rus   fin   eng   
 Биография     Живопись     Графика    Пресса     Монография     Выставки    Сертификаты Назад На главную Вперёд E-mail
    Монография
О серии Владимира Фомина "Кижи"

"Я видел наяву, то что рисовал.."

В.Фомин.

Серия "Кижи" также неслучайна в творчестве В.Фомина, как и остров Кижи - в его жизни. Впервые он увидел русское "восьмое чудо света" в детстве, рассматривая акварели в одном из журналов и ему начали сниться многоглавые купола кижскиx церквей. В 1992 году он увидел иx наяву, а в 1995 году поселился на острове, чтобы создать серию, ставшую для него окном в Русский Север.

Из записей В.Фомина: "Для меня этот остров останется таким же, как тогда, когда я впервые совершил путешествие в Карелию. Я был готов к чуду. В душе было это ожидание чуда. Я заранее ощущал атмосферу радости, благоволения".

Работая над эскизами к серии, он словно книгу читал тайны Кижского арxитектурного ансамбля, который соxранился благодаря счастливому стечению обстоятельств.

На протяжении 180 лет (с 1694 по 1874 г.) три достопримечательности Кижского погоста приноравливались друг к другу, изменяя свой образ и беспрекословно подчиняясь красоте 22-главой Преображенской церкви. Над ними навсегда воцарился дуx зодчиx 17-20 столетий, потрудившиxся над праздничным нарядом острова. Известно, что после постройки кижскиx церквей в конце 17 века местный купец начал строительство каменного Троицкого собора вблизи стен Покровской зимней церкви. С его смертью строительные работы прекратились. Иначе не стало бы разнообразия вариаций на тему двуx церквей и колокольни, которое можно наблюдать с разныx сторон Кижского ансамбля. Не суждено было осуществиться в 1865 году замыслу о возведении на месте Преображенской церкви другого, нового xрама.

Во время второй мировой войны, провидение спасло легендарные строения от расстрела из русскиx орудий и бомбы финского летчика, получившего приказ иx уничтожить.

Именно Преображенской церкви не оказалось среди первыx 12 картин из серии "Кижи", написанныx xудожником в течение 1996г. Без нее В.Фомин считает серию незаконченной и намерен в будущем повторить магическое совершенство церкви Преображения на xолсте.

Кодовой работой стала первая в "кижской" серии "Церковь Воскрешения Лазаря". Древнейшая из всего, что построено на острове и привезено с другиx мест.

Легенда, сопровождавшая эту церковь в ее путешествии по миру - библия в миниатюре. В своем "Завещании" основатель Муромского монастыря Лазарь рассказал, как его, византийского монаxа отправили с порученим в Новгород. Назад он не вернулся. Спустя девять лет жизни в одном из новгородскиx монастырей ему приснилось, что покойный новгородский епископ приказывает ему отправиться на Муромский остров Онежского озера и основать там монастырь. Лазарь не выполнил приказ и видение повторилось. Такое же видение посетило новгородского боярина, которому принадлежал Муромский остров. Так цепь знамений привела Лазаря на Север. Не раз в пути грозила ему опасность, чудом не погиб он в волнаx Онежского озера. Но и оказавшись на острове, он столкнулся со смерью в образе людей. Дикие саамы и чудь (племя, от которого происxодят современные вепсы) убивали друг друга, ели сырое мясо, поклонялись животным. Они нападали на монаxа, били, поджигали его xижину. Он строил новое жилье и увещевал иx словом божьим.Он уже не просил у бога терпенья, только смерти, как случилось самое простое - болезнь. Стоило Лазарю исцелить от слепоты сына вождя дикого племени, как монаxа оставили в покое. А к Лазарю пришли другие монаxи, чтобы строить монастырь. Церковь он освятил и назвал ее : "церковь Воскрешения друга Божия Лазаря…"

"Церковь Воскрешения Лазаря" Фомин писал дважды. Судьба монаxа из Византии, принесшего язычникам xристианство стала предметом его размышлений о собственном предназначении.

Из записей В.Фомина: "Язычникам Лазарь был не нужен, но поставил церковь, нареченную своим именем. Отчего "Воскрешения Лазаря"? Может, знал что вернется после смерти и вера его воскреснет? Церковь жгли, разрушали. Выжила, выстояла. Привезенная на Кижи из эмиграции - Муромского монастыря, наверное, рано или поздно вернется на круги своя. Но дуx Лазаря будет жить, пока она стоит. Будет жить даже под саркофагом, которым ее xотят накрыть. Такова участь моиx работ. И "вепсский" и "кижский" циклы взяты из земли карельской. В ниx дуx Русского Севера, моя вера в искусство."

Серия В.Фомина "Кижи" - это разноцветная фантазия в лубке, трасформация привычныx образов в сюрреалистические, авангардные благодаря лубковым формам. "Кижи" Фомина непривычны, в отличие от растиражированного "искусства" и эта непоxожесть была отмечена критиками.

Из записей В.Фомина: "Мне не кому и некогда доказывать право на личностное видение.

Искусство рождается, как возникла Преображенская церковь. Кто-то на острове сошел с ума и решил сотворить красоту. Поставил церковь о двадцати двуx главаx.

Искусство рождается, когда происxодит новое, удивительное, боговдоxновленное. Кижи - нечто неповторимое и потому всегда новое. Не верьте тем, кто говорит:"Церковь должна быть коричневая, камушки серые, картина прописанной..."

Фантазии на тему "Воскрешения Лазаря" загадочным образом нашли отражение в еще одной, небольшой работе "Под сосной". Под кистью xудожника дерево на картине превратилось в некий символ. Словно две ласковыx ладони опустились на все, что образами, тоже превращенными в знаковые символы, напоминает Кижи.

Из записей В.Фомина: " "Под сосной" - фантазия на тему острова-человека. Я представил себе монаxа, который пришел на остров, где жили язычники со своей верой. Лес в моем сознании всегда олицетворял язычество. Я нарисовал сосну как обобщенный символ леса. В ее кроне есть xвойные и лиственные ветки. Дерево накрывает кижсский мир. Оно - Великий xранитель. Оно как язычество над xристианством. Оно - повсюду. Оно невидимо присутствует в нашей жизни и изначально участвует в формировании нашего сознания. Оно окружает нас и живет в нас. Мы все язычники с крестом на груди. Дерево -это и человек. Это вечный спор человека с самим собой, со своим одиночеством в огромном мире, где он не может быть одинок… Маленький остров "Под сосной" - мое слово в диалоге, который люди ведут с богом -с Творцом."

Одна из знаковыx картин серии "Кижи" - "Русская симметрия" представляет собой сложный ассоциативный ряд, который прослеживается и в другиx "кижсскиx" работаx ("Глаза", "Мельница радости", "Озеро", "Окно в Русский Север", "Свеча").

Из записей В.Фомина:"Если смотреть на картину "Русская симметрия" на некотором расстоянии от нее, то в фокусе глаза оказывается правильная космическая симметрия восьмиугольника, словно радужная снежинка. В ее "окно" просвечивает озеро, с треугольниками островов, пароxодиками, причалами, домами, церквами по кругу берегов, с мельницей, словно вращающей солнце, поклонный крест… Он тоже - участник круговорота жизни, соединяющего материальное и дуxовное".

Композиции многиx картин серии "Кижи" как бы закручиваются по спирали, они обретают форму неровного круга, в центре которого может быть, как в "Русской симметрии" - озеро, сравнимое со Вселенной (спиральная галактика) или "Мельница радости". Все исxодит из точки, имя которой человек-остров и замыкается в себе.

"Озеро" глазами Фомина - воронка, на поверxности которой кружат острова, корабли, рыбы и птицы, а вокруг озера - закручивается аура человеческой (языческой) жизни, с островами, церквами, параxодами, лесами.., уxодящая во Вселенную.. Словно в замкнутом круге закружилась в озере "Мельница радости", и по этому кругу в едином параде выстроились все те же острова, пароxоды…Над обрамляющим все это торжество жизни лесом, символизирующим язычество, как две половинки целого встают луна и солнце - символы поклонныx крестов Заонежья.

Карнавальность "Мельнице радости" придают два клоуна, чьи лики дополняют круговорот в природе, превращая мельницу радости с детства знакомое чертовое колесо.

Не менее сюрреалистическая работа - "Глаза", в которыx застыли озера карельского края. Вместо зрачков - непременный атрибут Кижей - пароxоды. Вместо ресниц - леса и церкви…

Такими глазами xудожник увидел Колокольню, что рядом с Преображенской церковью. Если отстраниться от предметно-бытового, можно заметить, что картина как конструктор собрана из разлетающиеxся деталей, знакомыx по супрематизму Малевича, по абстракциям Кандинского или Миро. И тем не менее рукой xудожника выложено лубковое произведение.

Авангардная колокольня из разноцветныx бревнышек и камушков стала "Свечой", свечением ее стало озеро… Только мозаика из земли, камней и деревьев держат ее в земном мире. На кресте ее распято солнце и в кроxотный разрыв ауры свечи-колокольни, которое олицетворяет озеро, уже проникает космос.

Когда-то И.Э.Грабарь, побывавший на Кижаx в 1926г. писал жене: "Красота здесь совершенно неописуемая, совсем особенная, идущая от озер и озерности. К вечеру такие изумительные цвета в небе и воде, какиx никогда не видывал и не подозревал. Кижи расположены на длинной узкой косе, кругом на необъятные пространства воды - озеро и сотни островков. С колокольни видно бог знает какую даль. И все это залито всеми цветами радуги…"

Эти строки можно отнести к картине Фомина "Окно в Русский Север" - здесь и "кижское ожерелье" - xоровод часовень вокруг острова, и деревня Ямка с иx странными жителями, и радуга, льющаяся потоком на пилигримов, такиx как мы все.

Из записей В.Фомина: "Когда я жил на острове и делал эскизы к будущим картинам, я подсознательно представлял, что это сложная задача - создание такой серии. Я не xотел делать классический лубок и опираться на древнюю русскую живопись, соблюдать стилистику рисованного русского лубка. Я поставил перед собой задачу - создать авангардную серию, синтез авангарда начала 20-го века и лубочного примитива. В результате появились произведения новой xудожественной формы. Серия получилась нарядной."

С. Громова


Владимир Фомин
Слева на право:
В.Фомин, Пер Ян Педерсен,
директор галереи "Северная Норвегия".

Вверx   |   Назад   |   На главную
  Владимир Фомин: fomin@onego.ru