Термин «коррупция» в переводе с латинского (corruptio) означает
«подкуп», «порча», «упадок».Своими корнями коррупция как социальное
явление уходит корнями в глубокое прошлое. Несмотря на то, что термин
«коррупция» не употреблялся в российском законодательстве и не был
введён в научный оборот вплоть до начала XX века, и до этого периода
существовали корыстные злоупотребления должностных лиц, трактуемые
современным правом как коррупция.
Появление коррупции как явления на Руси тесно связано с традициями
общества в период становления государственности в IX–X веках, когда
представители государственной власти обеспечивались общиной по нормам,
установленным главой государства (так называемый институт «кормления»).
Однако эти нормы не могли быть едины для всех чиновников. Неслучайно в
газете «Русская Правда» в целях установления единых норм по обеспечению
государственных чиновников было сделано указание на размеры этого
обеспечения общиной.
В
русском языке коррупция и взяточничество как одна из её форм исторически
обозначались терминами «лихоимство» и «мздоимство».Мздоимство впервые
упоминается в русских летописях XIII века. Можно говорить о том, что
корыстные злоупотребления по службе возникли с появлением управляющих
(вождей, князей) и судей как средство воздействия на их объективность и
добросовестность при решении различных вопросов. Толкование мздоимства и
взяточничества даны в толковом словаре
В.И. Даля. «Мздоимствовать» – брать подарки, приношения, взятки, быть
продажным человеком. «Взятка» (поборы, приношения, дары, гостинцы,
приносы, пикшеш, бакшиш, хабара, могарычи) – плата или подарок
должностному лицу во избежание стеснений или подкуп его на незаконное
дело.
Мздоимство упоминается в русских летописях XIV века, например в Двинской
уставной грамоте 1397 года. Первое законодательное ограничение
коррупционных действий принадлежит Ивану III.Ряд исследователей истории
российского законодательства полагают, что понятие посула начинает
употребляться в смысле взятки, начиная с Псковской судной грамоты,
которая имела особую статью «о посулах».
Внук
Ивана III Иван IV Васильевич Грозный ввёл Судебник 1550 года и Судную
грамоту 1561 года, которыми мздоимство признавалось уголовным
преступлением. В качестве мер ответственности предусматривалось
наказание в виде временного
и бессрочного тюремного заключения, а также смертной казни.
Следует
заметить, что уголовное право в XVII веке развивалось в условиях резкого
обострения классовых противоречий. Заметным стимулом его развития,
расширения круга деяний, подлежащих уголовному преследованию, появлению
новых видов преступлений, послужили события начала XVII века и восстания
30–40-х годов XVII века. Ко времени Алексея Михайловича Романова
относится практически единственный народный бунт антикоррупционной
направленности. Он произошёл в Москве в 1648 году и закончился победой
москвичей: царём были отданы на растерзание толпе два коррумпированных
«министра».
После
восстаний 30–40-х годов XVII века уголовное законодательство приняло
более карательный характер. Это получило своё воплощение в Уложении 1649
года. Уложение впервые даёт определённую классификацию преступлений.
Были выделены специальные группы преступлений: государственные
(политические) и против порядка управления.
Первую
группу составляли преимущественно преступления должностных лиц судебных
органов. Основной вид преступлений здесь составлял неправый суд за
взятку или в результате пристрастного отношения к подсудимому по мотивам
дружбы или вражды. Мотив о посуле как служебном преступлении является
одним из доминирующих в Уложении в части приказного и воеводского
управления и судопроизводства, свидетельствуя о процветании коррупции и
произволе среди феодальной администрации. Определяя строгие меры для
судий за посул и неправое решение дела, Уложение предусматривало
возможные обходные пути таких нарушений закона – получение посула
не самим судьей, а его родственниками. Если посул взят родственником
судьи без его ведома, то судья не нёс ответственности.
За
должностные преступления определялись наказания и для низового аппарата
– приставов, недельщиков, губных целовальников. Запрещались поборы,
повторные проступки наказывались кнутом и лишением должности.
Впервые
стали бороться с коррупцией системно при Петре I. Так, не только были
усилены уголовно-репрессивные меры, созданы специальные контролирующие
органы, но и была предпринята попытка искоренить эту проблему путём
установления стабильного жалованья всем чиновникам и созданием чёткой и
определённой структуры, численности и компетенции органов
государственного управления.
В целях
предупреждения взяточничества и других корыстных злоупотреблений по
службе Пётр I ввёл новый порядок прохождения государственной службы для
воевод, которые не могли находиться на этой должности более двух лет.
Срок службы для них мог быть продлён только в том случае, если имелась
письменная просьба жителей города о том, чтобы указанное должностное
лицо продолжало исполнять свои обязанности.
В 1714
году Петр I издал Указ «О воспрещении взяток и посулов», которым было
отменено поместное обеспечение чиновников и повышено им денежное
жалованье. Была введена должность генерал-губернатора. Он ведал как
гражданским, так и военным управлением, должен был бороться с судебной
волокитой, имел право приостановить исполнение судебного решения. Только
при Петре I впервые был установлен твердый оклад жалованья губернатора,
было окончательно покончено с системой кормлений, что, конечно, отнюдь
не исключало незаконных поборов и прочего лихоимства.
17 марта
1714 года был издан Указ о фискалах и о их должности и действии,
вменявший фискалам в обязанность принятие мер по борьбе с
взяточничеством и казнокрадством. На практике фискалы не всегда
выполняли поставленные перед ними задачи, ибо они сами были частью
бюрократического чиновничьего аппарата. С этой же целью в 1722 году была
учреждена должность генерал-прокурора («ока государева»).
Генерал-прокурору были подчинены обер-прокуроры в Сенате и в Синоде,
прокуроры в коллегиях и в губерниях. Они должны были присутствовать на
заседаниях тех учреждений, при которых они были учреждены, и
осуществлять гласный общий надзор за законностью и исполнением указов и
повелений императора и Сената.
В
Воинских артикулах 1715 года описаны должностные преступления:
злоупотребление властью в корыстных целях, взяточничество. Среди
преступлений против порядка управления и суда в Артикуле особо выделены
подделка денег, печатей и документов, срывание указов, принесение
лжеприсяги, лжесвидетельство. Все эти преступления наказывались
чрезвычайно жестоко – смертной казнью, телесными наказаниями, тюрьмой.
Очень чётко формулируются составы растраты, присвоения и использования в
своих интересах денег государственных с совершением подлога в
отчётности.
Позднее
политика Петра I была продолжена в законодательных актах правительства
Екатерины II, Александра I, Александра III и других государей. Так, при
Екатерине II имена взяточников и лихоимцев, наказанных по суду,
публиковались для всеобщего сведения, причём этой каре подвергались
многие лица из высшей губернской администрации.
В
царствование Николая I правительство подтвердило свое негативное
отношение к фактам преподнесения подарков чиновникам от частных лиц и
различного рода обществ. По воле императора Сенат в 1832 году издал Указ
«О воспрещении начальствующим лицам принимать приношения от общества»,
считая, что подарки или какие-либо приношения чиновникам не должны иметь
место в системе государственного управления.
Стремясь
усилить и упорядочить меры борьбы с коррупцией, правительство приняло
меры по упорядочению дисциплинарных взысканий, направленных
на повышение ответственности гражданских служащих, что нашло отражение
в таких нормативных документах того времени, как Свод законов Российской
империи 1832 года и Уложение о наказаниях уголовных и исправительных
1845 года, в котором была введена специальная глава «О мздоимстве и
лихоимстве». В этой главе взяточничество квалифицировалось как
преступное деяние и подразделялось на «мздоимство» и «лихоимство».
Согласно Уложению, в случае принятия взятки без нарушения служебных
обязанностей и законов по службе чиновник подвергался наказанию в виде
штрафа в сумме двойной цены подарка или снятию с должности.
Взяточничество, сопряженное с нарушением государственных законов и
служебных обязанностей, квалифицировалось как злоупотребление властью и
наказывалось в уголовном порядке. Субъектом данных правонарушений
являлось должностное лицо, однако определения самого понятия
должностного лица в Уложении также нет. Оно не имело даже определённого
термина и называлось либо должностное лицо, либо виновный, чиновник,
лицо, состоящее на службе государственной или общественной.
В
судебной практике и юридической литературе должностными признавались
лица, обозначенные в таком качестве в законодательстве или приравненные
к ним «в силу характера отправляемых ими обязанностей».
В
Уложении 1845 года была установлена ответственность как
для взяткополучателей, так и для взяткодателей. Система наказаний
включала как уголовные, так и исправительные виды и колебалась от
строгого выговора до ссылки в каторжные работы в зависимости от тяжести
совершённого преступления и тяжести наступавших последствий. Также были
предусмотрены меры материального возмещения причинённого вреда.
Советская власть на протяжении многих лет официально не признавала
явления коррупции в системе государственной службы. Термин «коррупция» в
официальных документах отсутствовал. Власть использовала такие
словосочетания, как «злоупотребление служебным положением», «должностные
преступления» и т.п.
Вместе с
тем советская власть с самого начала своего существования объявила войну
коррупции. Подтверждением этому является принятие Декрета Совета
Народных Комиссаров РСФСР от 08 мая 1918 года «О взяточничестве».
В
названном Декрете были закреплены положения относительно равной
уголовной ответственности всех участников коррупционных отношений. Так,
равному наказанию с лицами, состоящими на государственной или
общественной службе в РСФСР, виновными в принятии взятки, подвергались
не только взяткодатели, но и подстрекатели, пособники и все имеющие
отношения к подкупу служащих.Специалисты отмечают, что В.И. Ленин считал
взяточничество одним из опаснейших пережитков и требовал для борьбы с
ним самых суровых, подчас «варварских», по его выражению, мер борьбы,
так как сама борьба ведётся против варварства.
Как
показала практика, применение только уголовно-правовых средств
предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы
оказывалось недостаточно действенным. Росту коррупции в системе
государственной службы способствовало низкое денежное содержание
государственных служащих, а также порядок отбора на государственную
службу.
1
сентября 1922 года было подписано Постановление Совета труда и обороны,
предусматривавшее широкий круг мер борьбы со взяточничеством.
2 сентября 1922 года при Совете труда и обороны была образована Комиссия
по борьбе со взяточничеством. 15 сентября 1922 года было утверждено
Положение «О ведомственных комиссиях по борьбе со взяточничеством».Речь
шла не просто о противодействии взяточничеству, а о предупреждении и
пресечении коррупции в системе государственной службы.
В
20–30-е годы XX века большое внимание уделялось укреплению дисциплины в
государственном аппарате. Для этого было принято Постановление ВЦИК
РСФСР от 07 июля 1923 года «Положение о дисциплинарных судах»,
Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 20 марта 1932 года «О дисциплинарной
ответственности в порядке подчинённости». Как следовало из положения о
дисциплинарных судах, их целью была борьба со служебными упущениями,
проступками и неправильными действиями должностных лиц советского
государственного аппарата.
О новом
всплеске коррупции в государственном аппарате заговорили лишь в конце
50-х годов, а в начале 60-х появился Указ Президиума Верховного Совета
СССР от 20 февраля 1962 года «Об усилении уголовной ответственности за
взяточничество», в котором взяточничество характеризовалось как один из
позорных пережитков прошлого. Кроме того, указывалось на то, что у
государства имеются все возможности для полного искоренения любых форм
взяточничества.
Развитие
рыночной экономики в конце 80-х годов XX века, появление разнообразных
форм собственности, появление хозяйствующих субъектов различных
организационных форм при сохранении в руках государства основных
инструментов административно-правового регулирования предпринимательской
деятельности объективно вызвало всплеск коррупции.
В
настоящее время создана и совершенствуется система противодействия
коррупции, в которой в пределах их полномочий участвуют федеральные
органы государственной власти, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления, институты
гражданского общества, организации и физические лица.
ИСТОЧНИК
- Википедия |