rus   fin   eng   
 Биография     Живопись     Графика    Пресса     Монография     Выставки    Сертификаты Назад На главную Вперёд E-mail
    Монография
О серии "Мандалы"

"Гении - это пальцы Бога, которыми он лепит Одну вещь".

В. Фомин

Развертки первобытных орнаментов и часовой механизм времени в форме круга, "Танец" Матисса и "Чертовое колесо" Владимира Фомина - вещи, говорящие друг с другом на одном языке. В них заложены мировые идеи координации сознания человека и энергии космоса.

Феномен оригинального древнейшего искусства в том, что оно проникает в психологию и духовный мир современного человека. На какой бы точке отсчета не находилось человечество, его всегда занимают темы, связанные с миропониманием человека и попыткой определения своего места в мире.

Почти все дошедшие до нас произведения древнего искусства, в той или иной степени, связаны с астральными, космогоническими, мифологическими представлениями. В них присутствуют символы, отражающие идею бесконечного движения, вращения, цикличности явлений, мифологии…

Зрительные композиции, которыми пользовались древние художники - это особые рисунки в форме круга. Иначе их называют мандалы. Они легко воспринимаются глазом, так как соответствуют первичному зрительному восприятию и структуре органа зрения. Сам глаз является мандалой. Он воспринимает свет и проецирует образы в мозг через форму зрачка. Эта идея уже находила отражение в работах В. Фомина "Глаза" из серии "Лубок" и "Глаза" из серии "Кижи".

На протяжении всего его творчества круг является излюбленной конструкцией. На ней держатся сюжеты таких работ, как "Чертовое колесо" из серии "Лубок", "Сон шамана" из "Вепсской" серии, "Рождение Сампо", "Сампо - чудесная мельница", "Отсо, яблочко лесное" из серии "Калевала", "Крик" из серии "Подарки", "Русская симметрия", "Озеро", "Мельница радости" из серии "Кижи" и многих других произведений В.Фомина.

Выплескивая гармонию своего внутреннего мира во внешний мир, он использовал мандалу в качестве закона гармонизации, как это делали древние художники. Принципы мандалы лежали в основе всякого творчества в первобытном обществе - создавались круглые каменные кладки, сейды, лабиринты, в орнаментах превалировали окружности, спирали, розетки… Вероятно, первый человек на генетическом уровне знал об энергетических полях подобных композиций, рисунков. Они объединяли различные уровни людей с окружающим пространством. Вот почему нанесение орнаментов на поверхность сосудов сопровождалось пением, танцами, жестами - ритуальными действиями, необходимыми для всеобщей гармонии.

В свое время "Танец" Матисса вдохновил Владимира Фомина на создание тринадцати работ в графике и в живописи, на которых изображено "Чертовое колесо". "Танец" Матисса бесконечен. Круг - начало и конец одновременно. Разорвать его и прервется Танец…Разве такое возможно? Попробуйте лишить святых их нимбов. Шар под ногами девочки Пикассо - с ним тоже ничего не должно случиться. "Чертовое колесо" Фомина не может остановиться. Жизнь, превращенная кистью художника в колесо обозрения, в аттракцион, олицетворяет прошлое, настоящее и будующее. Это механизм, позволяющий замкнуть три ипостаси во времени. Для их выражения человеком придуман часовой механизм - символ современного видения мира.

Расшифровки мандал обречены на тупиковые варианты. Как смысл жизни в самой жизни, так смысл мандал - в исцелительной энергии, в процессе познания энергетики и резервных сил организма, в поддержании гармонии в пространстве и обществе. Понимание сути этого вселенского универсального закона подвигло художника к созданию серии "Мандалы".

Первой работой в этой серии стала "Мандала машины". Из голубого и розового орнамента геометрических фигур соткан причудливый сюрреалистический образ вещи, которая ассоциируется с благами мировой цивилизации. Зрительный эффект, который несет в себе картина, совпадает с отношением ее автора к мандале как некой ионной конструкции. Своего рода это живописный апофиоз идей академика В. Вернадского и его последователей о сфере подсознания земли, в которой все фиксируется, о матрице, в которой для всего есть сценарий. В картине заложена идея машины как структурной частицы ноосферы земли. И эта идея удивительным образом решена понятными художественно привлекательными средствами. Бог создал машину раньше человека. Ее конструкция (мандала) всегда сущестовала в пространстве. Она была записана в космическом информационном банке до того, как появилась на земле. Мандала есть сама информация, поэтому изображение машины предельно информативно.

Фомин играет симметричными деталями (колеса - огромные выразительные снежинки) и ассиметричными элементами, наполняющими схему машины, а также символическую дорогу. Последняя представляет собой орнаментальную ленту, в которой легко угадываются архитектурные строения, предметы природного происхождения, массонские символы на фоне, который зритель вправе отождествлять с чем-то сугубо природным, подвижным, энергетически весомым, например, со снегопадом, метелью…

Его "Мандала машины" напоминает мандалы, которые буддисты выкладывают из раноцветного песка или риса. Она заключает в себе тот же смысл, что и пение тувинцев, услаждающее слух монотонностью или тантрические гармоники - духовные песнопения тибетских монахов, способствующие погружению в состояние медитации. Такую же гармонию в словесном выражении призваны создавать ритмичные руны эпоса "Калевала", "белый стих" книги для всех и ни для кого Ф. Ницше "Так говорил Заратустра". Неслучайно по мотивам именно этих произведений, созданных по закону Мандалы, Фоминым написаны серии работ. Человек не только видит через узор, но и слышит. В его ухе, как солдатики, выстроены звукоулавливающие нити (иголочки). На них обрушивается звук. Он несет мандалу, под воздействием которой выстраиваивается узор.

Закономерно, что истоки семантического значения слов "мандала", "тантра", "мантра" следует искать в разновидности древне-индийского языка, служащем для отправления культов. В переводе с санскрита "мандала" может означать не только "центр" или "круг", но символическую форму космоса. Тантра переводится как сюжет, развитие, расширение, которое в сочетании с мантрами - речевыми формулами превращается в бесконечность, в вечное возвращение. Достаточно вспомнить буддистское отношение к телу как храму, бесконечному космосу, в котором присутствует чувство потока энергии. Сакральный смысл "Мандал" Владимира Фомина, наверное, непостижим без понимания неких основ. Например, дзенбуддизма (кит. религия), провозгласившего превосходство интуиции в мире идей, где человек ощущает себя потерянным и нуждающимся в пояснениях, без знания принципа сентаизма (яп.религия) об изначальном единстве тела человека и природы, без знакомства с философией Ф.Ницше…

Поэтому серия "Мандалы" Владимира Фомина изначально создавалась как Вещь в ряду таких же Вещей. Многообразие картин, действующих на глаз, в сочетании с музыкой, действующей аналогично на слух, может восприниматься в качестве эталонов миропонимания человека, служить решению проблем, связанных с конфликтами, стрессами, нести мир и согласие.

Словно магические заклинания древних людей, отводящие страхи и болезни, предстают в современном прочтении черный квадрат и бело-голубая снежинка. Это картина "Черный квадрат в снегу" из серии "Мандалы".

Во многом работа несет на себе печать практических исследований. В июне 1995 года Владимир Фомин в качестве специалиста в области древних и современных орнаментов участвовал международном симпозиуме, посвященном проблемам первобытной археологии Восточной Европы и Урала. Во время научного форума художник имел возможность познакомиться с уникальными геологическими, архитектурными, археологическими памятниками эпохи энеолита. Увиденные им тогда культовые комплексы, обмен информацией с учеными разных стран имели первостепенное значение для обращения к серии "Мандалы" и конкретно к теме "Черного квадрата в снегу".

Выступления Фомина на форуме, равно как и его творчество, заинтересовали одного из организаторов симпозиума, профессора А. Журавлева и вдохновили его на создание научно-популярного труда "Древнейшее искусство и современность" (А.П.Журавлев, НАО "Пегрема",1999, Петрозаводск). Автор издания попытался осмыслить путь развития цивилизации, существовавшей много веков назад на месте современной Карелии, условно названной Пегрема. Он пришел к выводу, что мандалы использовались пегремцами в качестве символов сознания и эталонов истины. По мнению профессора, такие зрительные конструкции являются универсальными во все времена и у всех народов. Они являются универсальными для будущих поколений, поскольку несут в себе истину, заложенную в человеке и Вселенной изначально. В подтверждение своих рассуждений А. Журавлев ссылается на идеи, владеющие умами ученых со времен Эвклида и Пифагора (последний настаивал на том, что весь мир состоит из геометрических фигур, а Творец есть великий геометр).

А. Журавлев также указывает на присущий изначально человеку порядок вещей, который проявляется в разных видах творчества (в художестве, вышивке, резьбе, архитектуре). "Проявление этого закона" - пишет он, - "можно встретить на каждом шагу. Например, художник В.Фомин формирует произведения соответственно закону Мандалы. Это его картины "Крик", "Смерчь" и др. Древние художники Пегремской цивилизации эпохи меди более 5 тысяч лет назад создали композиции - развертки полностью соответствующие закону Мандалы. Они во многом сходны с рисунками В. Фомина. Мастера карельской вышивки с 17 по 21 век в своем творчестве создавали рисунки Мандалы. Эти рисунки имеют очень близкие сходства с энеолитическими развертками и рисунками В.Фомина. Если посмотреть на образцы архитектурных творений 17-20 веков Заонежских зодчих, то в них также наблюдается полное соответствие закону Мандалы: это и спирали, и круги, и розетки, и многие другие композиции, сходные с развертками орнаментов эпохи энеолита, рисунками В.Фомина, карельскими, вепсскими, саамскими полотнами". (стр.18. "Древнейшее искусство и современность")

Вышесказанное имеет прямое отношение к картине "Черный квадрат в снегу", более того, является ее историей. В картине заложена и воплощена в красках мысль о том, что в природе все состоит из геометрических форм. Эти формы стремятся к совершенству - кругу, в котором выражена абсолютная истина. Круглую форму имеют вселенная, планеты, земля с ядром в центре, от которого радиально распространяются энергетические лучи. Все от великого до малого в природе принимает идеальную форму круга или находится с ней в семантической связи. И даже самая маленькая песчинка или снежинка имеют свой неповторимый узор, свою историю.

Однако, то, что делает человек - все это стремится к угловатости, несет в себе квадратную форму. "Черный квадрат" К. Малевича есть человек, его несовершенство.

В картине два главных объекта - снежинка как символ божественного изобретения и "Черный квадрат", автор которого считал изображение геометрических фигур наивысшей формой искусства. Очевидно противостояние - объекты занимают основное зрительное пространство и расположены напротив друг друга - снежинка в верху, квадрат - внизу. Фоном для одного объекта служит космос, заполненный неисчилимым количеством более мелких, структурно непрочитываемых пятен-снежинок. Другой объект (эффект коллажа при отсутствии его признаков) буквально поставлен на символическую снежную дорогу и плотно вписан в архитектурную ленту из окон, дверей, крыш, заборов. Игра противоположностей достигается использованием белого и черного цветов, их сочетание с различными оттенками синего делает картину еще выразительнее.

Мандала снежинки через узор несет в себе божественную геометрию. Она - отголосок Вселенского разума. Частица, одухотворенная высшей, непостижимой математикой. То, что все Вещи на земле сотворены из узоров - атомов, молекул - это говорит о том, что за этими творениями стоит Бог. Снежинки - живые существа, мизерные, иногда невидимые человеческим глазом, живущие без света и тающие от тепла. Каждая имеет свою мандалу, на которую оказывает воздействие любое движение воздуха. Под воздействием звуков из снежинок может образовываться бесконечное множество узоров. Это свидетельство того, что сама жизнь имеет мандалу, впитывающую в себя все, что делает человек. Квадрат, если взглянуть на него с высоты ритмичного взаимодействия природа-человек-космос, предстает всего лишь узором на картине Творца. В мандале мира есть ключ к разгадке человечества. Она впитывает в себя квадрат человека. И в этом смысле "Черный квадрат в снегу" является частью Совершенства. Как и "Черный квадрат" К.Малевича, как человеческое существо и производное от него, представленное обоими художниками в виде квадратов.

Мысль о действии закона Мандалы в масштабах Вселенной и внутри каждого человека легла в основу другой работы из серии "Мандалы" - "Мандала белого квадрата". На этот раз расположение объектов на полотне не кажется антагонистичным, художественными средствами подчеркнута исключительная комфортность их сосуществования, возможность гармонии. В белом квадрате угадывается образ человека, устремленного к Творцу, к слиянию с божественным началом. Изображение трех снежинок вместо одной означает святую троицу - Бога, сына и святого духа.

Тема взаимоотношений человека с Богом посредством религии звучит также в работах "Мандала Иисуса Христа", "Троица", "Мандала Бога", "Тайная вечеря".

Здесь тоже уместны параллели с теорией "четвертого измерения" философа П. Успенский и "высшей реальностью" в понимании К. Малевича. Через серию Владимира Фомина "Мандалы" пролегает та самая дорога "высшей интуиции", о которой писал великий супремативист.

В картинах Фомина "Мандала Малевича" и "Здесь был С.Дали" искусству отведена роль средства познания духовного мира людей. По утверждению художника, творчество всегда отражало уровень развития интеллекта отдельной личности. Эти работы можно расценивать как способ общения тех, кто находится по разные стороны бытия.

Особый метафизический смысл, превосходящий материальное воплощение идей, Фомин вложил в создание композиций на темы, представленные в творчестве практически всех гениев изобразительного искусства и музыки. Это его работы "Мандала революции", "Мандала любви", "Мандала эроса", "Мандала мысли", "Мандала крика", "Мандала вечного возвращения".

В попытке отобразить универсальные конструкции явлений, без которых существование человечества немыслимо, он через призму закона Мандалы приблизился к пониманию их закономерности. При этом сами картины производят впечатление психологически оптимальных зрительных субстанций, заставляющих задуматься над смыслом вечности.

Одним из проявлений закона Мандалы следует считать возрождение традиций и обычаев, благоприятствующих состоянию мировых цивилизаций.

Дань таким традициям и обычаям художник отдал в работах "Мандала Преображенской Церкви", "Церковь Лазаря", "Мандала Калевалы", "Мандала Утки", "Два оленя". Картины, удивительные по выведению из форм некой доступной для художника формулы, призванной подтвердить истинность его концепции, по тонкости сочетаний дополнительных цветов. Они подкупают первозданностью живописных ощущений, стремлением к аллегорическому подтексту, к эффектной узорчатости, к декоративной музыкальности композиций.

В общую канву зрительных конструкций серии "Мандалы" благодаря элементам символики, модерна, примитива, заряженности положительными эмоциями наилучшим образом вписались сюжеты таких работ, как "Голова тигра", "Поцелуй", "Мандала розы", "Мандала страха". Страх, по мысли автора серии - самый большой грех. Он, как магнитная буря в космосе, нарушающая закон Мандалы, способствует разбалансированности обществ и народов, мешает равновесию и объединению, гармоничному распределению энергии космоса и человека. Мандала судьбы человека - нечто большее, чем линии на его ладони. Он сам по себе картина, в которой есть орнаментальность, узорчатость, симметрия, ритмичность… Все это в совокупности создает неповторимую мандалу - историю человека. Он умирает и его ионная мандала становится атрибутом земли, но душа, имеющая свою мандалу, может уходить в неведомые космические пространства, туда, где обитает "интуитивный разум" художника.

Мандалы Фомина - видения, погружение в глубины мироздания, ключи к новым открытиям, главенстово духовного над человеческими вещами и Вещь в руках Бога. Стремление создать серию под знаком чистоты творческой жизни, позволило художнику наполнить ее скрытым магнитизмом, живительной силой процесса познания истины.



Светлана Громова


Владимир Фомин
Слева на право:
В.Фомин, Пер Ян Педерсен,
директор галереи "Северная Норвегия".

Вверx   |   Назад   |   На главную
  Владимир Фомин: fomin@onego.ru