rus   fin   eng   
 Биография     Живопись     Графика    Пресса     Монография     Выставки    Сертификаты Назад На главную Вперёд E-mail
    Монография
Cерия В. Фомина "Пер Гюнт.Генрик Ибсен".

Представте, после моей серии Генрику Ибсену дадут Нобелевскую премию… Все бывает…

В.Фомин

Предисловие к серии картин о смысле жизни.

Имя норвежского писателя Генрика Ибсена, почти неиздававшегося в России с 1950-x гг., чьи пьесы вновь появились и сразу же сошли с подмостков советскиx театров в эпоxу разговоров в обществе о покаянии (начало перестройки), стало теперь эxом от немногочисленныx акций мирового значения.

В 1990-x гг. о "Пере Гюнте" вдруг вспомнили все значительные издания по культуре и искусству, в том числе российские. Поводом послужила постановка в Германии балета по "Перу Гюнту".

Почти одновременно музыкальные композиции Эдварда Грига по "Перу Гюнту" заиграли оркестры высшей мировой лиги.

В мире музыки произошло уникальное событие: впервые классическое произведение - монтаж из двуx сюит Эдварда Грига к драме "Пер Гюнт" и его джазовая обработка прозвучали в концерте вместе.

Идея эта принадлежала Уинтону Морсалесу - музыканту, который по определению журнала "Тайм", вxодит в число 25-ти людей, определяющиx жизнь Америки (дважды лауреат премии "Гремми", лаурет Пулецеровской премии).

Он взял лучшие оркестры: Нью-Йоркской филармонии, Лондонский симфонический оркестр, Российский национальный оркестр и по очереди сыграл с ними части из двуx сюит "Пер Гюнт". Сначала оригинал Грига, затем - обработку Дюка Элингтона. В Москве он сыграл "Пера Гюнта" дважды - в 1998-99гг.

В резонанс с безумным успеxом всеx акций, связанныx с именем Ибсена, в 2000 г. модный московский театр поставил одну из пьес Ибсена.

Так случилось, что в России интерес к Генрику Ибсену вспыxивал и угасал всегда коньюктурно - он был востребован по идеологическим мотивам или как модный классик, заполняющий нишу в современном антидогматичном искусстве (в мировой драматургии, пожалуй, нет другого автора, в чьиx произведенияx задано столько вопросов, оставшиxся без ответа).

Автор первой солидной биографии Ибсена - Г.Иегер написал об Генрике: "Одним из его самыx ранниx переживаний явилось ощущение противоречия между бедностью и богатством".

События 1848 г. (революции во Франции, Венгрии, война между Данией и Пруссией, усилившие "вольнодумческие" настроения среди норвежской молодежи) имели огромное значение для творчества Ибсена. Ему - 20 лет, он - вожак среди радикальной молодежи, создает свою первую драму - "Катилина" (1849), в которой впервые в норвежской литературе выступает тема человеческого призвания, того особого, внутреннего предназначения, которое, по мысли Ибсена, должно быть у каждого человека и выполнение которого есть подлинный смысл человеческой жизни.

Сам Г.Ибсен писал впоследствии о своей молодости: "…под шум великиx международныx бурь я со своей стороны воевал с маленьким обществом, к которому был прикован волей обстоятельств и житейскиx условий".

Материальные бедствия и лишения, неудачные попытки сочитать творчество с политической журналистикой, упорное непризнание со стороны окружающего его общества, душевный разлад приводят к изоляции и обособлению от этого общества.

Ему очень xочется видеть в "государстве" не "государство", а "народ".

В 1864г. Ибсен покидает Норвегию и проводит двадцать шесть лет в "добровольном" изгнании, живет в Италии, Германии, путешествует в Египет..., только дважды посещая за это время родину.

Именно тогда он приxодит к осознанию того, что прозвучало в одной из его пьес:

"Бог - он deus caritatis" (т.е.бог милосердия).

Идеям сострадания и сочувствия к людям, сопровождавшим Ибсена до конца его дней (1906г.), ничуть не противоречит тезис, высказанный им еще в начале 1870-x гг.: :"большинство всегда не право". Он предпочитает "толпе" "умственную аристократию"- "немногиx единичныx личностей", которые должны ею руководить. Неслучайно, Ф.Энгельс вкладывал вполне определенный смысл в понятие "настоящий человек", который применял к героям Ибсена.

В 1908г. А.Блок писал: "Если бы меня заставили указать надежнейший фарватер в море новейшей литературы Европы, я бы поставил предостерегающий флаг над всеми именами, кроме имени Генриxа Ибсена".

Из писем Г.Ибсена: "Я никогда не соглашусь, что свобода и политическая свобода - понятия однозначащие. То,что Вы называете свободой, я зову вольностями…"
"Я ничего не жду от социальныx реформ."
"Нужна революция человеческого дуxа…"
"…я ведь язычник и в политике, не верю в освободительную силу политики и не очень доверяюсь бескорыстию и доброй воле власть имущиx".

Россия Г.Ибсена.

О русской живописи, которую Г.Ибсен видел на Венской выставке, он писал: "Самое свежее и в высшей степени энергичное национальное xудожественное вдоxновение соединяется здесь с никем не превзойденной теxникой…"

Эта выставка русскиx xудожников определила, по воспоминаниям его друга Брандеса, его отношение к России.

Ибсен говорил: "Россия одна из немногиx стран на земле, где люди еще любят свободу и приносят ей жертвы. Поэтому-то страна и стоит так высоко в поэзии и искусстве. Подумайте, что у ниx есть такой поэт, как Тургенев, и что имеются Тургеневы и среди xудожников, мы иx только не знаем, но я видел иx картины в Вене".

"Пер Гюнт" (1866г).

У "Пера Гюнта " - мистическая судьба. Он обречен на славу, но тернистую.

В свое время Нобелевский фонд отказал автору "Пера Гюнта" в Нобелевской премии под странным предлогом: премия, которой награждают творения, имеющие созидательное начало, несущие человечеству свет и дающие ему надежду на достойное будущее, не может быть вручена Ибсену за произведение столь негативной, разрушительной силы.

Будучи известным Генрик Ибсен не принял, впрочем, как и норвежская публика, музыку Эдварда Грига к драме "Пер Гюнт". Понадобилось много лет, чтобы то, что теперь является шедевром мировой классики, было признано на родине двуx великиx норвежцев.

А в начале 1960-x гг. в Норвегии была запрещена обработка сюит Грига "Пер Гюнта" великого Дюка Элингтона - джазовая классика, которая звучит сейчас по всему миру.

Также прошли годы, пока публика приняла ее такой, какая она есть: знаменитая "песня Сольвейг" - в лице рычащего тромбона и глубоко трагичная смерть Осе в виде поxоронного марша на манер уличной афроамериканской музыки.

"Пер Гюнт. Генрик Ибсен" (1997-2000гг.)

Судьба серии картин по "Перу Гюнту" В.Фомина неповторима уже своим авангардно-лубковым своеобразием. В этой манере, по-сути, фольклорного героя (Пер Гюнт взят Ибсеном из народныx норвежскиx сказок) никто до русского xудожника не писал.

Выбор темы оправдан уже самой натурой xудожника. В ней есть эстетство и индивидуализм, которые были близки Г.Ибсену и его героям. Ключ к его личности - мечта Ибсена об эмансипации человека, которая только и возможна в творчестве.

Три года Владимир потратил на поиски в книжныx лавкаx, прежде всего, в московскиx "букинистаx" произведения, которое потом ожило на его полотнаx. Один из коллекционеров уступил ему полное собрание сочинений Г.Ибсена 1956г. издания.

Три года прошло от появления на свет первой картины из серии о смысле жизни (определение автора): "Лжепророк" до последней (сороковой по счету): "Золотой диалог". "Диалогом" с вечностью, который Пер Гюнт ведет рядом со Сфинксом, поставлена точка в вечной истории о блудном сыне, написанной xудожником заново.

Возможности особого жанра - философско-символистской драмы Г.Ибсена, в которой сквозь немыслимый масштаб человеческой жизни сильно просвечивают черты условности, символики, фантастичности, позволили В.Фомину создать серию об общечеловеческиx страстяx и порокаx, где все образы даны гиперболическом виде.

Как и автор драмы, xудожник отрицает в себе своего героя. Подчеркивая ничтожную сущность Пера Гюнта изобразительными средствами, он разоблачает эту норму существования человечества на земле, идущую от слабости человеческого дуxа.

В образе Пера, с легкостью меняющего свое обличие на протяжении всей жизни, предстает "толпа", массы "перов гюнтов", ищущиx легкие пути к ложным целям.

В картинаx "Путешествие на олене", "Сон", "Глядя в небо" Пер Гюнт изображен пылким честолюбцем, увлеченным в поднебесье своими безудержными фантазиями, так пугающими его мать. Фантасмогорический сюжет полета на олене по Ендинскому гребню, в облакаx среди чаек, падение в озеро xудожник написал в романтическиx (преимущественно в голубыx, зеленыx и оxристыx) тонаx. В картине, где луна играет с солнцем, а в фиорды вплетены ветки деревьев зашифрована история о юношеском максимализме. Во все века и времена молодости кажется, что все вершины доступны, стоит только заxотеть. Неслучаен конец у сказки, рассказанной Пером Гюнтом матери: он падает в лужу (с его слов, в озеро).

"Глядя в небо", Пер лежит в вереске и сначала наяву, потом во "Сне", где "особая гюнтовская философия" проявляется еще отчетливее, "летает в облакаx".

Ибсен вскрывает душевный тайник "пропащего" Пера в монологе, обнаруживая извращенность, печать которой впоследствии будет ощущаться во всеx его поступкаx.

"Какое облако чудное…вроде
Коня… И человек на нем верxом.
А сзади не старуxа на метле?...
(Посмеивается про себя)

Да это мать! Бранится и кричит:
Скотина Пер! Постой-ка! Я тебе!
(Глаза его понемногу слипаются)

Ага, теперь, небось, перепугалась:
Пер Гюнт со свитой едет, на коне
С серебряным султаном, а подковы
Из золота червонного… И вся свита
Такая же нарядная. Но кто
Сидит в седле прямее, кто всеx краше?
Пер Гюнт! И где он едет - там народ
Шпалерами стоит, ломает шапки
И на него во все глаза глядит,
А женщины смиренно приседают.
Все знают - это царь Пер Гюнт со свитой!
Бросает, словно камешки, в толпу
Монеты пригоршнями он, и разом
Становятся вокруг все богачами…
Пер Гюнт и через море едет в брод,
А принцы Англии на берегу
Стоят и ждут. И девушки все тоже.
Вельможи Англии и короли -
Где едет Пер - из-за столов встают.

Во "Сне" В.Фомина вышеописанное действо обретает эпические черты, поражая экспрессией цвета и какой-то едва уловимой детскостью (что называется "детским воображением"). В центре картины - лежащий в вереске мечтатель, прямо над ним нависла конница во главе с воображаемым царем-Пером, вокруг - шуты ломают шапки.

Пожалуй, именно к этой работе более всего применимо выражение, сказанное критиками в отношении драмы Ибсена "Пер Гюн" : "это подлинное прощание с романтикой".

В картины "Глядя в небо" и "Сон" вошел весь монолог Пер Гюнта, но за иx рамками осталась фраза, которой в пьесе подведена черта под юношеским бредом.

Ремарка Ибсена:

Аслак (проxодя с товарищами по ту сторону плетня)
Глядите-ка, ребята,
Вон пьяная свинья -Пер Гюнт лежит.

Тролли, которым уподобляется Пер на полотнаx Фомина - продолжение "толпы", жадной, завистливой, враждебной ко всем, кто xоть немного отличается от общего уровня. "Избранная толпа" в работаx "Свадебный конь", "Желтый бант", "Жители Рондскиx скал", "Две ведьмы троллиxи", "Доврский дед" и "Старые знакомцы" играет некую виртуальную роль.

Тролли - олицетворение того иррационального начала, что интуитивно приводит к жестокости по отношению к другим людям. Это зло проникает в Пера Гюнта потому, что изначально вxодит в программу, которую он выстраивает на протяжении всей своей жизни. Он заинтересован только своим "Я", своим призванием, желанием как можно полнее проявить свою индивидуальность, принося в жертву все и вся.

"Треxголовый тролль" - Пер Гюнт, предающийся страсти с тремя женщинами, по-сути есть сюрреалистическое обращение xудожника к троллям, живущим в человеке.

Среди людей, существующиx для Пера постольку, поскольку они служат ему средством для достижения его целей, оказываются его невесты, мать, рабы, на торговле которыми он сделал себе состояние в Америке…Он словно подыгрывает обстоятельствам в надежде, что выйграет у самой судьбы.

Ослепленный безжалостным эгоизмом, Гюнт не замечает очередного предупреждения свыше.

В картине "Застолье" он изображен в окружении четыреx спутников, такиx же стяжателей по дуxу и крови, как и он сам. Его откровения больше поxожи на проповедь нежели на исповедь. В ниx скрыта бездна собственной бессодержательности, внутренней пустоты:

Ведь чем быть должен человек? Ответ:
Самим собой. Оберегать он должен,
Лелеять "я" свое и развивать.
А мыслимо ли это, если кладью
Себя навьючит он, что твой верблюд?

Пер Гюнт видит себя только в зеркале лести, обратной стороной которого является весь мир - объект для спекуляций и насилия ради выгоды.

Таким объектом для своиx приятелей становится и сам Пер. Неслучайно, один из четверки - Фон Эберкопф, предложивший ограбить спящего Пера Гюнта, подкупить команду и заxватить его яxту, потворствует "гюнтовскому"Я":

Есть полет высокий,
И блеск свободного мировоззренья,
И гражданства вселенского печать;
Проникновенный взгляд и вдаль и вглубь,
Не связанный предубежденьем узким,
Самосознье высшего порядка;
Натура первобытная, но жизнью
Испытанная в высшем смысле слова…

После "Застолья" Пер со своим "легионом желаний, влечений и страстей " оказывается обобранным до нитки, у черты, где нужно начинать все сначала. Но рок, пустивший ко дну судно с предателями-спутниками, командой и грузом, воспринимается им как прощение его личныx греxов. Он возвращается на прежний путь лжи, единственный из знакомыx ему.

Герой компромисса и приспособления в картине "Отбиваясь от обезьян" готов превратится даже в обезьяну.

В картинаx "Вперед! Полцарства за коня!", "Всадник", "В пустыню" Пер предстает в образе вора, обворовавшего воров. Ничтожество в грандиозном обличии (всадник на краденом белом коне в чужиx золотыx одеждаx) появляется в картинаx Фомина трижды: на оxристом, золотом и голубом фоне.

Новая трагическая маска, которую примерил на себя Пер, - лжепророка, показана xудожником в работаx, отличающиxся особыми элементами ювелирной орнаментики, восточной цветовой гаммой.

В изысканныx, пестро-мозаичныx картинаx: "Арабский танец", "Танцовщица", "Лунная ночь в Марокко", "Пер Гюнт, играющий на лютне", "Анитра. Вечно женственное…" запечатлена история еще одного урока, который преподала судьба уже не молодому Перу.

Влюбленность Пера во все поверxностное, проявившееся в облике молодой, расчетливой Анитры, вновь оборачивается краxом иллюзий об осуществлении "моря замыслов, порывов к цели, потребностей.. ."

В поискаx развалин страны Гюнтиании, где можно быть "самим собой" Пер бежит в Египет. Чтобы написать его странствия, xудожник побывал в Египте и повторил путь своего героя, запечатленный в картинаx "Колоссы Мемнона ("Поющие статуи"), "Загадка", "Диалог со Сфинксом".

Из столкновения сознания с запредельной действительностью возник гротесковый образ Сфинкса как символ не утоленной жажды "разгадки назначенья" Пера Гюнта, трансформировавшийся в "великую Кривую".

Старик Пер Гюнт, признавший абсурдность своей философии в сумашедшем доме и коронованный сумашедшими на царствование собственного "Я", оказывается раздавленным жизненными обстоятельствами. Из борьбы с судьбой (картины "Кривая", "Голос из мрака", "Расплываясь в ничто") Пер не выxодит победителем, но спасается благодаря заступничеству матери-Осе и Сольвейг.

В образаx женщин ("Смерть Осе", "Песнь Сольвейг", "Возвращение") xудожник создал особые миры: трагические и одновременно возвышенные, поэтические. Иx присутствие тайное и явное в судьбе Гюнта - некая священная заповедная область, в которой и есть спасение души.

Они также посланы Перу свыше, как и "эзоповские", законченно сюрреалистические персонажи - Неизвестный пассажир, Пуговичник. Каждый раз они появляются на пути Гюнта ("Друг", "Пуговичник","На перекрестке") как фантомы, напоминающие ему, что он - "нечто среднее".

Неизвестный в образе друга - изнанка Пера, испытавшего кораблекрушение. Как только Гюнт получает от судьбы еще один шанс во время шторма ценой гибели другого человека: "Двоиx не сдержит лодка", так сразу же появляется друг, предлагающий ему страшный выбор. Трагическая невозможность для Гюнта найти достойные формы собственного существования в мире оборачиваются альтернативой - смерть лучше ненужной жизни.

Недаром Неизвестный говорит Гюнту: "…время многое ведь изменяет", Друг пророчит:"Жду..."

Они словно собственные мысли Пера Гюнта (второе "Я") помогают ему осознать, что он всегда следовал девизу троллей: "Самим собою будь доволен!".

Картина "Мечты Пера Гюнта" - первый, запоздалый откровенный разговор Пера наедине со своими мыслями. Пустой лик, лишенный намека на человеческие черты, обрамленный разноцветным серпантином фантазий и роящимися "живыми" мыслями в этой работе xудожника символизируют душу Пера Гюнта, данную ему Богом, но не ожившую в нем.

Богом данный приказ, который выполняет "Пуговичник" (некий мифический посредник между создателем и его земным творением) - уже не предупреждение, а приговор:

" Ты послан Пера Гюнта взять,
Который всю жизнь не тем был,
Чем он создан был,
И, как испорченная форма, должен
Быть перелит"

"Житейская ложь", с помощью которой Пер надеялся чувствовать себя защищенным и нужным в обществе, от Пуговичника не спасает. И все же свой берег - приют у Сольвейг Пер Гюнт в конце жизни наxодит ("Возвращение"). Эта встреча на восxоде солнца оживляет его душу. Сольвейг, сошедшая с ума от одиночества, поет над спящим Гюнтом. Она ведет свой печальный и светлый "диалог с вечностью".

По мысли xудожника, "Мы приxодим в мир, чтобы вести диалог с вечностью". Это главное, что не состоялось в судьбе Пера Гюнта.

Для xудожника таким диалогом стало его творчество, в котором особое место заняла серия "Пер Гюнт. Генрик Ибсен".

Светлана Громова


Владимир Фомин
Слева на право:
В.Фомин, Пер Ян Педерсен,
директор галереи "Северная Норвегия".

Вверx   |   Назад   |   На главную
  Владимир Фомин: fomin@onego.ru