и иностранных граждан в туристских услугах и форми-рование благоприятного туристского имиджа района в республике и за ее пределами.
6. Основные задачи Программы - Повышение уровня использования туристско-рекреационного потенциала района;
- Рациональное использование природного и культурного наследия района;
- Привлечение инвестиций в сферу туризма в целях совершенствования туристской инфраструктуры;
- Создание дополнительных рабочих мест в районе;
- Повышение качества предоставляемых туристских услуг в соответствии с международными стандартами.
- Подготовка туристских кадров и повышение квалификации работников сферы туризма.
- Вовлечение местного населения в процесс формирования туристских услуг в районе, развитие народных промыслов и ре-месел.
- Организация и проведение национальных праздников, фольклорных фестивалей, выставок, ярмарок и других мероприятий способствующих привлечению туристских потоков.
- Разработка новых и повышение конкурентоспособности существующих в районе туристских продуктов.
- Реализация мероприятий по улучшению туристского имиджа Лоухского района и разработка элементов общего туристско-го бренда.
- Развитие международных связей и участие в международных проектах в сфере туризма.
7. Этапы реализации Программы - первый этап - 2007-2008 годы,
- второй этап-2009-2010 годы
8. Исполнители основных мероприятий Программы - Администрация Лоухского муниципального района;
- Органы государственной власти РК, указанные в программ-ных мероприятиях;
- Хозяйствующие субъекты, научные, образовательные и другие организации по профилю предусматриваемых мероприятий
9. Объемы и источни-ки финансирования Программы
(в ценах 2006 года)
- общий объем финансовых средств, необходимых для реализа-ции Программы, составляет 132 490 тыс. руб.
- финансирование инвестиционных проектов развития инфра-структуры туризма предполагается осуществлять преимуще-ственно за счет привлечения внебюджетных источников
10. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Создание условий и предпосылок для формирования в районе современного туристского комплекса, увеличение вклада туриз-ма в социально-экономическое развитие района, создание новых рабочих мест, сохранение и рациональное использование при-родного и культурного наследия
11. Период, основание и порядок корректировки Программы Корректировка Программы производится Администрацией Лоухского муниципального района ежегодно после разработки прогноза социально-экономического развития и утверждения муниципального бюджета на очередной год.
12. Мониторинг реализации Программы Ежегодная отчетность по результатам реализации Программы представляется исполнителями основных мероприятий Про-граммы в первой декаде января года, следующего за отчётным в Администрацию района.


1. Обоснование программы

Лоухский район Республики Карелия является самым крупным по территории рай-оном и расположен в северной ее части. Площадь района составляет 22,5 тыс. кв. км. (12,4% территории республики), однако здесь проживает только около 3% от общей чис-ленности населения Республики Карелия. Район занимает уникальное экономико-географическое положение: на западе граничит с Финляндией, на севере примыкает к По-лярному кругу, восточная граница проходит по Белому морю (протяженность береговой черты более 150 км).

В настоящее время лесозаготовительная отрасль составляет основу экономики рай-она. При этом следует отметить неустойчивый характер ее функционирования. В 2006 г. индекс производства в районе составил 79,1, по добыче полезных ископаемых 56,5% к предыдущему году по данному показателю. Согласно мониторингу социально-экономических показателей районов Республики Карелия за 2006 год Лоухский район за-нимает 12 место (в 2002 году район занимал 5 место), в том числе по экономическим пока-зателям - 17. Кроме того, в последние годы наблюдается повышение уровня безработицы: если в 2004 г. этот показатель составлял 6,2%, то на 1 января 2007 г. - 8,7%. Низкий уро-вень диверсификации экономики Лоухского района является негативным фактором в от-ношении его социально-экономического развития. В этих условиях возникает необходи-мость стимулирования различных секторов экономики, способных расширить экономиче-скую специализацию. Одним из наиболее перспективных направлений развития в данной сфере является туризм.

В качестве факторов, определяющих туристско-рекреационный потенциал района, необходимо выделить такие как, благоприятная экологическая обстановка, развитая гидро-графическая сеть, низкий уровень хозяйственного освоения территории, наличие культур-ных традиций и т.д. Развитию туризма способствует участие района в различных междуна-родных проектах.

В районе имеется четыре типа особо охраняемых природных территорий: националь-ный парк "Паанаярви", занимающий площадь 104,3 тыс. га в северо-западной части рай-она, комплексный заказник "Полярный круг" (28,3 тыс. га) на побережье и островах Белого моря, охотничий заказник "Керетьский" (21,0 тыс. га), а также группа небольших островов, входящих в состав заповедника "Кандалакшский".


В последние годы туризм в районе является одной из самых динамичных сфер эконо-мики. Так, например, количество посетителей национального парка "Паанаярви" за послед-ние годы возросло в несколько раз (рис.1). В 2005 году Парк получил сертификат качества "ПАП Парк" и сертификат Федерации "Евро Парк". Принимали участие в выставке в г.Куусамо. Ежегодно на базе визит - центра национального парка проводятся природо-охранные выставки и экспозиции, научно - практические школьные конференции, участ-никами которых являются школьники, занимающиеся научно-исследовательской работой.

Общий туристский поток в районе по оценкам специалистов составляет более 10 тыс. человек в год. В то же время соседние области Финляндии в настоящее время посещает около миллиона туристов в год. В связи с этим особо следует отметить роль нового меж-дународного автомобильного пункта пропуска "Суоперя". Ввод в действие данного пункта является дополнительным стимулом для развития туризма в районе и позволит привлекать международные туристские потоки со стороны Финляндии.

Численность работающих в сфере туристских услуг в Лоухском районе составляет более 40 человек. Примерный объем инвестиций в туристскую инфраструктуру за 2006 год составил более 10 млн.руб.

На территории Лоухского района зарегистрированы 1 государственное учреждение, 6 турфирм и несколько индивидуальных предпринимателей, которые работают в сфере ту-ризма. Гостиничная сеть в районе развита слабо. Имеется гостиница в ПМС-283 п.Лоухи ( ОАО "РЖД") на 20 мест, Лоухское райпо - 1008 км трассы СПб - Мурманск - 15 мест, ООО "Ремстройреконструкция" п.Лоухи - 23 места, ООО "Вика" и ИП Корбанков В.И. п.Пяозерский - 38 места, ООО "Нереис" п.Чкаловский - 22 места.

В районе активно ведется работа по развитию и популяризации различных видов ту-ризма, продвижению различных туристских продуктов. Ежегодно турфирмы участвуют в туристских выставках и ярмарках, в том числе зарубежных. Проводится работа со школь-никами, в конференциях и лагерях принимают участие школьники из разных регионов страны. За 2006 год проведено пять экологических лагерей.

Активно пропагандирует развитие туризма на побережье Белого моря Общественная организация "Бассейновый Совет Северо-Карельское побережье", которая создана в 2003 году, в целях общественного содействия устойчивому развитию и охране окружающей среды в Северной Карелии. Открыт информационный центр, где можно получить инфор-мацию об отдыхе на территории побережья, о размещении туристов, о турфирмах Лоух-ского района, разработанных маршрутах и пр. Центром организуются экологические и гео-логические экскурсии.

При этом в районе существует ряд нерешенных задач, среди которых, прежде всего, следует отметить недостаточный объем инвестиций в сферу туризма и, как следствие, низ-кий уровень развития туристской инфраструктуры; недостаток квалифицированных кад-ров; отсутствие эффективной маркетинговой политики, направленной на усиление конку-рентных позиций района в сфере туризма.

В ближайшие годы ожидается увеличение туристского потока в Лоухском районе. Приток иностранных туристов, связанный с открытием МАПП "Суоперя", требует расши-рения возможностей по приему туристов: увеличение мощности номерного фонда, разви-тие сектора общественного питания, придорожной инфраструктуры, информационного обеспечения и т.д. Кроме того, в районе существует необходимость создания Координаци-онного туристского центра, деятельность которого была бы направлена на создание усло-вий для развития туризма и решения существующих проблем при непосредственном уча-стии туристских фирм района.

Перспективы дальнейшего развития туризма в Лоухском районе будут непосредст-венно связаны с притоком иностранных туристов, предъявляющих достаточно высокие требования к качеству туристских услуг. Соответственно, возможность реализации турист-ско-рекреационного потенциала района будет определяться как конкурентоспособностью туристского комплекса района в целом, так и отдельных турпродуктов. В этих условиях возникает необходимость поддержки туристского сектора в районе со стороны органов республиканской власти и местного самоуправления.

Решение существующих проблем в значительной степени зависит от активной пози-ции и регулирующей роли Органов государственного управления Республики Карелия и Администрации Лоухского муниципального района. Программно - целевое управление является одним из методов реализации туристской политики на местном уровне. Данная программа является практическим среднесрочным программным инструментом, позво-ляющим координировать усилия органов республиканской власти, местного самоуправле-ния и бизнеса по развитию туризма в районе.

2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

Основной целью Программы является создание развитого туристского комплекса в Лоухском районе, повышение конкурентоспособности местных туристских продуктов и формирование благоприятного туристского имиджа района в республике и за ее предела-ми. Цель программы ориентирована на удовлетворение потребностей российских и ино-странных граждан в туристских услугах и включение района в российскую и международ-ную туристскую логистику. При этом особое значение приобретает возможность использо-вания существующего природного и национально-культурного потенциала района, которая зависит от вовлечения местного населения в процесс создания туристских услуг, привлече-ния инвестиций в сферу туризма и повышения в целом конкурентоспособности туристско-го комплекса района. Достижение данной цели требует решения следующих задач:
  • - Привлечение инвестиций в сферу туризма в целях совершенствования туристской инфраструктуры.
  • - Разработка новых и повышение конкурентоспособности существующих в районе туристских продуктов. Повышение качества предоставляемых туристских услуг в соот-ветствии с существующими международными стандартами.
  • - Подготовка туристских кадров и повышение квалификации работников сферы туризма.
  • - Вовлечение местного населения в процесс формирования туристских услуг в районе, развитие народных промыслов и ремесел.
  • - Организация и проведение национальных праздников, фольклорных фестивалей, выставок, ярмарок и других мероприятий, способствующих привлечению туристских потоков.
  • - Реализация мероприятий по улучшению туристского имиджа Лоухского района и разработка элементов общего туристского бренда.
  • - Развитие международных связей и участие в международных проектах в сфере туризма.
Сроки реализации Программы - 2007-2010 годы. Работа по ее осуществлению организационно разделена на два этапа.

Первый этап - 2007-2008 годы: Основной целью первого этапа является информационное и маркетинговое обеспечение реализации программных мероприятий, создание ус-ловий для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру. Данный этап в органи-зационном плане предполагает подготовку и начало реализации системы программных ме-роприятий, анализ промежуточных результатов работы, корректировку системы программ-ных мероприятий второго этапа. На этом этапе планируется осуществление активного ин-формационно - маркетингового обеспечения реализации программы и развития туризма в районе. Предполагается создание различных информационных продуктов о существующем туристско-рекреационном потенциале района, обеспечивающих формирование благопри-ятного туристского имиджа района и способствующих привлечению инвестиции в сферу туризма. Кроме того, решение данной задачи предполагает участие в различных выставках, конференциях, разработку новых и продвижение существующих в районе турпродуктов на российском рынке и за рубежом.

Второй этап - 2009-2010 годы: включает реализацию двух основных направлений. Первое направление - привлечение инвестиций в сферу туризма, разработка инвестицион-ных проектов и предложений, поиск инвесторов и партнеров. Второе направление - разви-тие туристской инфраструктуры в соответствии с существующим туристским спросом и перспективами привлечения дополнительных туристских потоков. В рамках этого направ-ления планируется строительство объектов инфраструктуры, подготовка и повышение ква-лификации туристских кадров, вовлечение местного населения в предпринимательскую деятельность в сфере туризма. В организационном плане этап предусматривает продолже-ние программных мероприятий первого этапа, реализацию основных направлений второго этапа, создание условий для завершения программы, оценку ее реализации и разработку основных направлений совершенствования туристской политики в Лоухском районе на дальнейшую перспективу.

3. Система программных мероприятий

Исходя из целей и задач Программы, состояния и современных тенденций развития туризма в Республике Карелия и Лоухском районе, разработана система программных ме-роприятий, включающая пять направлений (см. раздел VII):
  • информационно-маркетинговое обеспечение развития туризма в районе;
  • совершенствование обслуживания туристов и повышение качества туристских услуг;
  • привлечение инвестиций и поддержка предпринимательства в сфере туризма;
  • развитие инфраструктуры туризма и формирование конкурентоспособного туристского комплекса;
  • развитие рекреационных территорий, зон туризма и отдыха.
Информационно-маркетинговое обеспечение развитие туризма предполагает реа-лизацию следующих мероприятий туристкой маркетинговой политики и мероприятий, на-правленных на создание эффективного информационного сопровождения развития туриз-ма в районе:
  • повышение туристской привлекательности района и известности местных туристских продуктов в республике и за ее пределами, формирование конкурентоспособного тури-стского брэнда района;
  • развитие системы маркетинга существующих и разрабатываемых турпродуктов;
  • формирование информационного сопровождения мероприятий по развитию туризма;
  • разработка информационных материалов о туристско-рекреационном потенциале рай-она и существующих туристских продуктах.
Совершенствование обслуживания туристов и повышение качества туристских услуг включает в себя мероприятия по подготовке специалистов в сфере туризма. Главным мероприятием в рамках данного направления является создание образовательного инфор-мационного туристского центра в районе, который будет способствовать улучшению каче-ства образования в туризме, развитию экономики и повышению занятости в сфере предос-тавления туристских услуг. В целях решения этих задач предполагается проведение обу-чающих семинаров, конференций по проблемам развития туризма, организация конкурсов среди предприятий и индивидуальных предпринимателей района, осуществляющих тури-стскую деятельность, а также подготовка туристских кадров.

Привлечение инвестиций и поддержка предпринимательства в сфере туризма является предпосылкой для развития современной туристской инфраструктуры, участвую-щей в создании качественных туристских услуг, соответствующих международным стан-дартам. Мероприятия, запланированные в рамках реализации этого направления, ориенти-рованы на создание благоприятных условий для привлечения и реализации инвестицион-ных проектов в сфере туризма:
  • формирование перечня инвестиционных предложений и разработка технико-экономических обоснований инвестиционных проектов в сфере туризма;
  • подготовка инвестиционных площадок, которые могут быть использованы для созда-ния туристской инфраструктуры;
  • участие в инвестиционных выставках, форумах, поиск потенциальных инвесторов и партнеров;
  • информационное и правовое сопровождение реализуемых инвестиционных проектов.
Развитие инфраструктуры туризма и формирование конкурентоспособного ту-ристского комплекса определяет возможности по созданию конкурентоспособных тури-стских продуктов. В рамках данного направления основной задачей органов местного са-моуправления Лоухского района является реализация мероприятий, направленных на со-вершенствование существующей и создание новой инфраструктуры, участвующей в про-цессе создания туристских услуг. Это направление включает в себя следующие группы ме-роприятий:
  • изготовление и установка дорожных указателей, строительство и обустройство стоя-нок, мест отдыха и т.д.;
  • совершенствование услуг по размещению туристов и увеличение номерного фонда (в рамках данных мероприятий основная роль принадлежит хозяйствующим субъектам);
  • реализация международных проектов в сфере туризма, в т.ч. в целях разработки и реализации совместных турпродуктов, а также совместного использования объектов туристской инфраструктуры.
Развитие рекреационных территорий, зон туризма и отдыха предполагает реали-зацию следующих мероприятий:
  • разработка Карты - схемы зон туризма и отдыха в районе, включенных в Генераль-ную схему размещения объектов и инфраструктуры туризма в Республике Карелия;
  • подготовка пояснительной записки, включающей информацию о количестве и харак-теристиках действующих объектов туризма и инфраструктуры, о природных, в том числе геологических, сейсмических, климатических условиях, наличии лечебно-оздоровительных и иных ресурсов, экскурсионных объектов в районе;
  • подготовка предложений по планировке зон туризма и отдыха в виде планировочных эскизов, включающих действующие, а также перспективные объекты туризма и ин-фраструктуры в районе;
  • технико-экономическое обоснование создания объектов туристской инфраструктуры, запланированных в рамках Карты - схемы зон туризма и отдыха.
Запланированные мероприятия данного направления будут реализованы в рамках разработки Генеральной схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма в Респуб-лике Карелия и позволят повысить эффективность использования туристско-рекреационного потенциала район, а также будут содействовать привлечению инвестиций в туристскую инфраструктуру.

Представленные направления реализации Программы и программные мероприятия должны способствовать социально-экономическому развитию района, решению проблем занятости населения и эффективного использования средств, направленных на реализацию политики развития туризма в Лоухском районе.

4. Ресурсное обеспечение программы

Финансирование Программы предполагается за счёт следующих источников:
  • - средства республиканского бюджета, в том числе выделяемые на конкурсной основе в виде централизованных инвестиционных ресурсов;
  • - средства муниципального бюджета Лоухского района, направляемые на реализацию основных мероприятий реализации программы;
  • - внебюджетные средства, включая собственные средства организаций сферы туризма, кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, средства частных отечественных и зарубежных инвесторов, целевые отчисления от прибыли организа-ций, заинтересованных в развитии туризма (на добровольной и договорной основе).
Общий объём финансовых средств, необходимых для реализации системы программ-ных мероприятий, составляет 132 490 тыс. рублей, в т.ч. средства республиканского бюд-жета - 2 500 тыс. руб., муниципального бюджета Лоухского района - 665 тыс.руб., 129 325 тыс.руб.- внебюджетные источники.

5. Механизм реализации,
организационное сопровождение
и мониторинг выполнения Программы

Механизм реализации Программы предусматривает отработку организационно-финансовых схем обеспечения системы мероприятий и проектов развития материальной базы туризма в соответствии с содержанием Программы.

Подготовка системы программных мероприятий и начало их реализации будут осу-ществляться путем ежегодного выделения бюджетных средств на выполнение Программы Министерству экономического развития Республики Карелия и Администрации Лоухского муниципального района как государственному заказчику - главным распорядителям бюд-жетных средств и основным исполнителям Программы. Министерство экономического развития Республики Карелия и Администрация Лоухского муниципального района обес-печивает выполнение Программы и в случае необходимости определяет соисполнителей по профилю предусматриваемых мероприятий посредством заключения договоров и на осно-ве проведения открытых конкурсов для выбора исполнителей с целью наиболее эффектив-ного размещения заказов на выполнение работ по каждому мероприятию. Развитие мате-риальной базы туризма будет осуществляться путем реализации конкретных приоритетных проектов в основном за счет внебюджетных средств, привлекаемых в ходе проведения мер прямой и косвенной государственной поддержки при реализации инициативных негосу-дарственных инвестиционных проектов (в том числе и с участием зарубежных инвесто-ров).

Прочие меры государственной и муниципальной поддержки развития материальной базы туризма включают в себя предоставление налоговых льгот, государственных гаран-тий, разработку наиболее перспективных проектов развития материальной базы туризма (в том числе путем оказания организационно-методической помощи в бизнес-планировании), содействие в продвижении инвестиционных проектов, направленных на развитие объектов туристской инфраструктуры, участие во внутренних и международных инвестиционных конкурсах, ярмарках и выставках, осуществление переговоров с потенциальными инвесто-рами.

Предусматривается активное привлечение кредитов банков, средств фондов и обще-ственных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в выгодном вложении средств и в получении прибыли, а также другие внебюджетные средства. При этом условия и меры государственной и муниципальной поддержки инвестиционных проектов будут определяться в каждом конкретном случае путём переговоров с инвесторами. Государст-венный заказчик Программы при необходимости может обращаться в установленном по-рядке в федеральные органы исполнительной власти, Правительство Республики Карелия с ходатайством о предоставлении организациям, участвующим в реализации Программы, инвестиционных кредитов, целевых субсидий, а также с предложениями о других видах государственной поддержки. Организация эффективного взаимодействия, координации совместной работы и сотрудничества с ведущими туристскими образовательными учреж-дениями России и Карелии, туристскими фирмами и предприятиями является важным ус-ловием реализации программных мероприятий.

С целью координации работ по реализации Программы создается Координационный Совет по вопросам развития туризма в Лоухском районе, возглавляемый Главой Админист-рации Лоухского района. В состав Координационного Совета входят представители Адми-нистрации Лоухского муниципального района, туристских хозяйствующих субъектов, а так-же различных общественных организаций, заинтересованных в развитии туризма. Организа-ционная схема реализации мероприятий Программы развития туризма в Лоухском районе на 2007-2010 гг. представлена на рис.2 Через Совет осуществляется взаимодействие с респуб-ликанскими органами власти. Взаимодействие с субъектами туристской деятельности, нахо-дящимися за пределами Лоухского района, по реализации отдельных мероприятий Програм-мы осуществляется через создаваемый Координационный Совет и Информационный турист-ский центр Республики Карелия. Работа Координационного Совета по развитию туризма в районе осуществляется при непосредственном взаимодействии с Республиканским Коорди-национным Советом по вопросам развития туризма.

Координационный Совет ежегодно рассматривает отчет о ходе реализации мероприя-тий Программы, об эффективности использования финансовых средств и направляет его после одобрения в Администрацию Лоухского муниципального района и в Министерство экономического развития Республики Карелия. В состав создаваемого Координационного Совета входят следующие Комиссии:

Комиссия по подготовке нормативных актов осуществляет подготовку проектов и предложений по разработке нормативных актов, необходимых для реализации отдельных инвестиционных проектов и развития туризма в целом, которые поступают в Администра-цию Лоухского муниципального района.

Комиссия по землепользованию и застройке занимается подготовкой документов территориального планирования, разработкой местных нормативов градостроительного проектирования, утверждением правил землепользования и застройки, рассматривает пред-ложения по строительству и реконструкции объектов туристской инфраструктуры, осуще-ствляет подготовку документов, необходимых для реализации инвестиционных проектов в сфере туризма.

Комиссия по культуре и кадровой политике участвует в организации национальных праздников и фестивалей, решает организационные вопросы и вопросы финансирования культурно-массовых мероприятий, способствующих развитию событийного туризма, содей-ствует подготовке туристских кадров в районе, организации обучающих семинаров, ориен-тированных на вовлечение местного населения в туристскую деятельность, развитие народ-ных промыслов и ремесел.

Туристский образовательный информационный центр осуществляет подготовку специалистов в сфере туризма, будет способствовать улучшению качества образования, обеспечивать информационное сопровождение развития туризма в районе. Планируется соз-дание ТОИЦ в рамках международного проекта.

Решения Комиссий Координационного совета по развитию туризма в районе доводят-ся до сведения Главы Администрации местного самоуправления и носят рекомендательный характер.

6. Ожидаемые результаты реализации Программы
и её социально-экономическая эффективность

Важнейшим итогом осуществления Программы, станет создание условий для посте-пенного формирования в Лоухском районе современного туристского комплекса, позво-ляющего обеспечить стабильный приток туристов на территории, увеличение налоговых сборов, повышение розничного товарооборота, инвестиций в основные производственные фонды, самозанятость населения, сохранение, рациональное и наиболее эффективное ис-пользование национально-культурного и природного наследия района.

Социальный и гуманитарный эффекты. Результатом Программы станет создание предпосылок и условий для сохранения и приумножения национально-культурного насле-дия, формирование на их основе дополнительных источников дохода, развитие альтерна-тивных сфер занятости местного населения, приобщение жителей района к культурным ценностям и снижение миграционного оттока населения.

Однако следует отметить, что в настоящее время туризм не является отраслью, спо-собной обеспечить занятость населения района. Как показывает практика, в связи с высо-кой производительностью труда в данной сфере, темпы увеличения туристского потока превышают темпы создания дополнительных рабочих мест. При этом основной социаль-ный эффект заключается в развитии смежных секторов экономики, развитии сферы услуг в целом и развитии малого бизнеса. Туризм с этой точки зрения способен стимулировать развитие предпринимательства в районе и организацию различных видов самозанятости населения. Кроме того, развитие туризма обеспечивает сохранение национальных тради-ций, культуры и образа жизни местного населения. Данный вопрос приобретает особую актуальность для коренного населения в условиях сложной демографической ситуации, от-тока населения из района.

Экономические эффекты. Выполнение программных мероприятий позволит создать условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, обустройство терри-торий и объектов туристского показа, разработку новых турпродуктов. Увеличение турист-ского потока в районе обеспечит увеличение прямых и косвенных доходов от туризма, бу-дет способствовать развитию предпринимательства не только в сфере туризма, но и в смежных секторах экономики, а также в целом в сфере услуг. Экономический эффект от туризма будет непосредственно зависеть от доли организованных туристов, и туристов, использующих туристскую инфраструктуру района, следовательно, мероприятия програм-мы, направленные на привлечение инвестиций в развитие материальной базы туризма в конечном итоге будут способствовать увеличению прямых доходов от туризма. Кроме то-го, развитие туристского сектора станет основой для диверсификации экономики района, обеспечения устойчивости и снижения рисков в социально-экономическом развитии рай-она. Расширение специализации на основе развития туризма позволит снизить зависимость экономики от традиционных отраслей: лесопромышленного и горнопромышленного ком-плексов, функционирование которых в настоящее время является нестабильным. Помимо социального, гуманитарного и экономического, следует выделить бюджетный эффект, ко-торый выражается в увеличении налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Планируемое увеличение потока туристов в Лоухском районе, объема платных тури-стских услуг и совокупного валового дохода от туризма представлены в таблице 1 и на ри-сунке 3. Предполагается, что общий туристский поток в районе к 2010 г. увеличится в два раза, кроме того, увеличится доля организованного туризма. При этом темпы прироста ту-ристского потока в первые годы реализации Программы будут выше, что объясняется от-крытием международного автомобильного пункта пропуска "Суоперя".

Табл.1. Основные прогнозные показатели развития туризма в Лоухском районе

Наименование показателя 2006 2007
прогноз
2008
прогноз
2009
прогноз
2010
прогноз
Общее количество туристов, человек 11 800 15 500 18 500 19 500 20 500
в т.ч. самодеятельные туристы,
человек
6 000 6 500 7 000 7 500 8 000
Организованные туристы,
человек
5 800 9 000 11 500 12 000 12 500
Объем туристских услуг,
млн. руб.
3,4 4,0 5,2 5,4 5,6
Совокупный валовой доход от туризма,
млн. руб.
17,2 25,8 30,9 32,6 35,4



ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Система программных мероприятий


| Краткая информация о районе | Турфирмы | Cредства размещения | Достопримечательности | Муниципальная программа |
© 2008 Администрация Лоухского муниципального района.